Сущность, объект и предмет теории менеджмента

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходи­мых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория— это:

• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в соци­ально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.

Цель теории управления — формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -

- наука изучающая процессы и систему управления в организациях;

- наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

• конкретные науки об отдельных сторонах управления;

• теория искусства управления.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом — исследуемые свойства этого объекта.

Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, прин­ципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Категория- научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория — это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Категории теории менеджмента

 
Общие категории для большинства экономических наук Категории, раскрывающие систему управления Категории, отражающие технологию управленческой деятельности
• Общество • Государство • Собственность • Человек • Ресурсы • Экономические отношения • Социальные институты • Эффективность   • Организация • Миссия • Цель • Структура управления • Законы организации • Поведение человека • Теории мотивации и лидерства • Модель управления • Организационная культура • Функции • Объект управления • Субъект управления • Персонал • Полномочия • Методы управления • Приказ • Решения • Коммуникации • Контроль

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод— это:

· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

· путь исследования.

Требования, предъявляемые к научному методу:

· строгость;

· однозначность;

· эффективность;

· простота (экономичность);

· способность приносить новые результаты.

Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование — особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель— описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии— метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по ана­логии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод— метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выве­дение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод— умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод— важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение (применительно к объекту управления) — целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование— способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью— метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок— вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.

Наши рекомендации