Этнос как койнема. Качественные особенности этноса.
Этнос является базовой формой общества. Этнос лежит в основе любого общества, создает общество и его структуры. Но сам этнос не имеет привычных социальных структур, то есть представляет собой общество с нулевой дифференциацией. Этнос есть общество, дифференциация в котором минимальна, стремится к нулю или (теоретически) вообще отсутствует. «Койнема» - означает что-то «общее», «всеобщее», «основное», а также «общество», «община», «основа». Койнема в таком случае будет означать то неделимое начало, которое лежит в основе общества. В таком понимании этнос есть койнема. Общество в широком смысле создано на этнической основе и произрастает из этнического ядра (чаще всего из нескольких ядер) как из своего зерна. Качественные особенности: 1. Разные этносы имеют разные этосы (в переводе с греческого означает нрав, обычаи). 2. Общечеловеческого этноса не существует, этнос всегда конкретен. 3. Единство языка. Язык объединяет этносы. 4. В истоке этноса всегда лежит миф (легенда о его происхождении). 5. Этнос – открытая сфера.
Базовые понятия этносоциологии.
Базовыми понятиями этносоциологии является цепочка: этнос – народ (лаос) – нация – гражданское общество – глобальное общество – постобщество.Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме). Народ – первое производное от этноса, народ качественно более сложная организация чем этнос. Народ – это этнос, вступивший в историю. В народе целостность этноса уже нарушается, в народе может возникнуть неравенство, в этносе такого нет. Этнос по своей сути статичен, народ – подвижен. Народ, как исторический феномен обязательно производит государство, религию, цивилизацию. Нация – вторая производная от этноса. Нация – понятие строго политическое, неразрывно связано с государством. Для народа характерен коллективизм, массовость, а для нации – индивидуальность. Элементом нации является гражданин данного государства. Нация состоит из граждан, совокупность которых явл. населением. Гражданское общество – еще одно производное от нации: это социологическая абстракция, представляющая собой проект существования граждан без национального государства, то есть содержание без формы. Это общество мыслится как основанное исключительно на индивидуальной идентичности. Г.О. мыслится изначально выходящим за пределы нац. государств и противопоставляется им. Впервые это термин был введен Э. Кантом. Г.О. в итоге обязательно станет глобальным – высшую форму общества гражданского, как его оптимальное и конкретное воплощение, в котором государства-нации сливаются в одно наднац. образование, которое превращается в основу постнац. демократического сверх-государства. Последней производной этноса будет постчеловеческое общество, или постобщество, представляющее собой ассоциацию киборгов, мутантов, клонов и машин.Развивается идея постчеловека, который должен прийти на смену человеку как индивидууму.
Основные концепты этноса.
Этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием. Основные составляющие этноса являются (концепты этноса); Этнос не может существовать без: Этническое самосознание–представления этноса о собственной сущности, своего положения в системе взаимодействия с другими народами, своей роли в истории человечества.Наличие этнического сознания необходимо предполагает существования общего названия этноса — этнонима. У этноса может быть несколько названий, одно из них — самоназвание, другие — имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам. Этническое самосознание невозможно без самоназвания.Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом. Язык – языковой концепт является основной формой выражения социокультурного бытия этноса. Этнос существует, пока существует язык. Общая культура – каждый этнос обладает своей, отличающейся от других, культурой, своими обычаями, традициями, верованиями и т. д. Общая территория проживания – каждый этнос занимает определенную территорию. Эта территория в ходе исторических событий может изменяться, уменьшаться, увеличивать, сдвигаться.
7. Народ – первая производная от этноса.
В этносоциологии концепт «народ» (λαός - «лаос») существенно отличается от концепта «этнос». Народ представляет собой социальную организацию общества, качественно более сложную, чем этнос. Этнос статичен. Лаос подвижен. В народе целостность этноса нарушается. Структура общества качественно усложняется. Возникают социальная стратификация и выделение четких социальных групп. В народе уже есть классы и дифференцированные профессиональные и иные социальные градации. Начинается процесс разделения труда. Народ есть этнос, вступивший в историю. В народе начинается выделение различных социальных страт, которые обособляются друг от друга. У каждой страты формируются свои социологические особенности. Часто страты приобретают форму фиксированных каст. Перейти из одной касты в другую сложно или почти невозможно. Складывается институт рабства и практика наемного труда. Качественно меняется система мифов и обрядов. Они также дифференцируются по кастовому принципу. В образовании народа всегда с необходимостью участвуют несколько этносов - два или более. Никогда народ не образуется путем количественного роста этноса. Один из этносов или группа этносов образуют в ходе сложных социологических, политических и экономических процедур высшую страту; другой этнос (или группа этносов) - низшую. Народ, как исторический феномен обязательно производит государство, религию, цивилизацию.