Сущность, объект и предмет теории менеджмента
Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходимых им при принятии управленческих решений.
Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».
В самом общем виде теория— это:
• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;
• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;
• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.
Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в социально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.
Цель теории управления — формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».
На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -
- наука изучающая процессы и систему управления в организациях;
- наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях
Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:
• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;
• конкретные науки об отдельных сторонах управления;
• теория искусства управления.
В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.
Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).
Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.
Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом — исследуемые свойства этого объекта.
Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.
Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.
Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, принципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.
В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.
Категория- научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория — это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.
Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)
Категории теории менеджмента
Общие категории для большинства экономических наук | Категории, раскрывающие систему управления | Категории, отражающие технологию управленческой деятельности |
• Общество • Государство • Собственность • Человек • Ресурсы • Экономические отношения • Социальные институты • Эффективность | • Организация • Миссия • Цель • Структура управления • Законы организации • Поведение человека • Теории мотивации и лидерства • Модель управления • Организационная культура | • Функции • Объект управления • Субъект управления • Персонал • Полномочия • Методы управления • Приказ • Решения • Коммуникации • Контроль |
Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента
В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.
Метод— это:
· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;
· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;
· путь исследования.
Требования, предъявляемые к научному методу:
· строгость;
· однозначность;
· эффективность;
· простота (экономичность);
· способность приносить новые результаты.
Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.
Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.
Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.
1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.
Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.
Моделирование — особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель— описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.
Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.
Метод аналогии— метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).
Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по аналогии в той или иной степени вероятностны.
Индуктивный метод— метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.
Дедуктивный метод— умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.
Статистический метод— важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.
Его значение раскрывается в том, что статистический метод:
• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;
• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;
• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;
• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.
2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).
Наблюдение (применительно к объекту управления) — целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.
Анкетирование— способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.
Интервью— метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.
Метод экспертных оценок— вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.
Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.
3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.