Способы связи с аудиторией.
Как вступить в контакт с членами выборки? По телефону, по почте или посредством личного интервью? Все методы полезны, но в зависимости от целей, поставленных перед нами.
Интервью по телефону- лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Три основных недостатка телефонных интервью: опрашивать можно только тех, с кем есть связь, беседа должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера, сравнительно невысокое количество возможных респондентов.
Анкета, рассылаемая по почте,может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и/или скорость возврата таких анкет обычно низки. Исключение составляет Е-mail, где скорость ответа является мгновенной.
Личное интервью- самый универсальный из трех методов проведения опроса. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью - самый дорогой из трех методов и требует более тщательного административного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов: индивидуальные и групповые.
Индивидуальные интервьюпредполагают посещение людей на дому - или по месту работы или встречу с ними на улице. Интервьюер должен заручиться их сотрудничеством, а сама беседа может длиться от нескольких минут до нескольких часов. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому можно вручить небольшой подарок.
Групповое интервьюзаключается в приглашении 6-10 человек на несколько часов для беседы со специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или какой-то иной маркетинговой проблеме. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы и отрасли деятельности, о которой пойдет речь, и умением разбираться в специфике динамики группового и потребительского поведения. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными или вводящими в заблуждение. За участие в беседе опрашиваемым обычно выплачивают небольшое денежное вознаграждение. Беседа, как правило, проходит в приятной обстановке. Ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью в расчете на то, что динамика группового поведения позволит выявить их подлинные чувства и мысли. Высказывания записывают вручную или с помощью диктофона и затем изучают, пытаясь разобраться, как, например, потребители принимают решения о покупке. Групповые интервью становятся одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяющих глубже понять мысли и чувства потребителей.
Орудия исследования.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства.
Анкета- самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, апробирования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить сточки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Вопросы могут бытьоткрытыеи закрытые. И в зависимости от этих вопросов выделяют также два типа анкет: открытые и закрытые.Закрытый вопросвключает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них (таблица 3). Открытый вопроспостроен таким образом, что ондает опрашиваемым возможность отвечать своими словами (таблица 4). Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать и сводить в таблицы. До начала широкого использования вопросы следует предварительно опробовать.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.
Таблица 3. Примеры закрытых вопросов анкет.
Название вопроса | Описание сути | Пример | ||||||||||||||||||||||||
Альтернативный вопрос | Вопрос, предлагающий выбор из двух ответов | Если у Вас болит голова, вы обращаетесь к врачу?
| ||||||||||||||||||||||||
Вопрос с выборочным ответом | Вопрос, предлагающий три или более вариантов ответа на выбор | Кто или что является для Вас наиболее надежным источником информации о лекарственных средствах?
| ||||||||||||||||||||||||
Вопрос со шкалой Лайкерта | Вопрос с предложением указать степень согласия или несогласия | По Вашему опыту, молодые провизоры в аптеке менее компетентны, чем пожилые?
| ||||||||||||||||||||||||
Семантический дифференциал | Шкала разрядов между двумя понятиями, в которой опрашиваемый выбирает точку, соответствующую направленности и интенсивности его ощущений | Отметьте, пожалуйста, разнообразие ассортимента в аптеке:
| ||||||||||||||||||||||||
Оценочная шкала | Шкала ранжирования любого признака, от «неудовлетворительно», до «отлично» | Оцените, пожалуйста, обслуживание в аптеке:
|
Таблица 4. Примеры открытых вопросов анкет.
Название вопроса | Описание сути | Пример |
Вопрос без заданной структуры | Вопрос, на который опрашиваемый может ответить практически бесчисленным количеством способов | Какого Вы мнения об аптеке «Ромашка»? |
Подбор словесных ассоциаций | Опрашиваемому называют по одному слову и просят назвать в ответ первое пришедшее на ум слово | Какое первое слово приходит Вам на ум, когда Вы слышите следующее? Провизор___________________ Аптека_____________________ Лекарство__________________ |
Завершение предложений | Опрашиваемому предлагают по одному незаконченные предложения и просят их завершить | Я прихожу именно в эту аптеку, потому что________________ |
Завершение рассказа | Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и предлагают его завершить | «Врач прописал мне, по его словам, недорогое, но эффективное лекарство. Но провизор в аптеке отговорил меня от покупки. Он порекомендовал мне более дорогое, но с меньшими побочными эффектами. Вот что я думаю по этому поводу:….. » |
Завершение рисунка | На рисунке два персонажа. Один из них высказывает мысль. Опрашиваемого просят представить себя на месте второго персонажа и вписать свой ответ от его имени в пустой кружок |
Сбор информации
Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. При проведении опросов встают сразу четыре крупные проблемы. Некоторых опрашиваемых может не оказаться ни дома, ни на работе, и попытку вступить с ними в контакт придется повторять. Другие могут отказаться участвовать в опросе. Третьи могут отвечать пристрастно или неискренне. И, наконец, пристрастным и неискренним может оказаться сам ведущий.
При проведении экспериментов исследователям нужно внимательно следить за соответствием друг другу экспериментальных и контрольных групп, не оказывать на участников влияния своим присутствием, давать инструкции совершенно единообразным способом и следить за соблюдением всех прочих условий.