ГЛАВА 1. Опрос как метод сбора социологической информации
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………….……………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Опрос как метод сбора социологической информации…....…..6
1.1 Опрос в системе методов социологического исследования...…………...6
1.2 Виды опросов применяемых для изучения электорального поведения………………………………………………………………………...18
ГЛАВА 2. Применение опросных методик на практике….….…………...21
2.1 Формирование базы данных по электоральным предпочтениям………...21
2.2 Применение exit-poll на президентских выборах 2012 года………….......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Современная российская государственность имеет пока совершенно небольшой опыт проведения конкурентных демократических выборов. Первые «свободные» выборы народных депутатов состоялись в 1989 г., имели специфический характер из-за отсутствия конкуренции партий и политических организаций.
Закономерно, что в настоящее время политическая наука только накапливает эмпирический материал по электоральному процессу в России. Многие феномены электорального процесса пока только раскрывают свою отечественную специфику; их изучение осуществляется зачастую по аналогии с феноменами западного политического. Как обнаруживает практика, российский электоральный процесс имеет ряд характерных особенностей. [3] Их выявление и осмысление предстает самостоятельной научной проблемой. К числу таких сложных специфических феноменов относится система электоральных ориентаций россиян.
Первые серьезные научные исследования, посвященные изучению закономерностей электорального поведения и электоральных ориентаций населения, появляются только в XX в. Как за рубежом, так и в России в зарождении и развитии исследований электорального поведения решающую роль сыграли представители географической науки. В связи с этим инструментарий политико-географических исследований является основным для исследований этих вопросов до сих пор.[8]
В российском изучении политических ориентаций населения и политической географии доминируют западные теории. [13] Это является достаточно уязвимой особенностью — механическое перенесение разработанных на основе зарубежного эмпирического материала концептов невозможно.
Методологические вопросы применения географических методов в исследовании электорального поведения отражены в исследованиях отечественных ученых Г.В. Голосова и А.С. Титкова. [6]
Г.В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина [17] исследовали динамику электоральных процессов в России при помощи количественных индикаторов. Вопросам применения количественных методов в исследовании политического поведения посвящено несколько работ О.Ф. Шаброва. [25]
Значительный опыт в применении количественных методов в изучении электоральных предпочтений населения принадлежит исследовательской группе «Циркон» (руководитель — И.В. Задорин). В 2003 году группа осуществляла проект «Межрегиональный электоральный мониторинг», в работе над которым применялась политико-географическая и количественная методология. [16]
В данной работе речь пойдёт об опросных методиках в изучении электорального поведения населения России.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что это методы, которые чаще всего используются в проведении исследований по выявлению электоральных предпочтений граждан. В настоящее время в России внедряется новая техника опроса - эксит-полл (англ. exit poll — опрос на выходе) — используемая социологической практике процедура опроса граждан, производимого социологическими службами на выходе из избирательных участков после голосования.
Основными задачами эксит-поллов являются получение возможности оперативных прогнозов исхода выборов и накопление статистических данных об электорате.
В России есть 3 наиболее крупных исследовательских центра, которые проводят исследования в масштабах всей страны: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), «Левада-центр» (Аналитический Центр Юрия Левады) и Фонд Общественное Мнение (ФОМ).
В нашем регионе кафедра социологии Тверского Государственного Университета тоже активно участвует в подобного рода исследованиях.
Объектом изучения являются опросные методики, а предметом – методы опроса в изучении электорального поведения.
Цель данной работы: показать особенности применения опросных методик при изучении электорального поведения. Для достижения этой цели требуется решить конкретные задачи:
1. рассмотреть виды опросных методик, которые применяются для выявления электоральных предпочтений;
2. выявить особенности метода опроса;
3. рассмотреть формирование базы данных по электоральным предпочтениям;
4. оценить расхождение эксит-поллов с реальными результатами на примере президентских выборов 2012 года.
Настоящая курсовая работа может быть использована в качестве главы при написании дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, в которых рассматриваются опрос как метод сбора социологической информации и применение опросных методик в изучении электоральных предпочтений, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Опрос как метод сбора социологической информации