Социальная статика и динамика
Конт выделил два важных проблемных комплекса и, соответственно, два содержательных раздела социологической теории — социальную статику и социальную динамику. Первый имеет своим предметом принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени, скрепляемых воедино чувствами солидарности, договорными отношениями, взаимными интересами, морально-правовыми и политико-идеологическими нормами. К таким структурам Конт относил семью, социальную группу, класс, организацию, нацию, государство. Социальная динамика — это область изучения законов последовательности, эволюции социальных форм, сменяемости структур и систем, обусловленной естественными, географически-климатическими условиями, экономическими факторами и духовными усилиями самих человеческих субъектов.
Конт сформулировал «закон трех стадий», согласно которому вся история мировой цивилизации предстает как динамика трехступенчатого прогрессивного восхождения. Первой ступени, теологической, соответствовали военно-авторитарные формы государственности с представлениями о божественном происхождении правителей, с различными формами веры в сверхъестественное — фетишизмом, политеизмом, монотеизмом.
Вторая, метафизическая эпоха, начавшаяся вместе с Возрождением, породила философские теории, объясняющие сущее при помощи различных абстрактно-спекулятивных принципов, расшатывающие веру в божественную природу верховной власти, плодящие разрушительные воззрения, подрывающие устои социально-правового порядка.
Третья, позитивная ступень берет свое начало в се
редине XIX в. В этот период ведущими методами позна
ния становятся наблюдение и эксперимент. Теории ут-
рачива -±ую абстрактность и приближаются к нуж-
дам практики. Интенсивно развивается промышленность, оказывающая все большее влияние на социальную жизнь. С этой ступенью и с развитием позитивных знаний, свободных от влияний религии и метафизики, Конт связывает надежды на установление надежных, устойчивых форм правопорядка.
В условиях господства позитивных знаний меняется взгляд на историческую динамику нормотворчества. Все новое в этой сфере и в первую очередь законы права рассматриваются теперь уже не как нечто производное от трансцендентных или априорных представлений, а как результат непосредственного социального опыта.
К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС:
СОЦИОЛОГИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО АКТИВИЗМА
Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, социолог, экономист, основоположник влиятельного философского и политического направления — марксизма. Родился в прусском городе Трире, в еврейской семье адвоката, принявшего протестантскую веру. Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Защитил в Иенском университете докторскую диссертацию по философии Демокрита и Эпикура. Мечтал о карьере университетского профессора, но власти, считавшие его политически неблагонадежным, не позволили ему заниматься преподавательской деятельностью. Значительную часть жизни провел в эмиграции, в Англии.
Основные сочинения: «К критике гегелевской философии права. Введение» (1843); «Святое семейство» (1845); «Немецкая идеология» (1846); «Нищета философии» (1847); «Манифест коммунистической партии» (1848);. «Классовая борьба во Франции» (1850); «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852); «К критике политической экономии. Предисловие» (1859); «Капитал» (выход
• 189 •
в свет трех томов в 1867, 1885, 1894 гг.); «Гражданская война во Франции» (1871); «Критика Готской программы» (1875) и др. Часть работ была написана Марксом совместно с Ф. Энгельсом.
Методологические принципы
Маркс — рационалист и систематик, стремившийся вместить весь материал своих рассуждений в строгие формулы мыслящего разума. Его теоретические и, в частности, нормативно-ценностные построения подчиняются нескольким исходным принципам.
1. Принцип позитивизма (антиметафизичности). Для
Маркса не существовали ни метафизическая реальность,
ни сверхчувственные абсолюты. Он воспринимал только
сугубо земные реалии и был уверен в их познаваемости.
Не ведавший чувства робости перед непознаваемыми глу
бинами бытия, он находился во власти гностического
сверхоптимизма, чреватого иллюзиями фиктивного все
знания и всемогущества. Он рассматривал общество как
объект преобразовательных усилий человека, а в чело
веке видел живую «сверхмашину», приспособленную для
осуществления социальных авантюр. Его не занимала
экзистенциальная проблематика, вытесненная из поля
зрения убежденностью в однозначной социальной задан-
ности и ориентированности всех человеческих устремле
ний. Отвергая метафизику как миросозерцательную па
радигму, Маркс не смог, однако, элиминировать метафи
зическое содержание из собственной доктрины, которое
присутствовало в ней, по словам Н. А. Бердяева, в виде
мрачного демонизма, веры в творческую силу зла, нена
висти к Богу, враждебного отношения к вечности, при
вязанности к бытию временному и бессмысленному, а
также как отрицание абсолютной ценности человечес
кой личности.
2. Принцип негативизма. Теория Маркса — феномен
постклассической культуры нарождающегося модерна.
Она возникает на почве распада классических тради
ций. Марксу ближе всего антагонистически ориентиро
ванный способ мироотношения, содержащий в себе силь
ный деструктивный компонент и предполагавший сугу
бо негативистское отношения к тем нормам и ценностям,
190*
которые не вписывались в круг его агрессивно-авангардистских представлений. Его не устраивал тот путь, которым шла до сих пор мировая цивилизация. Он резко отрицательно относился к большинству классических социально-философских систем, построенных на «идеалистической» основе, отвергал традиционную христианскую систему норм и ценностей, а с ней и принципы классического гуманизма, считая его «абстрактным», оторванным от реалий социальной практики. Не принимал универсальных принципов христианской нравственности и естественного права.
3. Принцип социоцентризма. Ранний Маркс являлся
антропоцентристом, видел в человеке высшее существо,
которое способно не просто самоутвердиться в мире за
счет своих сущностных сил, но и преобразовать его в
соответствии со своими притязаниями и нуждами. Зре
лый Маркс переместил доминанту, в результате чего его
доктрина обрела черты социоцентризма, где социальное
довлеет над индивидуальным, исчезло право личности
на нравственную автономию, пропали основания для ува
жения к ней и интерес к исследованию ее глубинных
структур. Проблемы существования социальных общно
стей и в первую очередь классов с противоположными
экономическими интересами стали главным предметом
его исследований.
4. Принцип экономического детерминизма. Соглас
но философии Маркса, миром правят не любовь и не
голод, а социальная необходимость в форме материально-
экономических интересов, безраздельно владеющих
людьми. Диктат этих интересов столь же беспощаден,
как и диктат инстинктов. Характер экономической де
терминации всепроникающ и определяет тип общества,
его культуру и все стороны социальной и духовной
жизни. Существует пять исторических разновидностей
социальных отношений и столько же типов обществен
ных систем или общественно-экономических форма
ций — первобытнообщинная, рабовладельческая, фео
дальная, капиталистическая и коммунистическая. Они
связаны между собой логикой линейного, поступатель
ного прогресса, где каждая последующая ступень выше
предыдущей.
• 191 •
5. Принцип внеморальности. Будучи конкретной м<> дификацией более широкого принципа негативизма, дан ный принцип позволил Марксу оправдать насилие кш способ достижения политических целей. Насилие пр-вратилось в ключевую формулу марксизма, придающу характерную направленность понятиям классовой бор) бы, революционного террора, пролетарской диктатурь В трактовке этих понятий Маркс шел по следам Маки; велли и Гегеля. От первого он взял принцип «цель onpai дывает средства», а от второго — идею зла как способ достижения добра. Важным свидетельством имморалист ских ориентации Маркса явилось его явное равнодушш к морально-этической проблематике, выразившееся в от сутствии сколько-нибудь существенных работ по этике Мотивы борьбы, принципы диктатуры, нетерпимости, идеи воли к власти не оставляли места для мотивов любви, милосердия, толерантности. Все они отвечали особенностям властной натуры самого Маркса, душа которого была более открыта стихиям гнева и ненависти, чем любви (С. Н. Булгаков). В итоге марксизм обрел черты прямой апологетики «революционного» насилия и террора, подвел грандиозную теоретическую платформу под практику массовых политических преступлений.
Социальная история
Исходная посылка социальной теории Маркса отдаленно напоминает евангельский тезис «мир лежит во зле» и гласит: общество, разделенное на антагонистические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Отсюда следовал решительный практический вывод: социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования при помощи радикальных революционных средств. Человечеству потребовалось миновать три общественно-экономические формации — первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, чтобы на современном этапе капитализма обрести реальную возможность для уничтожения несправедливых социальных отношений. Это должен сделать самый революционный из классов — пролетариат. Установив в ходе революции собственную диктатуру, он начнет продвигаться к бесклассовому обществу — комму-
192»
низму. Рассуждая в этих терминах о социально-истори-чгском процессе, Маркс фиксировал в основном его внешнюю сторону, проявляющуюся в борьбе классов, революциях и войнах. Что касается культурной наполненности исторических событий, то она чаще всего ускользала из ноля его зрения. В тех же случаях, когда все же заходила речь об явлениях культуры, то его рассуждения ограничивались указаниями на их социально-экономическую детерминированность. Таким образом, для Маркса всемирно-исторический процесс представлял собой историю человеческой социальности, но не человеческой духовности.
Теория классовых антагонизмов
Согласно Марксу, индивиды, включившиеся в процесс общественного производства, наделенные противоположными ролями владельцев средств производства и производителей и тем самым взявшие на себя обязанности по выполнению определенных социальных функций, оказываются разведенными по разным социальным полюсам. Логика производственных отношений ставит их в положение взаимного отчуждения и диктует каждой стороне свою логику социального поведения и особый стиль мироотношения. В итоге складываются общественные отношения, когда любое единение между антагонистами выглядит как что-то случайное, а разъединение предстает как норма. При этом у той стороны, что присваивает результаты труда производителей, имеется возможность присваивать также и ценности культуры. Что же касается эксплуатируемых, то они, не имея таких возможностей, обречены двигаться по пути утраты своей человеческой сущности. Поэтому классы, которым отведена подчиненная, страдательная социальная роль, заинтересованы в уничтожении частной собственности, в разрушении общественного строя, основанного на социально-экономическом неравенстве и антагонизмах, а классы, занимающие господствующее положение, стремятся любой ценой сохранить строй, позволяющий им господствовать. Эта противоположная направленность устремлений чревата как локальными классовыми конфликтами, так и грандиозными социальными потрясениями.
• 193 •
Социальный тип пролетария
Для Маркса высшая ценность — не человек, а социальная общность. Наиважнейшая среди всех типов общностей — класс, объединяющий людей по их отношению к средствам производства и характеру участия в производственных отношениях. А среди всех классов самый важный и наиболее перспективный — пролетариат. Поэтому фигура пролетария заняла центральное место в марксистской доктрине. Пролетарию, как существу, которое обречено при капитализме на «слабоумие и кретинизм», одичание и вымирание, нечего терять в этом мире, кроме своих цепей. Будучи обездоленным, несчастным, отверженным продуктом развития промышленной цивилизации и распада традиционных социокультурных структур, он должен отомстить неправедному миру за свою униженность. Как воплощенный феномен «возмущающего поведения», он обязан стремиться не к постепенному реформированию социальных отношений, не к сглаживанию социальных конфликтов, а к их обострению. Его долг — восстать, начать революцию, которая станет праздником для трудящихся и страшным судом для эксплуататоров и освободит мир от социальной несправедливости. Потребуются огромные усилия, придется пройти через ожесточенные классовые бои, но великая цель оправдывает все средства. Пролетарская революция позволит рабочим освободить мир от зла. Установив собственную диктатуру, они будут неуклонно продвигаться к бесклассовому обществу социальной справедливости. Идею диктатуры пролетариата пронизывают мессианские настроения и энергетийные импульсы воли к власти. Одновременно обнаруживается и встречное воздействие: революционная теория сама призвана будить в пролетариях эту волю, подвигать их на решительное изменение своей социальной роли, на полное уничтожение господствующих классов, их социальной среды и культуры. Таким образом, Маркс противопоставил христианской религии распятого Бога рациональную доктрину распятого богоподобного пролетария, наделил последнего мессианской ролью Спасителя, освободителя, несущего в себе огромный заряд титанизма и «активистского ка-тастрофизма» (Э. Ю. Соловьев).
. 194 •
Государство
Важное место в марксистской доктрине заняло учение о государстве. Возникнув из недр родового общества н эпоху активного классового расслоения, оно превратилось в могучий механизм власти, рычаги которого оказались в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты повсеместно стали орудиями подавления эксплуатируемых масс, органами насилия, проводниками социальной несправедливости. Такой же характер обрело и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон. Государство, присвоившее себе исключительное право на принятие всех видов управляющих решений и на контроль за их выполнением, осуществляет свою деятельность в направлении, далеком от интересов широких народных масс. Пролетариат должен в процессе революции разрушить буржуазную государственную машину и тем самым создать предпосылки для народного самоуправления.
Ф. Энгельс — соавтор К. Маркса
Фридрих Энгельс (1820-1895) — соратник К. Маркса, принимавший активное участие в создании социально-философской теории, получившей название марксизма. Родился в семье текстильного фабриканта. Приобрел обширные познания путем самообразования. Написал совместно с Марксом большое число работ, в том числе «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство», «Немецкая идеология». Основные сочинения: «Революция в науке господина Евгения Дюринга», или «Анти-Дюринг» (1878); «Диалектика природы» (1872-1882); «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
Для Энгельса исходный исторический пункт генезиса государства и права — разложение патриархальных отношений, возникновение частной собственности, социального неравенства и антагонистических классов. Господствующий класс собственников создал для защиты своих интересов специальный аппарат насилия — государство. Наделенное властными функциями, имеющее в своем распоряжении специальные отряды вооруженных людей (полицию), системы судопроизводства и уголовных
наказаний, государство направило их в первую очереда против эксплуатируемых масс, чтобы держать их в Ц виновении. Государство в качестве социального инсти-1 тута ориентировано на несправедливые социальные цели.] Система права в классово-антагонистическом обществе! столь же далека от идеалов общественного блага и спра-| ведливости. Поэтому в будущем бесклассовом обществе! государство и право должны исчезнуть, а регулятивную! функцию будет выполнять мораль. Социально-истори-] ческим рубежом, отделяющим несправедливую государ-; ственность с ее лживым и продажным буржуазным правом, от справедливого коммунистического общества, является пролетарская революция.
Г. СПЕНСЕР: ОБЩЕСТВО КАК ОРГАНИЗМ
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса. Основные сочинения: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896); «Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.
Органический подход к обществу
Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живыми организмами. Органический подход к обществу, государству, социальным институтам позволял рассматривать их как живые, развивающиеся целостности, связанные между собой разнообразными структурно-функциональными взаимозависимостями. В свете эволю-ционно-органического подхода главной задачей индивидов являлось самосохранение и адаптация к социальным системам. Согласно Спенсеру, своеобразие социальных макроорганизмов заключается в том, что каждый из них состоит из определенного количества относительно автономных элементов и этим отличается от биологических организмов. Данное обстоятельство рождало важное требование, суть которого заключалась в том, что социальная система не должна поглощать и растворять в себе отдельную личность.
• 196>
Существование социального организма находится во ! Власти двух процессов — дифференциации и специали-i.iции. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению ■ груктур, позволяет материальным и духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует чвозникновению специализированных социальных «органов». Из последних образует-ся целостная система жизнеобеспечения, где каждый ♦ орган» выполняет свои особые общественные функции — управляет, защищает, поддерживает порядок, обеспечивает продуктами питания, удовлетворяет духовные потребности сограждан и т. д.
В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения — производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал «церемониальные нормы», включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные церемонии и т. п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины. Основным психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системы, является страх. С помощью «страха перед живыми» в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха перед мертвыми» — религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него — это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждает сильнейший, т. е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами ифункциями.