Культура как социальное явление: сущность, основные элементы и

Соотношение с природой

Культура как объект социального познания.

«Термин «культура» латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием чело­века, в отличие от тех изменений, которые вызваны естест­венными причинами. В дальнейшем слово «культура» полу­чило обобщенное значение и им стали называть все создан­ное человеком. При таком подходе культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный челове­ком мир. Культура включает в себя результаты материаль­ного и духовного производства. Это общефилософский под­ход к культуре.

В социологии под культуройв широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуе­мую совокупность средств, способов, форм, образцов и ори­ентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для под­держания определенных структур деятельности и обще­ния. Вузком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной груп­пе людей.Можно сказать, что «культура — это коллектив­ное программирование человеческого разума, которое отли­чает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм чело­веческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение пред­метов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуаци­ях. Объектом социологического исследования являются кон­кретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культур­ной жизни, а также обуславливающие их социальные фак­торы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соци­альных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном про­грессе или регрессе. Каждое конкретное сообщество (цивилизация, госу­дарство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, кото­рая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате в исто­рическом процессе возникает множество культур. Перед со­циологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Амери­канский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил бо­лее 60 культурных универсалий, свойственных всем обще­ствам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологи­ческие, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людь­ми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая по­зиция называется этноцентризмом.Этноцентризм весьма широко распространенное явление. Ярким проявлением эт­ноцентризма является всякого рода миссионерская дея­тельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американ­ский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный реляти­визм,провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культу­ра может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязы­вая данную культуру с другими, не рассматривая культур­ный процесс как общечеловеческий процесс, развитие миро­вой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные пробле­мы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культу­ры являются одними из важнейших в социологическом ис­следовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас сле­дует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, цен­ностной и нормативной системы, направляющей и регули­рующей деятельность людей.

Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все до­стижения человечества, в том числе и материальные: ору­дия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересу­ют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функцио­нированию различных элементов в духовной культуре.Ка-ковы же эти элементы?

1)Первым и наиболее важным элементом является по­знавательный, знаково-символический элемент, т. е. зна­ния, сформулированные в определенных понятиях и пред­ставлениях и зафиксированные в языке. Язык— это объек­тивная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение зна­ков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2)Вторым не менее важным компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность— это свойство того или иного общественного предмета, явле­ния удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценно­сти формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предмета­ми окружающего мира, т. е. в результате ценностного отно­шения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей со­циального субъекта могут входить различные ценности:

1. Смысложизненные(представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2. Универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квали­фикация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.);

3. Партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношениевыступает необходимым ком­понентом в формировании ценностной ориентации, деятель­ности и отношений, которые выражаются в ценностной ус­тановке. Ценностная установкаявляется своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, свя­занной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминирован­ную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, чело­веку, явлению, событию и т. д. Ценностные установки выра­батываются обществом в процессе общественно-историчес­кой деятельности и передаются индивидами и последующи­ми поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в соци­альной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания ценност­ных установок образует мотив деятельности. Мотив— это фактор, ведущий к превращению установок в активную де­ятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соот­носить конкретные ситуации, в которых он действует, с си­стемой ценностей, которыми он руководствуется в своем по­ведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой дея­тельности, определяющий способ и характер последней, вы­ступает в качестве цели. Цель деятельности,как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов соци­ального субъекта. Она выражает осознание, решимость пе­ределать окружающий мир, приспособить его к своим по­требностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхи­щение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во времени, постольку следует подходить диффе­ренцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения времени правомерно гово­рить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шка­ле социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д.

Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизывает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного дости­жения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.

Для выделения из многообразия целей конечных упо­требляется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возмож­ность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то со­здать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчиня­ют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных со­циальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознатель­ные стимулы, доминирующий мотив.

Ценностное отношение обретает своего рода самосто­ятельное существование в виде социальной нормы.В опре­деленном смысле социальную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы— это историчес­ки обусловленные общественным бытием требования к дея­тельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражающее общест­венную необходимость организации деятельности и отноше­ний в соответствии с объективными условиями. В них в боль­шей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Одна из важ­ных особенностей воздействия социальных норм на деятель­ность и общественные отношения состоит в том, что их ис­полнение и предписание обеспечиваются различными фор­мами принуждения, начиная от общественного и кончая государственным.

3) Синтетической формойкультуры являются образ­цы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд — это сово­купность символических стереотипных коллективных дей­ствий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих опреде­ленные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоциональнопсихологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участни­ками обрядового действия.

Обычай— воспринятая из прошлого форма социаль­ной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого пред­писаниям. В роли обычая могут выступать различные обря­ды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай — неписанные правила поведения.

Традиции— элементы социального и культурного на­следия, передающиеся из поколения в поколение и сохраня­ющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым усло­вием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отноше­ние к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достиже­ний человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни» [9, c. 59-65].

Наши рекомендации