Методы и процедура исследования;

Конкретные социологические исследования.

2. На бюджет (финансовые затраты) конкретного социологического исследования не влияют:

1) выбираемые методы сбора данных;

2) размеры обследуемой совокупности;

Соотношение количественных и качественных эмпирических индикаторов;

4) вид исследования.

3. К числу основных факторов надежности социологического исследования не относится:

1) репрезентативность выборки;

Количественное соотношение первичных и вторичных гипотез;

3) уровень профессиональной подготовки исполнителей исследования;

4) использование контрольных средств.

4. В структуре программы социологического исследования выделяют

следующие разделы:

Методологический;

2) теоретический;

Методический;

4) практический.

5. Программа социологического исследования – это …

Научный документ, в котором содержатся теоретико-методологические предпосылки исследования, его цели, задачи, гипотезы с указанием процедур их проверки;

Стратегический документ, содержащий формулировку проблемы, цели, задачи, гипотезы, определение объекта и предмета исследования, интерпретацию основных понятий с обоснованием методов сбора, обработки и анализа данных;

3) совокупность специальных приемов, направленных на решение определенных социальных проблем;

4) концепция социологического исследования, отражающая выводы и рекомендации по проведенному исследованию.

6. Проблема в социологическом исследовании – это…

1) противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием методов и средств их реализации;

2) необходимость изучения определенной области социальной жизни;

Выражение необходимости разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, и на их разрешение.

7. Система формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации – это…

методы и процедура исследования;

2) методика социологического исследования;

3) инструментарий социологического исследования;

4) техника социологического исследования.

8. Совокупность исследовательской документации (вопросники, бланки, дневники наблюдателя и др., обеспечивающие реализацию метода) - это …

1) методы и процедура исследования;

2) методика социологического исследования;

3) инструментарий социологического исследования;

4) техника социологического исследования.

9. Планируемый результат, на достижение которого направлена

исследовательская деятельность социологов в рамках социологического исследования – это…

1) предмет исследования;

2) проблемная ситуация;

3) цель исследования;

4) предварительный анализ объекта исследования.

10. Конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения проблемы – это…

1) задачи исследования;

2) гипотезы исследования;

3) операционализация понятий исследования.

11. Эмпирическая интерпретация понятий - это:

1) выбор эмпирически проверенных понятий;

2) сопоставление анализируемого понятия с совокупностью фактов, отражением которого оно является;

3) обобщение основных результатов исследования;

4) научно обоснованное предположение о структуре объекта.

12. Операционализация понятий в социологическом исследовании способствует…

1) описанию основных сторон предмета;

2) уточняет направления последующего анализа;

3) определяет прогноз;

4) определяет характер диагностики.

13. Форма предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, причинных связях и взаимодействиях с другими объектами, носящая вероятностный характер – это…

1) задача исследования;

2) гипотеза исследования;

3) цель исследования;

4) проблема исследования.

14. Разведывательное исследование – это …

1) наиболее простой, ограниченный по времени и поставленным задачам вид эмпирического социологического исследования;

2) сложный и масштабный способ сбора, обработки и анализа социологической информации;

3) научный поиск и описание структурных элементов неизвестного до сих пор никому социального явления.

15. Исследования, которые проводятся на одной и той же выборочной

совокупности на протяжении длительного времени – это…

1) аналитическое исследование;

2) лонгитюдное исследование;

3) панельное исследование.

16. Панельное исследование – это…

1) исследования, которые проводятся на одной и той же выборочной

совокупности на протяжении длительного времени;

2) предусматривает неоднократное изучение одной и той же группы лиц

через определенные промежутки времени по единой программе и

методике;

3) наиболее простой, ограниченный по времени и поставленным задачам

вид эмпирического социологического исследования.

17. Панельное исследование – это один из видов:

1) описательных социологических исследований;

2) лонгитюдных исследований;

3) точечных исследований;

4) опроса.

18. Метод сбора первичной информации, который предусматривает устное

или письменное обращение к респондентам, а так же регистрацию ответов

с последующей статистической обработкой, является методом …

1) наблюдения;

2) анализа документов;

3) опроса;

4) эксперемента.

19. В прикладных социологических исследованиях выделяют такие

способы сбора информации, как:

1) опрос;

2) эксперемент;

3) контроль;

4) наблюдение;

5) воздействие.

20. В самом общем плане выделяются следующие разновидности опроса

1) анкетирование;

2) интервью;

3) наблюдение.

21. «Паспортичка» – это…

1) заключительная часть анкеты;

2) социально-демографическая часть анкеты;

3) центральный вопрос анкеты;

4) целевая часть анкеты.

22. «Паспортичкой» в анкете называют…

1) вопросы, оценивающие искренность ответов респондентов;

2) контактные вопросы, например: «Как Вас зовут?» или «Ваша

фамилия?»;

3) вопросы, с помощью которых выясняются половозростные,

образовательно-профессиональные характеристики респондентов;

4) вопросы, выявляющие респондентов, обладающих определенной

информацией или каким-либо качеством.

23. Вопрос типа «да-нет» – это…

1) открытый вопрос;

2) альтернативный вопрос;

3) закрытый вопрос;

4) косвенный вопрос.

24. Полузакрытые вопросы позволяют респонденту:

1) выразить свое мнение в свободной форме, и не содержат варианты

ответов;

2) дополнить самому варианты ответов на поставленный вопрос.

25. Вопрос с полным набором вариантов ответов – это …

1) альтернативный вопрос;

2) открытый вопрос;

3) закрытый вопрос;

4) косвенный вопрос.

26. Какие вопросы из перечисленных относятся к классификации

вопросов ПО ФУНКЦИЯМ…

1) альтернативные вопросы;

2) контрольные вопросы;

3) контактные вопросы;

4) открытые вопросы;

5) вопросы-фильтры.

27. Какие вопросы из перечисленных относятся к классификации

вопросов ПО ФОРМЕ…

1) основные вопросы;

2) альтернативные вопросы;

3) косвенные вопросы;

4) контактные вопросы;

5) закрытые вопросы.

28. Вопросы о личности, касающиеся возраста, пола, образования

респондента относят к …

1) основным вопросам;

2) «паспортичке»;

3) целевой части анкеты;

4) содержательной части анкеты.

29. Интервью, как тип опроса характеризуют:

1) социально-психологическое взаимодействие исследователя с

респондентом;

2) возможность прослеживать степень искренности ответов

респондентов;

3) возможность представить поверхностное мнение, сформированное

общественным сознанием;

4) вероятность воздействия на респондента.

30. Объект социологического исследования, который локализован

территориально и во времени и на который распространяются выводы

исследования – это ...

1) генеральная совокупность;

2) выборочная совокупность;

3) репрезентативная выборка;

4) интервью.

31. Эмпирическая интерпретация – это ...

1) расчленение основного понятия на другие термины и понятия, которые

можно количественно измерить;

2) процедура уточнения основных понятий на основе использования

других теоретических понятий;

3) процедура истолкования, разъяснения, конкретизации и обобщения

основных понятий исследования, его предпосылок и результатов

социологического анализа.

32. Теоретическая интерпретация – это…

1) конкретизация, детализация основного понятия, расчленение его на

другие термины и понятия, которые можно количественно измерить;

2) уточнение основных понятий на основе использования других

теоретических понятий;

3) обобщение основных понятий исследования, его предпосылок и

результатов социологического анализа.

33. Гипотеза исследования не должна …

1) противоречить установленным наукой фактам;

2) быть проверяема;

3) содержать оценочные понятия;

4) быть сформулирована без лишних ограничений.

34. В зависимости от сроков, различают следующие виды исследований …

1) краткосрочные исследования;

2) долгосрочные исследования;

3) среднесрочные исследования;

4) экспресс-исследования;

5) локальные исследования.

35. Исследования, анализирующие проблемы и ситуации, имеющие

значение для отдельно взятой отрасли – это ...

1) локальное исследование;

2) отраслевое исследование;

3) региональное исследование;

4) проблемное исследование.

36. Мониторинговое исследование ...

1) нацелено на углубленное изучение какого-либо социального явления

или процесса на одном объекте;

2) это повторное исследование общественного мнения по различным

социально-экономическим, политическим, культурным проблемам;

3) направлено на изучение общественного мнения, проводится в

масштабах одной страны.

37. Монографическое исследование …

1) нацелено на углубленное изучение какого-либо социального явления

или процесса на одном объекте;

2) это повторное исследование общественного мнения по различным

социально-экономическим, политическим, культурным проблемам и т.д.;

3) вид нарративного интервью.

38. Анкета – это:

1) сумма ответов респондентов;

2) оценка анкетером ситуации;

3) структурно-организованный набор вопросов.

39. Выдвижение гипотез осуществляется на этапе:

1) подготовительном;

2) результативном;

3) оперативном.

40. Объект исследования – это:

1) любая область социальной действительности;

2) тема исследования;

3) проблема исследования.

41. Респондент – это:

1) объект исследования;

2) тот, кто проводит опрос;

3) лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.

42. К какому виду относится вопрос: «Ваш пол: 1. Мужской; 2. Женский.»

1) промежуточный;

2) закрытый;

3) открытый.

43. Проблема – это:

1) противоречие между нашей потребностью что-либо узнать или

преобразовать и отсутствием знаний или ресурсов;

2) предмет исследования;

3) оба варианта верны;

4) оба варианта неверны.

44. Методология в прикладной социологии – это:

1) система определенных процедур и операций, используемых в

исследованиях;

2) техника сбора первичной информации;

3) математические методы.

45. К функциям прикладной социологии относят:

1) диагностическую;

2) прогностическую;

3) управленческую.

46. По цели социологические исследования бывают …

1) описательные;

2) аналитические;

3) точечные;

4) повторные.

47. Исследование, проведенное с целью уточнения проблемы, более

корректной постановки задач и выдвижения гипотез, называется …

1) панельное;

2) лонгитюдное;

3) трендовое;

4) разведывательное.

48. Выделите основные методические требования, предъявляемые к

анкетному опросу :

1) анкета должна соответствовать возможностям респондента как

источника информации;

2) вопросы не должны содержать не ясные для респондента термины и

понятия;

3) вопросы не должны содержать не явных и явных подсказок;

4) при формулировке оценочных вопросов нужно следить за балансом

положительных и отрицательных суждений;

5) вопросы должны быть сформулированы на основе ценностей

исследователя.

49. К какому виду относится интервью, направленное на изучение мнений

относительно конкретной ситуации, события?

1) свободное;

2) фокус-группа;

3) глубинное;

4) нарративное;

5) фокусированное.

50. При каком(их) виде(ах) интервью последовательность и формулировка

вопросов НЕ закрепляется в единообразной форме?

1) фокусированное;

2) стандартизированное;

3) свободное;

4) глубинное.

Наши рекомендации