Современный этап исследовании
С начала 1970-х гг. в практику исследований входит сочетание обследований бюджета времени с анализом субъективных оценок условий его использования.
Исследования этого периода проводились в основном тремя центрами: ЦСУ РСФСР и СССР, Институтом конкретных социальных исследований (впоследствии Институтом социологии) АН СССР и Институтом экономики и организации промышленного производства СО АН СССР.
ЦСУ РСФСР провело обследования бюджетов времени рабочих и служащих промышленности и колхозников в 1977, 1980, 1985 и 1990 гг. В ходе каждого из них опрос охватывал около 50 тысяч семей. Однако ЦСУ ограничивалось лишь публикацией кратких статистических данных по материалам обследований.
Институтом социологии АН были проведены крупные исследования городского и сельского населения: 1972-1973 гг. - сельское население Ростовской области (совместно с Всероссийским институтом труда и управления в сельском хозяйстве); 1976 г. - на промышленных предприятиях Омска и Великих Лук; 1982 г. - Керчь; 1983 г. - Улан-Батор (Монголия); 1986 г. - Псков...
В это время были установлены профессиональные контакты с исследователями бюджетов времени во многих странах: Болгарии, Венгрии, ГДР, Канаде, Монголии, Польше, США, Финляндии, Чехословакии, Японии и др. Были осуществлены совместные советско-американский (1986 г.), советско-финляндский (1987-1988 гг.) и советско-монгольский (1987 г.) проекты.
Важнейшей целью исследований была разработка предложений различным государственным органам. Например, при проектировании размещения учреждений сферы быта и отдыха в городских поселениях. Используя данные исследования внерабочего времени, связанного с производством угля (И.В.Чернов [114]), администрация шахт нашла возможность сократить связанное с работой время шахтеров примерно на 30 минут в день.
В I960-1990 гг. в стране не было улучшения условий использования рабочего времени, несмотря на известные меры по укреплению трудовой дисциплины, борьбу с алкоголизмом и т.п. [112].
Хотя в 1960-1980 гг. имело место сокращение затрат времени на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей, процесс этот шел вяло. Если в течение 1960-1977 гг. в стране фиксировалась тенденция увеличения свободного времени, то с начала 1980-х гг. началось ее замедление. Государственная система организации бытовых и культурных услуг заметно отставала от потребностей населения.
Значительные изменения, далеко не всегда в лучшую сторону, произошли в структуре использования свободного времени [112, с. 139-149]. Как показали наши исследования, в 2,5-3 раза возросли затраты времени на просмотр телепередач. Во столько же раз увеличилось и время пассивного отдыха. Несколько сократилось время, посвященное повышению уровня образования, посещению учреждений культуры, чтению газет. Свободное время стало еще более "телевизионным".
Были выявлены и региональные особенности (по городскому населению) в использовании времени. Например, у работающих мужчин Пскова затраты времени на поездки до работы и обратно составляли 5,2 часа на человека в неделю; в Караганде - 8,5 часа, а объем свободного времени соответственно - 34 и 30,4 часа. Затраты времени на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей колебались у работающих женщин от 27,1 (Псков) до 32,7 часа (Рубцовск) в неделю, что обусловлено различиями в условиях труда, развитии сферы быта и отдыха. Важнейшим социальным следствием этих различий явился неодинаковый размер общей трудовой нагрузки, вновь не в пользу женщин. Причем у населения городов восточной части страны (Караганда, Рубцовск, Улан-Уде) она была больше, чем в европейской части страны (Керчь, Псков) [78, с. 65-74].
Сравнительные международные исследования показали, что общая трудовая нагрузка (включая непроизводственную) у работающих мужчин в Пскове на 6-8 часов в неделю больше, чем в США и Финляндии, а у женщин - даже на 13-15 часов. Меньше, чем в США и Финляндии, и величина свободного времени на 3-6 часов у мужчин и на 9-12 часов у женщин. В 1965 г. бюджет времени жителей Пскова выглядел не хуже, чем в США.
Была показана значимость реальных потребностей людей как основного фактора, определяющего - вместе с условиями их удовлетворения - временную структуру повседневной деятельности и ее динамику. Это смягчало категоричность установок на "поиск резервов", "рационализацию" и планирование использования времени.
Бюджетные обследования позволили выявить тенденции, характерные для предреформенной России: увеличение трудовой нагрузки сельского населения, перераспределение труда, особенно женского, в сферу семейной экономики, сокращение свободного времени при возрастании неудовлетворенности его использованием [7].
Наступает новый этап в исследовании бюджетов времени. После 1991 г. в стране идет процесс смены общественного строя. Он отягчен экономическим, духовным и политическим кризисом, спадом производства, снижением уровня жизни населения. Это, естественно, отразилось на бюджете времени. Сравнение данных за 1991 и 1993 гг. по рабочим промышленности Москвы [30, 50, 80, с. 98-101] говорит о том, что фактическая продолжительность оплачиваемой работы в среднем за рабочий день несколько уменьшилась, а затраты времени на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей существенно возросли - почти на два часа в среднем за рабочий день у мужчин и на 1,5 часа у женщин прежде всего за счет увеличения времени, расходуемого на приготовление пищи (отказ от услуг столовых и буфетов), уборку жилья, покупку продуктов. В результате увеличилось время общей трудовой нагрузки: с 11 (муж.) - 12,4 (жен.) соответственно до 13,1 и 12,9 часа в рабочий день. Уменьшилась продолжительность сна и свободного времени.
Экономический кризис обусловил целый ряд особенностей в изучении бюджетов времени. Представительные крупные исследования весьма трудоемки и требуют больших средств. В 1950-1980-х гг. они проводились при помощи местных и центральных органов власти. Теперь стали возможны лишь сравнительно небольшие обследования, как правило - при поддержке научных фондов. Из-за финансовых трудностей с 1990 г. Госкомстат РФ прекратил обследования бюджетов времени вообще.
Между тем именно сейчас для анализа социальных издержек рыночной реформы - изменения структуры труда (дополнительная оплачиваемая и неоплачиваемая работа), появления безработных и т.д. - особенно важно знать, как живут и расходуют свое время бедные и богатые, как выживают имеющие доход ниже прожиточного минимума представители разных социальных слоев, как повлияли изменения в структурах ценностей на реальное поведение людей в сферах труда, быта, образования и отдыха.
Можно предположить появление исследований бюджетов времени в сочетании с другими методиками на базе иных теоретико-методологических предпосылок - феноменологических, например, но особенно в концептуальных рамках деятельностного подхода. Последний акцентирует внимание на активности субъекта в создании форм организации своего бытия. Такой взгляд как нельзя лучше отвечает периоду реформации общества, в котором прежние формы жизнедеятельности надломлены, а новые еще не устоялись. Именно деятельная активность людей и социальных групп будет определять эти новые формы, а исследования бюджетов времени - отличный индикатор всевозможных изменений в повседневной жизнедеятельности людей.
Этому направлению еще предстоит богатое научной и практически ценной информацией будущее.