Объект социологии - это общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.
Социальная психология
Внешний мир
Социология
Дальнее окружение
Рис. 1
В отличии от других наук, социология, если можно так выразится, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для неё закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина – социальная психология – описывает человека в непосредственном окружении и затрагивает взаимодействия людей в малой группе. Поэтому социальный психолог не способен предсказывать, например, смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.
В итоге, психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда и т.д.). А социология изучает большие группы (миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, православных и т.д.), причём не зависимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.
Социология не может оперировать такими тонкими инструментами как эксперимент и разные приборы, она имеет дело с большими массами людей. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличии от психолога социолог имеет дело не с конкретным, а с усреднённым человеком – этаким обобщённым портретом, который подходит ко всем сразу и никому в особенности.
Из множества задач, которых приходится решать социологу, 2-мя самыми важными являются:
· в каком направлении, и каким образом общество (его структура и институты) влияет на людей и определяет их поведение;
· каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Социология видит общество в единстве всех его сторон. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент, рассматриваются ей только с позиций их связи с обществом, их вклада в развитие или построение общества, их общественных функций. (Пример: религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. А культура – важна для неё как образ жизни больших масс людей). Эти массы людей составляют повседневную жизнь общества. Они его творцы и они же – его жертвы. Поэтому социологию интересуют не только структура и динамика общества в целом, устройство государства или политической системы, но так же повседневное поведение этих больших масс людей, их верования, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.
Рассмотрим взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе и индивидах. Социология, как и многие другие науки, вышла из недр философии. В течении длительного времени социологическое знание накапливалось в её недрах. И даже, после того как О. Конт и (родоначальник социологии), Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер провозгласили независимость социологии от философии, последняя продолжал играть заметную роль в социологических изысканиях.
Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. Самостоятельность социологии как раз и связана с тем, что она, при анализе социальных процессов, начала активно осваивать количественные методы с применением сложных математических процедур (теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных и т.д.) При этом она опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин.
В целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией. Эти формы социальной мысли были тесно переплетены и в нашей стране. И только за последнее время произошло их размежевание. Социальная философия – это раздел философии, посвящённый осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объектов изучения, но в предмете исследования более чётко проявляется их различие. Социология осмысливает общественную жизнь не как общую абстракцию, а как реальность. При анализе, какого либо социального явления, она стремится исследовать конкретные механизмы, зависимость и связи, влияющие на изучаемый предмет.
Довольно остро, но не так заметно стоит проблема соотношения социологии и психологии. Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуального «Я». Социологияже изучает проблемы межличностного взаимодействия «МЫ». В той мере, в которой учёный исследует личность, его связи, взаимодействия и отношения, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций – он выступает как социолог.
Идеология, являясь теоретическим выражением социального интереса какой-либо большой группы людей, представляет собой умозрительную модель общества, на основе которой оценивают реальные события. Социология же их изучает. Если идеология ориентирована на интерес, то социология – на истину. Задача социологии доказывать, а не убеждать. Поэтому она не может воздействовать на массы, но способна совершенствовать практику идеологии.
Социология изучает гражданское общество, а политология – политические институты этого общества, борьбу за власть, участие граждан в политической жизни и складывающиеся в ходе этого политические отношения. Взаимодействие этих двух наук привело к появлению новой науки - политической социологии.
Как наука об обществе, социология включает в себя существенные формы и функции истории. Она использует методологию и теорию исторической науки, её методы и источники, исследует отечественную историографию и историю России (как неотъемлемую часть всемирной истории), которые является фундаментальной базой истории социологии. История сосредотачивает свое внимание на последовательности событий, их хронологии и детальном описании, а социология – на классификации и типологии исторических событий, поиске повторяющихся черт и выявлении общих закономерностей.
В экономике социолога, интересует не прибыль, а то какую роль она играет в функционировании общества в целом. Исследуя конкретную сферу общественной жизни, он стремится выяснить, как в ней преломляются социальные свойства, связи, механизмы, причём с точки зрения интересов людей, их потребностей, предпочтений и ожиданий. Достигается это благодаря широкому использованию понятий выработанных системой обществознания. Из философии, например, в социологию вошли понятия общество, ценности, прогресс; из экономической науки – капитал, товар, прибыль; из юридических наук – институт, статус и т.д.
У социологии много общего с социальной работой. За рубежом эта связь сформировалась давно, а в России она оформилась только к 90-м годам ХХ века. Это объясняется с запоздалым появлением в нашей стране социальной работы как разновидности профессиональной и научной деятельности.
Социология изучает общество в целом, в единстве всех его сторон. Для неё нет специально отведённой жизни общества. Ей характерно познать природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они не возникали: политики, экономики, права и т.д. В социологии речь идёт об изучении всеобщих социальных свойств, независимо от отдельных сфер жизни общества. (Пример: компетентный врач, прежде чем поставить точный диагноз пациенту, как правило, исследует весь его организм и знакомится с историей его болезни в течении жизни. Эту роль и выполняет социология в системе гуманитарных наук). Все частные процессы и явления социология анализирует с точки зрения их места и значения в интеграции целостного социального организма.
Пройдя все стадии формирования как науки в различных странах Европы и США социология, начиная с 40-х годов ХIХ века, приобрела статус института. Но, не смотря на приобретение этого статуса, многие до сих пор относятся к результатам социологических исследований, мягко говоря, без энтузиазма. (Пример: социологический опрос на улице может быть представлен не объективно или в угоду каким либо лицам).
Как ни парадоксально, но и царское правительство России, и советское запрещали проникновению социологии в общественное сознание людей. Первое считало, что она несёт революционные идеи, второе – что буржуазные. То есть, социология носит подрывной или точнее – критический характер. Она занимается самыми острыми проблемами лежащими в основе противоречий и конфликтов человеческой жизни. Её роль заключается в критическом взгляде на общество. Социология признана выявить те острейшие проблемы, с которыми сталкиваемся все мы, показать их причины, негативные и позитивные стороны.
Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы, через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
В литературе ещё не сложилось окончательного мнения, к каким наукам отнести социологию: к социальным (психология, социальная психология, экономика, политология, антропология, этнография) или гуманитарным (история, философия, литературоведение, искусствознание, культурология). Первые оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание, а вторые – нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами. Для гуманитарных наук главным является познание мира, духа, культуры и ценностей, а для социальных главным является уход от культурных и духовных ценностей. Очевидно, что социологию следует причислять к наукам с двойным статусом, она принадлежит к социальным и гуманитарным наукам (Рисунок 2).
Гуманитарные науки Социальные науки
|
Рис. 2
Её двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда указывают на её принадлежность к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей, как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в неё социальных институтов. Когда подчёркивают принадлежность социологии к области гуманитарного знания - указывают, что она изучает социокультурную сущность человека. То есть, для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, а культурным контекстом (традициями, обычаями культурными нормами и символами, ценностями и идеалами). Таким образом, социология - это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполнят интегративную (объединяющую) функцию ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.
Вопрос 2. Объект, предмет и функции социологии.
Для понятия особенностей социологии и социального подхода к изучению общества необходимо определить объекта и предмета социологии. Объектом любой науки является часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой. А предметом науки – является результат исследовательских действий. Следовательно, можно сформулировать, что:
Объект социологии - это общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.
Совокупность этих связей и отношений носит название социальных. По определению социолога Г.В. Осипова социальные взаимосвязи - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющаяся в их отношении друг другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого или группы, независимо присутствует при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем социальных качеств.
Предмет социологии не может быть определён столь однозначно. Его понимание на протяжении всей истории социологии менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное его понимание. Для лучшего понимания существа предмета социологии необходимо представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой, в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы (отдельные личности), так и совокупности этих элементов, объединенные по определенным признакам (социальные общности). Опыт изучения структурно упорядоченных систем в общественных науках показывает, что главное в таком изучении – определить систему связей между отдельными частями структуры.
Сущность системы связей между отдельными частями социальной структуры наглядно демонстрирует опыт социолога Г. Щедровицкого (Рисунок 3).
а)б)
Рис. 3
На 2-х досках в лунках расположены шарики, символизирующие части изучаемого целого. В первом случае (3а) система упорядочена и организована, но её части не взаимодействуют. То есть, если изменить положение одного из шариков, это не скажется на изменении положений остальных частей системы. Но если зафиксировать положение шариков пружинами (3б), то каждое изменение положения одной части системы неизбежно приведёт к изменению позиций всех остальных её частей. Причём, эти изменения будут отличаться по амплитуде и направлению, могут быть практически незаметными или испытывать значительные воздействия.
При использовании такой модели для анализа человеческого общества напрашивается вывод – каждый индивид занимает в нём строго определённую позицию или имеет определённый социальный статус (спортсмен, рабочий, директор, президент). В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами, то есть находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей. Изменение этих отношений, а так же изменение положения индивида в обществе, неизбежно влечёт за собой изменение связей и положений других индивидов. Люди со сходными социальными статусами образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп.
Совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей входящих в социальную структуру. А позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объём знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях в неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяется 2-мя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус.
Личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиций, поэтому, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе. (Пример: каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. В сложном же индустриальном обществе социальной структуре присущи множество измерений).
Важным моментом в определении предмета социологии является то, что любая социальная структура наполнена людьми, активно действующими и способными в результате совместных действий изменять:
· положение отдельных частей структуры относительно друг друга;
· уровень ограничений поведения и степени свободы каждой части;
· характер взаимоотношений отдельных структурных элементов.
Для того, что бы социальные структуры сохранялись и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчинённым соответствующим социальным законам. Эта динамическая сторона предмета социологии должна всегда учитываться при проведении социальных исследований и построении социальных теорий.
Поэтому, если социология – это наука изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а так же социальные процессы, протекающие в данных структурах то, следовательно: