Социальные отношения 22-33

Начало формы
Нормы права, в отличие от норм морали,
  1) регулируют общественные отношения
  2) обеспечиваются силой государства
  3) основаны на представлениях о добре и зле
  4) являются воплощением идеала справедливости

Конец формы

13C941
Начало формы
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальный контроль корректирует ___в_______(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых ___ж_______(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. _____а_____(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми ___з_______(4). В процессе _____д_____(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства _____и_____(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
 
А) внутренний контроль
Б) обязанность
В) поведение
Г) стратификация
Д) социализация
Е) внешний контроль
Ж) санкции
З) нормы
И) долг
 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Конец формы

37DE2C
Начало формы
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение. Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь. в процессе социализации человек узнает ценности и традиции своего народа тем самым "окультуривается"
  • Общаясь с людьми человек постигает культуру общения
  • Питаясь человек постигает культура приема пищи
  • присутствуя на концерте человек постигает культуру музыки

Конец формы

2FEECF
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

Конец формы

6D841C
Начало формы
По какому признаку образуются такие социальные общности, как католики, православные и протестанты?
  1) территориальному
  2) этническому
  3) стратификационному
  4) конфессиональному

Конец формы

DFF43A
Начало формы
Характерной социальной ролью для старшеклассника является роль
  1) избирателя
  2) члена формальной группы
  3) военнослужащего
  4) члена общественного объединения

Конец формы

028E58
Начало формы
Кризис современной семьи в демократических странах вызван, в частности,
  1) увеличением рождаемости
  2) отсутствием юридического равноправия мужчин и женщин
  3) различием политических взглядов супругов
  4) возрастанием трудовой занятости женщин вне дома

Конец формы

E7D24B
Начало формы
Ученые опросили группу 25-летних россиян. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в диаграмме.

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?

  1) Россияне (независимо от пола) являются сторонниками патриархального типа отношений в семье.
  2) Большинство опрошенных россиян имеет многопоколенную семью.
  3) Мужчины почти в равной степени готовы как к патриархальному, так и к демократическому типу семейных отношений.
  4) Большинство участвовавших в этом опросе женщин предпочитают заниматься домашним хозяйством.

Конец формы

96941A
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Общество осуществляет контроль только посредством писаных правил и норм.
Б. Одним из методов социального контроля является убеждение.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

5C59CE
Начало формы
Запишите слово, пропущенное в схеме. Ответ:Мораль

Конец формы

Начало формы
Установите соответствие между примерами и видами социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ
А) общественные объединения должны быть зарегистрированы государственным органом
Б) запрещается деятельность общественных объединений, цели которых направлены на разжигание межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений гарантируется законом
 
1) правовая
2) моральная

Ответ:1121

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Конец формы

F635EF
Начало формы
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В Новгороде действует специальный центр общественного движения «Женский парламент», где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из России и зарубежных стран. (2)Администрация Новгородской области выделила «Женскому парламенту» 120 тысяч рублей. (3)Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы «Развитие лидерских качеств женщины». (4)Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.

Определите, какие положения текста носят

 
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
 

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ:ААББ

Конец формы

5BBB45
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология, социальная психология «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).

Конец формы

9B4938
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).

ооКонец формы

р
Начало формы
Социальные группы выделяются
  1) по профессиональному признаку
  2) с учётом генетических особенностей организма
  3) в зависимости от степени одарённости людей
  4) с учётом индивидуальных психологических особенностей людей

Конец формы

288E9A
Начало формы
Доброжелательное расположение – это пример применения санкций
  1) формальных позитивных
  2) формальных негативных
  3) неформальных позитивных
  4) неформальных негативных

Конец формы

0D0C67
Начало формы
К основам патриархальной семьи относится
  1) совместное проживание нескольких поколений
  2) равное участие мужчин и женщин в общественном труде
  3) совместное обсуждение семейных проблем
  4) экономическая независимость женщин

Конец формы

1D35F5
Начало формы
В ходе социологического опроса 2004 года предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Если говорить о жизни вашей семьи, какие цели вы, члены вашей семьи, ставите перед собой?». Полученные данные отражены в диаграмме: В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме?
  1) Большинство опрошенных находится ниже черты бедности.
  2) Более половины опрошенных сравнивает свое материальное положение с другими гражданами страны.
  3) Большинство опрошенных ориентировано на западные стандарты потребления.
  4) В стране увеличилась численность среднего класса.

Конец формы

61A772
Начало формы
Верны ли следующие суждения о современной семье в европейских странах?
А. В современном западном обществе преобладает патриархальный тип семьи.
Б. В большинстве европейских стран увеличивается число «свободных брачных союзов».
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

0841A3
Начало формы
Действие каких социальных норм обеспечивается силой государственного принуждения?
  1) моральных
  2) религиозных
  3) корпоративных
  4) правовых

Конец формы

Начало формы
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этнонациональному признаку. Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры. Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Конец формы

62D174
Начало формы
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации. Ответ: социальная стратификация- разделения общества на слои. Есть слои с одинаковым положением в обществе, и расслоение на страты. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных неравенств между ними.

Конец формы

9D0E48
Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).

Конец формы

342E7A
Начало формы
Социализация личности заключается в (во)
  1) приобщении к миру человеческой культуры
  2) создании человеком того, чего нет в природе
  3) индивидуальных особенностях сознания человека
  4) взаимосвязях между отдельными людьми

Конец формы

8490BB
Начало формы
Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к
  1) пролетариям
  2) социальным низам
  3) «синим воротничкам»
  4) маргиналам

Конец формы

E6AD53
Начало формы
Древнегреческий писатель Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание – пример нормы
  1) эстетической
  2) религиозной
  3) морали
  4) права

Конец формы

Начало формы
Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию
  1) поддержки и опеки над престарелыми
  2) биологического воспроизводства
  3) организации потребления
  4) разделения труда

Конец формы

Начало формы
Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобиль­ности?
А. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.
Б. Общественные изменения – один из факторов, влияющих на социальную мобильность.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

98008B
Начало формы
Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ПРИМЕРЫ   ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) учёный-историк начал преподавать в университете
Б) научный работник получил учёную степень кандидата наук
В) офицер получил внеочередное звание
Г) молодожёны переехали жить из одного села в другое
Д) автомеханик перешёл на работу в другой автосервис
 
1) вертикальная
2) горизонтальная

Ответ:11122

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Конец формы

E2EA03
Начало формы
Назовите три характерные черты семьи демократического (партнерского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
  • У мужчин и женщин равные права : нет более главного в семье, решения принимаются с обоюдного согласия.
  • Обязанности членов семьи не закреплены жестко: могут меняться в зависимости от ситуации, если мама обычно моет посуду после ужина, но сегодня она занята ,то папа может ее помыть.
  • Главной ценностью в такой семье признается автономия личности: не навязывания своих предпочтений своему партнеру (например при выборе мебели).

Конец формы

Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

Конец формы

6D13BA
Начало формы
Слава и почет – это пример применения санкций
  1) неформальных позитивных
  2) формальных позитивных
  3) неформальных негативных
  4) формальных негативных

Конец формы

0CFA59
Начало формы
Хозяйственно-экономическая функция семьи проявляется в
  1) предоставлении определенного статуса
  2) регламентации поведения
  3) организации семейного потребления
  4) обеспечении социальной безопасности

Конец формы

2C7148
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль способствует поддержанию стабильности общества.
Б. Социальный контроль позволяет индивидам успешно интегрироваться в общество.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

70FF3F
Начало формы
Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) бойкот
  2) аплодисменты
  3) насмешка
  4) увольнение
  5) комплименты
  6) улыбка

Конец формы

DD6E67
Начало формы
В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавался вопрос: «Кто из членов семьи должен распоряжаться семейным бюджетом?». Результаты опроса представлены в диаграмме. На основе приведенных данных сделайте вывод о том, какой тип семьи наиболее популярен среди опрошенных граждан страны Z. Свой вывод обоснуйте. Укажите любые два признака семьи данного типа. Ответ: Наиболее популярен демократический вид семьи.
  • У мужчин и женщин равные права.
  • Главной ценностью в такой семье признается автономия личности.

Конец формы

Начало формы
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Социология «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).

Конец формы

6D5D04
Начало формы
В ходе социологического опроса, посвященного вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что должна давать школа в первую очередь?»Полученные данные представлены в диаграмме (% от числа опрошенных). Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
  1) Среди всех опрошенных преобладает следующее мнение: школа должна давать, в первую очередь, знания.
  2) Опрошенные считают, что школа должна, в первую очередь, давать воспитание и общую культуру.
  3) Знания как результат работы школы отмечает большая доля 20-29 летних респондентов, чем 40-50 летних.
  4) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для сорокалетних респондентов.

Конец формы

1151F2
Начало формы
Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как лондонцы?
  1) социально-классовый
  2) этнический
  3) демографический
  4) территориальный

Конец формы

561E9E
Начало формы
К формальным позитивным санкциям относят
  1) лестные отзывы коллег
  2) дружеское признание лучших качеств
  3) доброжелательное расположение
  4) государственные награды

Конец формы

Начало формы
В семье К. существует традиция: собираться вечером всем вместе, рассказывать о событиях дня, обсуждать возникшие проблемы. Это – пример функции
  1) репродуктивной
  2) социально-статусной
  3) хозяйственно-бытовой
  4) эмоционально-психологической

Конец формы

EC227F
Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Любую социальную группу характеризуют общие социально значимые признаки.
Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

DC7B6E
Начало формы
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Нации

Конец формы

A52B49
Начало формы
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В России проживает более 100 больших и малых _________И_ (1) общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах _______А___ (2), еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели – национальные лидеры, которые проводили политику «раздувания» __________ (3) и сепаратизма, используя различные способы манипулирования сознанием молодежи. Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные ____Е______ (4) и протекают по-разному. Они ограничивают сферу ____Ж______ (5) между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. Кроме того, насилие становится фактом общественного ____Г______ (6), повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха».   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
 
Cписок терминов:
А) демократия
Б) политический
В) национализм
Г) сознание
Д) обучение
Е) причина
Ж) общение
З) последствия
И) этнический
 

Конец формы

C9D189
Начало формы
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 1.Суть социализации личности 2.

Конец формы

7DFFD8
Начало формы
В ходе социологического опроса 2009 г. респондентам был задан вопрос: «Допустима ли передача в частные руки памятников истории и культуры, музеев, театров?» Полученные данные представлены в графической форме: Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
  1) Подавляющее большинство респондентов считают передачу в частные руки памятников истории и культуры, музеев, театров нормальной практикой.
  2) Половина опрошенных допускают передачу в частные руки памятников истории и культуры, музеев, театров только в случае финансовой неспособности государства их содержать.
  3) Более половины опрошенных не допускают передачу в частные руки памятников истории и культуры, музеев, театров.
  4) Респондентов, считающих, что передача в частные руки памятников истории и культуры, музеев, театров недопустима, меньше, чем тех, кто считает это нормальной практикой.

Конец формы

F748D8
Начало формы
Ознакомьтесь с данными Росстата об изменении потребительских расходов семей россиян в 2002–2007 гг.   СОСТАВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц)
Группы расходов 2002 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г.
Продукты питания 902,3 1206,4 1406,2 1857,3
Жилищно-коммунальные услуги, топливо 188,2 362,1 480,7 761,2
Транспорт 201,6 342,0 516,3 1083,4
Связь 38,6 98,7 155,3 251,3
Всего: 2167,7 3350,0 4239,2 6540,7

Какой вывод может быть сделан на основе приведенных данных?

  1) Расходы на продукты питания в 2002–2007 гг. составляли более половины в структуре расходов домашних хозяйств.
  2) Расходы на жилищно-коммунальные услуги – вторые по величине в структуре расходов домашних хозяйств в 2002–2007 гг.
  3) В наибольшей степени в 2002–2007 гг. возросли расходы домашних хозяйств на услуги связи.
  4) Расходы на коммунальные услуги, транспорт и связь составляли в 2002–2007 гг. больше половины всех расходов домашних хозяйств.

Конец формы

235BF3
Начало формы
К малой социальной группе можно отнести
  1) ветеранов труда
  2) пенсионеров одного города
  3) студентов университета
  4) учеников класса

Конец формы

4AFFC5
Начало формы
Репродуктивная функция семьи выражается в
  1) воспитании детей в традициях семьи
  2) опеке над малолетними и престарелыми
  3) воспроизводстве населения
  4) создании благоприятного психологического климата в семье

Конец формы

E535ED
Начало формы
Врач получил государственную премию. Это пример
  1) социального статуса
  2) социальной санкции
  3) социальной нормы
  4) социальной роли

Конец формы

Начало формы
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Конец формы

3C9911
Начало формы
Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.

Конец формы

Наши рекомендации