Массовый опрос как метод сбора социологической информации

В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов.
Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос.

Массовый опрос. Анкетирование и интервью.
Одним из основных методов в социологии является метод опроса, позволяющий за короткий срок получить первичную социологическую информацию от большого количества людей.
Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью.
Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.
Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая часть вводная, она содержит обращение к респонденту и рассказывает о целях проводимого исследования, гарантирует анонимность и уточняет правила заполнения анкеты.
Рекомендации по проведению анкетирования. Полевой работник должен быть вежливым, корректным, некатегоричным. В процессе анкетирования он обязан чётко объяснить порядок заполнения анкеты.
Вторая часть основная, она содержит вопросы, которые сгруппированы в смысловые блоки. В соответствии с методикой разработки анкеты используются простые и контактные вопросы, основные и сложные вопросы. Простые и контактные вопросы связаны с адаптацией и направлены на формирование общей положительной установки к опросу. Основные и сложные вопросы направлены на сбор необходимой, связанной с целями исследования информации. В конце анкеты ставятся вопросы, способствующие снятию напряжения. В них предлагается высказывать мнение по теме опроса.
В третьей части анкеты - блок социально-демографических данных. Это – «паспортичка», где содержатся вопросы о социально-демографических характеристиках респондентов. В нее включаются вопросы следующего содержания: пол, возраст, образование, профессия, должность, семейное положение. В зависимости от задач исследования количество вопросов в паспортичке может быть увеличено или уменьшено. Иногда "паспортичка" помещается вначале анкеты.
Заключительная часть анкеты выражает благодарность респонденту за ее заполнение.
Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их.
В ходе интервью интервьюер получает социологическую информацию путем целенаправленной беседы. Интервью обычно применяется на начальном этапе исследования, когда разрабатывается программа исследования. Оно используется, как правило, при опросе экспертов, специалистов, которые глубоко разбираются в том или ином вопросе.
При проведении анкетирования и интервью следует обратить внимание респондентов на анонимность опроса, т.е. отсутствие в анкете (или в вопросах интервью) сведений, по которым можно однозначно установить личность отвечающего. Респондент должен быть уверен, что его участие в опросе ни при каких условиях не будет иметь для него отрицательных последствий. Это особенно важно при опросах в учреждениях, малых и формальных группах. Социолог должен не только сообщить об анонимности опроса, но и своими действиями, и самой процедурой опроса подтвердить его анонимность.

6.Марксистская социология: основные идеи; структура и динамика формации.Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.
Основные труды: «Капитал», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии». Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:
Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что социальное знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают. Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли. Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В социальной сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник социального развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться. Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов. Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества. Ограниченность социологии марксизма:
Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития. Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов. Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия. Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике. Социологическая теория марксизма.
Изучая марксистскую социологию, необходимо обратить внимание на следующие важные теории и понятия: материалистическое понимание истории, теория классовой борьбы и социалистической революции: учение о диктатуре пролетариата и построение бесклассового, коммунистического общества и другие. Марксизм - одно из течений социологической мысли конца XIX - начала XX вв. Основоположниками марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская социология - материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма оказали влияние диалектика Г. Гегеля, а также социологические и политико-экономические воззрения мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.). Диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение:
материальных основ жизни общества; характера взаимодействия его основных сторон; объективной направленности развития общества; роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. Согласно Марксу и Энгельсу, общество - совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному". Общество определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания -обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Основу жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все проявления общественной жизни. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (К. Маркс и Ф. Энгельс). С точки зрения марксизма общество - система общественных отношений: экономических, политических, правовых и др., целостный социальный организм. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. В марксистской социологии выделяются следующие сферы общественной жизни: экономическая - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ; социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера - совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов; духовная сфера - наука, образование, мораль, искусство, религия, то есть утверждение духовных начал в деятельности индивидов. Изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма. Марксистская теория общественно-экономических формаций. Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло выражение в понятии общественно-экономической формации. Это понятие отражает существенные признаки социально однородных обществ.

Общественно-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему: способом производства; социальной структурой; экономическим базисом; политической надстройкой; духовной жизнью.

Общественно-экономические формации могут объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития, но имеющие единые и существенные признаки.
Важный раздел материалистического понимания истории - объективные законы развития общества. Согласно марксистскому учению смена общественно-экономических формаций происходит под влиянием экономических факторов, коренящихся в способе производства.
Материальная предпосылка процесса смены общественно-экономических формаций - углубляющееся и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений и прогрессивно развивающихся сил обществ.

Наши рекомендации