Социологическое исследование на базе анкетирования

Для удобства восприятия и понимания проблем молодй семьи в России, в дополнение к исследованию и авторской анкете воспользуемся существующим опросом ЦСИ «Левада-Центр».

В исследовании приняло участие со стороны Левада-Центр – 3000 человек. С авторской стороны – 42.

Исследование призвано доказать апроблемы современных молодых семей в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области. Основой для социологического исследования стали молодые люди, согдасно методическому заявлению автора, а именно в возрасте от 19 до 30 лет, наводившиеся в официальном браке не более 3 лет.
Информация о лицах, предоставивших информацию – конфидицеальна, в то же время, собранная статистика является открытой информацией.

В исследовании приняли участия лица, пожелавшие остаться анонимными.

«Исследование проблем молодых семей в России» социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru Имя респондента: Возраст респондента:
Ответе, пожалуйста, на следующие вопросы Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить
Имеете ли лично Вы пробуемы с доходами?      
Имеете ли Вы или члены Вашей семьи проблемы со здоровьем?      
Имеете ли Вы или члены Вашей семьи трудности в быту?      
Испытываете лм Вы усталость от бытовой деятельности?      
Есть ли в Вашей семье страх потерять работу?      
Сущистрвует ли у вас проболема плохого жилья и имеете ли возможность сменить жилье?      
Есть ли у вас средства дать Вашим детям качественное образование?      
Имеются ли в Вашей семье проблемы с алкоголем или наркотиками?      
В Вашей семье хорошие взаимоотношения?      
Как много времени Вы уделяете семье? социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru 1.Все свободное время. 2.Достаточное. 3.Только на быт. 4.Недостаточное. 5.Не занимаюсь семьей.  
социологическое исследование на базе анкетирования - student2.ru Я, согласен на обработку моих личных данных. Подпись

По данным социологического исследования, на вопросы авторской анкеты были получены следующие ответы:

низкие доходы - 69%;

плохое здоровье - 29%;

бытовые трудности - 17%;

усталость- 16%;

опасение потерять работу - 14%;

безысходность и плохое жилье - 12%;

невозможность дать детям хорошее образование - 9%;

нехватка свободного времени - 8%;

пьянство, наркомания - 2%;

плохие взаимоотношения в семье - 2%;

затруднились ответить - 9%

В следствии этого исследования мы получаем следующую информацию о состоянии семьи и характеризуем его как кризисное.

Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Подобные Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили следующую закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные. В 1991 г. в стране родились 1,8 млн. детей, в 1992 г. - 1,6 млн., и 1993 г. - всего 1,4 млн., в 2005 г. - 1,5 млн. Если прирост населения России будет оставаться таким, то через тысячу лет от 148 млн. россиян останется менее 150 человек.

Если, в 1990 г. было зарегистрировано 1300 тыс. браков и 560 тыс. разводов, то в 2004 г. только 980 тыс. браков и 636 тыс. разводов. В крупных городах распадается свыше 50% браков (в некоторых местах уровень разводов достигает 70%). В 2005 г. в 1,5 раза увеличилось число людей, которые не стремятся обзавестись семьями. Примерно 13,6 млн. мужчин никогда не состояли в браке плюс 4 млн. разведенных и 2 млн. вдовцов. По данным Федеральной службы государственной статистики, 11 млн. женщин никогда не были замужем, 7 млн. разведенных женщин и свыше 11 млн. вдов [8].

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья признана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни.

Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.

Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношения власти, авторитета и т.д. Выделяют семьи авторитарные (патриархальные, матриархальные) и демократические (эгалитарные). Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (отношения между матерью и сыном), так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, структуре и ролевом поведении ее членов. Основными функциями семьи являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и др.

Репродуктивная функция включает в себя физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье.

Хозяйственно-потребительская (бытовая) связана с поддержанием физического здоровья членов общества, уходом за детьми и престарелыми членами семьи, ведением домашнего хозяйства, единого бюджета и т.д.

Воспитательная функция заключается в том, что семья оказывает решающее значение в формировании ребенка как человека и гражданина, передавая ему свой социальный опыт и позитивные традиции, правила поведения в обществе.

Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние три десятилетия обусловлено следующими факторами:

ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;

тенденцией к отделению молодых семей от родительских (нуклеаризация);

увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.

Согласно последним исследованиям ВЦИОМ (2005 г.), 29% россиян хотели бы иметь одного ребенка, 46% - двоих, 12% - троих детей. Отсутствие продуманной государственной политики социального обслуживания семьи и детей приводит к нежеланию женщин иметь детей.

В России крайне низкая рождаемость - на 10 женщин 13 детей. Однако обнадеживает тот факт, что заметно меньше стало юных мам в возрасте до 20 лет. Средний возраст рожениц по стране 22- 24 года, а в Москве - 25-27 лет.

Характерной особенностью последних лет в крупных городах России стало увеличение численности населения за счет роста миграции. Например, в Москве в 2004 г. 14,3 тыс. человек получили российское гражданство. Это в три раза больше, чем в 2003 г. Из 288 тыс. человек, зарегистрированных по месту жительства, 16%, приехали из-за пределов города, по причине заключения брака [14].

Сегодня только в трех регионах (Ингушетии, Тыве и Дагестане) коэффициент рождаемости превышает тот, который нужен для воспроизводства поколения - 2,1, в то время как в Москве он составляет 1,19, а в Санкт-Петербурге - 0,95.

Сложной проблемой, существенно подрывающей здоровье женщин, остается прерывание беременности. Если в Англии на 1000 женщин детородного периода приходится 12 абортов, а в Голландии всего 5, то в России - 60. По официальным данным, наша страна занимает первое место в мире по количеству абортов. В 2005 г. их было сделано 1 млн. 800 тыс., а по неофициальным - 4 млн. Из 35 млн. россиянок в юном детородном возрасте 7 млн. бесплодны. С каждым годом в стране возрастает количество брошенных детей. Сегодня в России, по официальной статистике, насчитывается 1,5-2 млн. беспризорных и безнадзорных, по неофициальной - эта цифра приближается к 4 млн. [13].

По характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, выделяют следующие основные типы:

1. Традиционная (патриархальная) семья, где главная роль отводится старшему мужчине и четко распределены мужские и женские обязанности.

2.Нетрадиционная (эксплуататорская) семья, где помимо распределения мужских и женских ролей за женщиной закрепляется право на участие в общественном труде наряду с мужчиной.

3.Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами.

Преобладающий тип семьи в стране - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей.

Значительную долю составляют неполные семьи - 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка [15].

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Литература

· Соціологія. Підручник для студентів вищих навчальних закладів / В. Г. Городяненко \[та ін.] ; ред. В. Г. Городяненко. — 2-тє видання, доповнене. — К.: Видавничий центр "Академія", 2006. — 544 с. — (Альма-матер).

· Лекция «Социальная работа с молодёжью»

· Луков Вал. А. Знаки и символы молодёжи // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 209-211.

· «Молодёжь и инновационное развитие России»

· «Молодёжь» в Большой советской энциклопедии

· Родзинский И. М. Молодёжь как объект российских политических партий // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. —№ 1 - Философия. Политология.

· Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р

· Чупров В. И. Жизненный старт // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 177-179.

· Цветлюк Л. С. Молодёжь и юношеские организации в политической системе советского общества. 20–30-е годы ХХ столетия // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 2 (март — апрель).

· Щебетовская Г. Молодёжь как объект и субъект смены поколений // Ломоносовские чтения в МГУ

Наши рекомендации