Социология личности. Девиантное поведение

1. Основные подходы изучения социологии личности.

2.Социализация и ее основные этапы.

3. Социальная роль. Конфликт социальных ролей.

4. Девиация:причины, виды, пути выхода.

Темы докладов и выступлений

1. Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

2. Структура духовного мира личности.

3. Ценностные ориентации и проблема активности личности.

4. Социальные проблемы развития личности.

5. Природа и исторические типы отклоняющегося поведения личности.

6. Особенности девиантного поведения в современном казахстанском обществе.

Список литературы

1. Акчурин И.А. Типология и идентификация личности//Вопросы философии. – 1994. – №5.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди,которые играют в игры. – М., 1994.

3. Вайман С. Человеческая ценность в перепитиях диалога //Человек. – 1004. – №3.

4. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

5. Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях //Социально-политический журнал. – 1994. – № 11 – 12.

6. Гидденс Э. Современность и самоидентичность//Социально-гуманитарные науки. – 1994. – №2.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социтологический этюд. – М., 1994.

8. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.Самоанализ. – М., 1993.

10. Юнг К. Архетип и символ. – М.,1991.

Подготовку первого вопроса необходимо начать с уяснения того, что личность – одно из центральных понятий в социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять,почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только при условии сохранения индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Остановитесь на основных подходах изучения социологии личности и дайте им характеристику.

Актуальность проблемы социализации личностивне сомнения в современных условиях. Постарайтесь уяснить: в чем суть социализации личности. Дайте характеристику модальной и нормативной личности социального антрополога Р.Линтона. Выделите уровни социализации личности.

Освещение третьего вопроса начните с определения:что такое социальная роль, в чем суть «ролевых концепций» личности. Известные исследователи М.Мид и Ч.Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

а) имитация;б) игра; в) групповое членство.

Девиантное,или отклоняющееся поведение (от латинского deviatie - отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Каковы теоретические объяснения причин девиантного поведения? Каковы конкретные формы девиантного поведения? Что понимается под аддитивными формами девиантного поведения?

Социология семьи

1.Семья как социальный институт и малая группа.

2. Структура и функции семьи.

3. Модели семьи. Проблема власти и авторитета в семье и способы решения.

4. Женщина и семья.

Темы докладов и выступлений

1. Модели семьи в современном обществе.

2. Условия стабильности брака и причины развода.

3. Современная семья и права ребенка.

4. Истоки и перспективы гендерной социологии.

Список литературы

1. Антонов А.И.Возродить семейную жизнь //Социологические исследования. – 1992. – № 10.

2. Антонов А.И.Семья и время //Вестник Московского университета, серия 18. Социология и политология. – 1997. – № 2.

3. Гумилев И.Л.Древние тюрки. – М., 1993.

4. Базарханова Ш.Семья – основа всех основ //Мысль. – 1994. – № 9. Богданова Л.П.,Щукина А.С.Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс. – 2003. – №7.

5. Богданова Л.П.,Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации //Социс. – 2003. – №7.

6. Вдовина М.В. Межноколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. – №1.

7. Габдуллина К. Женщина и общество: социологические и политические аспекты // Саясат. – 2003 г. – №4.

8. Дементьева И.В. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье //Социс. – 2001. – №11.

9. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социс. – 2001. – №8.

10. Мацковский М.С. Социология семьи. – М., 1998.

11. Мониторинг.Семейные ориентации //Социс.– 2001. – №2.

12. Мустафаев Н.Н.Социально-демографические процессы в Казахстане: 1990-2000гг. // Саясат. – 2002 г. – №5

13. Первякова И.К. Женщины - жертвы преступлений // Социс. –2000. – №9.

14. Смелзер Н. Социология. – М.:Феникс, 1994.

15. Татимов М. Влияние демографических и миграционных процессов на внутриполитическую стабильность в Республике Казахстан // Саясат. – 1995. – №5.

16. Шевченко И.О., Шевченко П.В. Большая семья – какая она? //Социс. – 2005. – №1.

17. Шеденова Н. Воздействие глобализации на экономическое положение женщин // Саясат. – 2002

Подготовку первого вопроса занятия целесообразно начать с постановки вопроса, что составляет предмет исследований социологии семьи. Процессы формирования семьи и ее распада, специфика воспитания детей и подростков в семье, особенности взаимоотношений супругов и причина семейных конфликтов, взаимодействие поколений в семье, социокультурные и социоэкономические факторы, определяющие образ жизни семьи - вот далеко не полный перечень лишь основных проблем, к которым обращаются социологи.

При подготовке вопроса необходимо разобраться – в чем различия в основных подходах изучения семьи как социального института и малой группы? В связи с чем в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института и семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов?

Второй вопрос. Далее необходимо разобраться, что понимается под структурой семьи.

Почему традиционная расширенная семья стала уступать место нуклеарной, состоящей из представителей двух поколений – родителей и детей.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о общественных результатах жизнедеятельности миллионов людей. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все функции семьи главные, однако, различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привели к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Выделите специфические и неспецифические функции семьи, дайте им характеристику.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Третий вопрос. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. На развитие семьи как социального института влияет социально – экономическая ситуация в обществе.Дайте характеристику современной модели семьи.

Причины кризиса семьи многогранны. Жены становятся менее зависимыми от мужей в экономическом смысле. Увеличение мобильности, особенно миграции, также подрывает прочность семейных связей. Изменяются функции семьи.На это влияют не только социальные, экономические, культурные, религиозные и этнические традиции, но и новая техническая и экологическая ситуация. Анализ реально складывающейся ситуации в семье показывает, что наряду с общими характеристиками требуется рассмотрение социальных ролей супругов, и особенно женщины, в семейной жизни.

Сегодня мало кто оспаривает тот факт, что ключевая роль в семье принадлежит женщине. Именно ее сознание, поведение, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования.

Умение строить семью – особый дар женщины. Отметьте роль женщины в семье. Какие есть пути укрепления семьи? Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

Методические указания по выполнению СРС

В данном разделе метод.указаний предложены темы и задания к каждой теме СРС. Выделены вопросы, выносимые на СРС.

При подготовке к сдаче той или иной темы по СРС предварительно изучите соответствующие разделы рекомендуемой литературы по данной теме, и только после этого приступайте к выполнению заданий.

При выполнении заданий необходимо использовать следующие учебные пособия:

1) Социология Учебник для вузов/Под ред. проф.В.Н.Лавриненко. – М., 1998.

2) Волков Ю.Г., Мостовая И.В.Социология? Учебник для вузов. – М., 1998.

3) Капитонов Э.А. Социология ХХ века: История и технология. - Ростов-на Дону, 1998.

4) Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.,2004.

5) Мостовая И. В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве:Развитие социальных технологий. – Ростов на Дону, 1998.

6) Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

7) Тощенко Ж.Т. Социология. - М.,1984.

Задания на СРС

Тема 1.Развитие социологической мысли в Казахстане

Вопросы для изучения:

1) Социологические взгляды на развитие общества и личности казахских мыслителей ХIХ-ХХ вв.: Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова и др.

2) Институционализация социологической мысли в Казахстане.

3) Современный этап развития социологии в Казахстане

Тема 2. Социальная организация и управление

Вопросы для изучения:

1) Принципы и задачи социологии организаций. Основные черты социальной организации.

2) Типология организаций.Бюрократия как социальное явление.

3) Государство как наиболее общая форма социальной организации. Государство и гражданское общество.

- По названным проблемам необходимо выделить существенные характеристики социальной организации:

Социальное управление— это общественная деятельность людей по координации труда индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом.

- Назовите принципы функционирования формальной и неформальной организации.

- Перечислите принципы управления по А. Файолю. Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

- Назовите современные стили управления.

Авторитарный руководительсчитает, что увеличение его власти:

- минимизирует ошибки руководства;

- увеличивает эффективность руководства;

- повышает качество работы.

Демократичный руководительубежден, что ориентированный на человека подход обеспечивает максимальную производительность, так как люди способны быстро перестроить работу и добиться повышения эффективности труда. Кроме того,этот стиль руководства увеличивает удовлетворенность сотрудников. Однако не всегда демократический стиль ведет к повышению эффективности труда. Следует помнить, что участие работников в принятии решений, снижение контроля, делегирование полномочий порой снижают эффективность работы.

- Какова роль управленческих инноваций в преодолении социальных

кризисов?

Тема 3. Социология конфликта

Изучите вопросы, предложенные по данной проблеме, и постарайтесь ответить на вопросы:

1) Понятие конфликта, его социальные предпосылки.

2) Классификация социальных конфликтов и их функции.

3) Субъекты, стадии, цели и механизм регулирования конфликтов.

Вопросы:

- Какие типы социальных конфликтов вам известны?

- Назовите основные причины конфликтов?

- Как отражается на социуме несовпадение ценностей индивидов и общества?Приведите примеры.

- Какие функции в обществе выполняет социальный конфликт?

- Объясните тезис Л.Козера: »Группы или системы, которым не брошен вызов, более не способны к творческой реакции».

Жизнь любого общества постоянно меняется и наполнена противоречиями, поэтому социальные разногласия неизбежны. Более того они нормальный, а подчас и необходимый элемент личностного и общественного развития человека.

Вопросы:

- В чем сущность конфликтов с точки зрения классиков социологии?

- Раскройте двоякую (позитивную и негативную) роль конфликтов в обществе.

- Какие пути разрешения и регулирования конфликта существуют?

Постарайтесь сделать логический вывод: конфликтология признает социальный конфликт решающим или одним из важнейших факторов развития обществ.

Тема 4. Социология девиантного поведения

Вопросы для изучения:

1) Девиация. Содержание понятия девиантного поведения.

2) Биологические и психологические трактовки причин девиации.

3) Формы девиантного поведения и аномия.

- Подготовку начните с выяснения содержания понятия "девиантное поведение".

Девиантное,или отклоняющееся (от лат. deviatie – отклонение),поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий,распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения,стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.

В социологии различают положительную, или позитивную, и отрицательную, или негативную девиацию.

- Приведите примеры, как позитивной, так и негативной девиации.

- Подготовьте сообщение по теме "Наркомания – социальное зло".

- Каждая форма девиации имеет свою специфику. К примеру, изучение проблем преступности выявляет большое количество факторов, воздействующих на ее динамику: социальное положение, род занятий, образование, деклассирование и т.д.

- Остановитесь на таких формах девиации, как пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм,суицид. Приведите результаты социологических исследований по этим проблемам.

Вопросы:

- Каково социологическое объяснение девиации?

- Что такое аномия?

- Существует ли зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных,культурных факторов?

- В связи с чем проблемы девиации приобретают особую остроту в переходном обществе?

Как известно,суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Выясните причины такой тенденции.

- Что понимается под аддитивными формами девиантного поведения?

- Формы девиации в Казахстане и пути их разрешения.

Тема 5.Социология образования

Вопросы для изучения:

1) Учение как социокультурная деятельность.

2) Образование и социализация.

3) Социальные функции и цели образования.

- Подготовку вопроса целесообразно начать с постановки вопроса, что изучает социология образования, что составляет предмет ее исследований. Кратко резюмируя область ее интересов, необходимо отметить, что она изучает образование как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры сферы образования, ее взаимодействие с другими общественными институтами и сферами жизни человека:

- Каково содержание понятия "социология образования"?

Основы понимания учения "как усвоения знаний", как "усвоения опыта" заложены выдающимися учеными С. Рубинштейном, Ж. Пиаже и др.

- Какой опыт усваивается в ходе учения? Приведите примеры (из результатов социологических исследований).

- Учение,образование – структурные составляющие социализации.

- Раскройте значение становления института "школы":

- Какими социальными институтами поддерживаются функционирование школы, ее статус?

- Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом, "лифтом" социальных перемещений и социальной мобильности:

- Какие проблемы стоят сегодня перед отечественным образованием?

- Перечислите проблемы инженерного образования.

Мониторинг казахстанского рынка труда показывает, что трудоустройство выпускников вузов очень часто связано с уровнем квалификации, приоритетны требования к теоретической и практической подготовке выпускников.

- Какие наиболее устойчивые модели образования существуют на сегодняшний день? Дайте каждой модели характеристику.

- Какая модель реализуется в АУЭС?

- Что означает "brain drain"? Чем это вызвано? Приведите данные результатов социологических исследований.

Тема 6.Социология культуры

Вопросы для изучения:

1) Культура как социальное явление.

2) Культура и социализация. Функции культуры.

3) Социологический анализ особенностей казахской культуры.

- Подготовку вопроса целесообразно начать с объяснения терминов «культура» и «цивилизация»и сделать вывод, что в широком смысле культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

Заполните таблицу. Основные элементы культуры общества.

Материальные ценности общества Культура Духовные ценности общества
       

Как и само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и культура содержит различные пласты и сферы. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую:

-Охарактеризуйте основные формы культуры общества?

-Назовите основные элементы культуры и дайте им характеристику.

-Перечислите и охарактеризуйте основные функции культуры.

Т.Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о рельности.

-Какие универсальные элементы национальных культур выделили социологи?

- В чем особенности казахской культуры?

Тема 7.Социология массовых коммуникаций

Вопросы для изучения:

1) Объект, предмет, законы и категории. Сопоставление понятий «коммуникация», «общение», «массовая культура», «язык», «взаимопонимание», «диалог».

2) Закономерности и механизмы массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации (кино,печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода и др.).

3) Социокультурная роль массовой коммуникации.

Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация.Коммуникация – это обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен не обязательно происходит на словесном уровне.

- Какие виды коммуникации вам известны?

- Какие носители в ходе коммуникативного процесса вам известны?

Под массовым сознаниемв философском, широком смысле понимается всю совокупность духовной жизни общества, все циркулирующие в обществе взгляды, представления, идеи, теории, моральные и этические воззрения, религиозные концепции, суеверия, предрассудки, приметы и другие формы общественного сознания.

Массовое сознание в социологическом, более узком, смысле означает господствующую систему ценностей, определяющую отношение индивидов к миру и обществу, в котором они живут, и, в конечном счете, социальное поведение личности.

- Какую роль играют средства массовой информации в жизни индивида и общества.

- Назовите проблемы формирования и функционирования единого информационного пространства в странах СНГ.

- Каковы особенности постсоветского общественного мнения.

- Интернет как социальное явление.

- Проблема социологического изучения места и роли Интернета в жизни современного общества.

Задачи

1. Многие люди боятся делать доклад перед большой аудиторией,даже тогда, когда перед ними рукопись и они в любое время могут посмотреть в нее. Но находясь в узком кругу, они абсолютно непосредственны и могут держать более длинную речь о сложных предметах. Их не смущают вопросы оппонентов – они спокойно отражают выпады. Вызван ли их страх лишь большим числом людей? Меньше ли боятся маленькой аудитории? Хотя именно здесь можно найти особенно компетентных и критически настроенных слушателей. Или тут все дело в разных видах коммуникации? (Всегда ли процесс коммуникации опосредован символически?)

2. Как Вы думаете, почему известный социолог Ю.Хабермас назвал современное общество «коммуникативным»? Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свое мнение.

Тема 8.Этносоциология

Вопросы для изучения:

1) Этносоциология как отрасль социологической науки.

2) Современные тенденции в развитии этносов.

3) Межнациональные отношения в Казахстане.

При подготовке первого вопроса обратите внимание на определение "этническая общность" и как в процессе исторического развития человечества последовательно выделились такие формы этнических общностей, как род, племя, народность и нация:

- Дайте характеристику основным формам этнических общностей и назовите основной период их существования.

- Назовите основные факторы, сплачивающие людей в нацию.

- В процессе развития национальных отношений проявляются две взаимосвязанные тенденции. Первая – это этническая дифференциация, т.е. разделение этносов,каждый из которых стремится к обособленности и национальной самостоятельности,развитию собственной экономики, политик и культуры:

- Приведите примеры из истории разных государств.

Вторая тенденция – это этническая интеграция, объединение наций. Ее называют интернациональной:

- Почему происходит объединение народов, интернационализация хозяйственной и культурной жизни современных обществ?

- На примере жизнедеятельности наций и народностей дайте характеристику современным национальным отношениям в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1 Предмет и метод социологии 5
2 Основные этапы развития социологии 7
3Методика и техника проведения социологического исследования 9
4 Социальная структура общества 11
5 Социология труда 13
6 Социальные проблемы инженерного труда 15
7 Социология личности 16
8 Социология семьи 18
Методические указания по выполнению СРС 20
Задания на СРС 21

Сводный план 2013г., поз 218

Наши рекомендации