Индивидуализация и унификация. Девиантное поведение личности.

Проблема личности в социологии занимает одно из важнейших мест. Личность определяют многие социальные процессы и изменения. Личность - предмет многих наук. Каждая наука рассматривает личность со своей точки зрения и вкладывает в это понятие свой смысл. Не существует единого определения личности. В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

1) биологические, генетические заданные предпосылки;

2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.Выделяют следующие стадии социализации:

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных

Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур, здесь интерес иссле-дователей охватывает прежде всего социальные институты.

социальных групп и структур, здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, `вписаться` в общество). 4. Трудовая стадия социализации (охватывает весь период зрелости человека).

5. Послетрудовая стадия социализации (рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.)

В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Если нарушителя берут под стражу или направляют к психиатру, значит он допустил тяжелое нарушение. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие - во всех без исключения.

15. Теория социального взаимодействияСоциальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий.

Чтобы двух и более индивидов можно было бы рассматривать как общество (или его элемент), одного только наличия их недоста­точно. Необходимо, чтобы они обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия.

Таким образом, взаимодействие есть процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, а также организации их совместной деятельности.

П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три основных условия возникновения любого социально­го взаимодействия:

1) наличие двух или более индивидов

2) совершение ими каких-то действий

3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этому списку можно добавить и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает:

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения. Понятие социального взаимодействия является одним из централь­ных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне изучаются процессы общения между индиви­дами, находящимися в прямом и непосредственном контакте, такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп.

16.Соц.статус./Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д.

Социальная среда представляет собой совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Различают:
- макросреду - социально-экономическую систему в целом; и
- микросреду - непосредственное социальное окружение.

Социальный статус - соотносительная позиция индивида или группы, определяемая социальными, природными признаками, а также престижем и местом в структуре власти.

Наши рекомендации