Тема 12. Социальные общности
1. Социальные общности и их многообразие
2. Критерии выделения общности
3. Понятие «социальная группа».
4. Классификация социальных групп.
5. Групповая динамика и коммуникация.
1. Социальная общность - форма объединения людей.
Разновидности социальных общностей:
1. Мнимые общности: отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов.
а) категории (выявленные исследователями с целью статичных исследований множества);
б) агрегации (объединения людей пространственно находящихся в одном месте);
в) массы (действия, но не социальные объединения людей с массово-типическим поведением).
2. Контрактные общности: "ориентация на другого".
а) аудитория (разовые, кратковременные, узконаправленные; взаимодействие лектора (певца, актера, ведущего) и слушателей;
б) толпа (спонтанность, временная общность людей, территориально локализованная). Разновидности толпы: случайная, конвенционная (люди обмениваются знаниями, мнениями и интересуются сами), действующая (активная), экспрессивная (обмен чувствами);
3. Социальные круги: профессиональный, друзей, одного социального положения; собравшихся вместе для удовлетворения таких социальных потребностей, как общение, признание, внимание к себе, забота о других.
4. Институализированные общности (социальные группы): единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и норм. Устойчивость связей в группе обусловлена, зачастую, ожидаемым вознаграждением или получением следующих выгод: 1) объединяясь с другими ради общего дела индивид надеется решить те свои проблемы, которые в одиночку решить невозможно или рискованно; 2) объединяясь с другими, проявляя готовность к взаимопониманию, индивид надеется в тяжелую минуту получить помощь, поддержку от многих других; 3) отстаивая авторитет группы, индивид надеется, что этот авторитет повысит и его собственный.
2.Критерии выделения общности. Если систематизировать взгляды современных социологов по этому вопросу, то следует отметить ряд потенциальных и реальных, необходимых и достаточных оснований выделения общности:
1) сходство, близость условий жизнедеятельности людей (как потенциальная предпосылка возникновения ассоциации);
2) общность потребностей людей, субъективное осознание ими сходства своих интересов (реальная предпосылка возникновения солидарности);
3) наличие взаимодействия, совместной деятельности, взаимосвязанного обмена деятельностью (непосредственного в общине, опосредованного в современном обществе);
4) формирование своей собственной культуры: системы внутренних норм взаимоотношений, представлений о целях общности, нравственности и др.;
5) укрепление организации сообщества, создание системы управления и самоуправления;
6) социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности (как достаточное условие и главная характеристика зрелости ассоциации, превращение общности, по словам Гегеля, из «вещи в себе» в «вещь для себя»).
Социологи подразделяют общности на два больших класса, которые в российском обществознании всесторонне обосновал Б.А. Грушин:
• номинальные, классификационные группы, искусственно выделенные исследователем, и
• реальные, социальные группы, или собственно общности.
Анализируя эти реальные ассоциации, исследователи отмечают существенные различия между общностями:
1) фиксированными в социальной структуре общества (статусными группами – элитами, безработными и т.п., функциональными группами – шахтерами, учителями, военными, директорами и т.п., территориальными группами, социумами – конкретными городскими и сельскими сообществами) и
2) нефиксированными в социальной структуре массовидными образованиями (толпами, аудиториями средств массовой коммуникации, зарождающимися коллективными «движениями»).
Всякая зрелая общность выступает в качестве социального субъекта – активной динамизирующей силы общества. Иными словами, зрелость ассоциации определяется не только субъективным критерием идентификации (самопричисления) ее членов, но и объективным показателем организованного целенаправленного поведения (социальной активности общности).
Поскольку зрелые общности проявляют себя тем, что оказывают разнообразные формы влияния на другие ассоциации и общество в целом, было бы логично предположить, что в конце концов они добьются незыблемой монополии – такого положения в социальной структуре, которое позволяет членам общности реализовать наиболее ценные для них интересы и потребности. Возможно, так и произошло становление каст – статусных ассоциаций, воспроизводство которых в веках и даже тысячелетиях было неизменным. Но вот в классовом обществе нет-нет, да и случались бунты, перевороты и революции, которые постепенно (или, наоборот, не очень) меняли весь облик социальной организации и принципы строения общества. (Здесь мы должны иметь в виду, что социальная революция вообще отличается от политической, в частности, тем, что в ней происходит изменение положения основных слоев общества, связано ли это со сменой властвующих персон и идеологий или нет.)
Современное общество западного типа в этом смысле стало самым динамичным, открытым для многочисленных принципиальных и не очень существенных социальных изменений. Именно такой тип общественного развития показал, что экономический расцвет и политическая стабильность (мечта любого населения и любой элиты) вполне достижимы и без консервации социальной структуры, и даже вопреки ей. Недаром современные технологии управления апеллируют к творческой индивидуальности человека, учитывают его стремление к социальной мобильности и мотивируют к участию в принятии управленческих решений теми, кто в обычной социальной структуре был бы однозначно отнесен к разряду «исполнителей» (которым особенно-то думать и решать не положено).
3. Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы. Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером такого сообщества могут быть индивиды, едущие в одном вагоне. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой. Оно определяется как агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.
Тогда что же представляет собой социальная группа? социальные группы представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. В социальные группы чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки, интересы, функции или цели, общее социальное положение и т.д.
Итак, социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В соответствии с этим определением два человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Пассажиры самолета не могут быть группой. Они будут считаться агрегацией до тех пор, пока среди них во время путешествия не образуются группы людей, взаимодействующих между собой, не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и другие), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Такие спонтанные, неустойчивые группы называются квазигруппами.
Квазигруппы имеют следующие отличительные черты:
1)спонтанность образования;
2)неустойчивость взаимосвязей;
3)отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.);
4)кратковременность совместных действий.
Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего-либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.
Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором - индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности. Наиболее характерной чертой аудитории, является практически одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно в случае большой аудитории. Аудитория - это сложное и неоднородное социальное образование, что связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию.
Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного типа может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище. Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:
1)Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило более внушаемы, чем находящиеся вне ее;
2)Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнаваемым в толпе;
3)Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях;
4)Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно «добраться».
Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения. Случайная толпа обладает наиболее определенной структурой.
Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие.
Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. В данном случае толпа «обусловлена» в том смысле, что поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее установленных социальных норм.
Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов.
Действующая толпа. Под термином «действующая» подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Одной из важных форм действующей толпы является сборище - эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Другая важная форма действующей толпы - восставшая толпа. Это насильственный и деструктивный коллективный взрыв.
4. Социальные группы классифицируются по различным основаниям. По признаку принадлежности к социальным группам индивида они разделяются на ингруппу, аут-группу и референтные группы.
Ингруппа и аутгруппа. Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит, и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Такие группы будут считаться ингруппами, т.е. теми, к которым он чувствует свою принадлежность.
Другие группы, к которым не принадлежит индивид - другие семьи, другие компании друзей, другие профессиональные группы, другие религиозные группы, - будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения: «не мы», «другие».
В современном обществе индивид принадлежит одновременно ко многим группам, поэтому большое число ингрупповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Студент более старшего курса будет рассматривать студента младшего курса как индивида, принадлежащего к аутгруппе, но студент младшего курса вместе со студентом старшего курса могут быть членами одной спортивной команды, где они входят в ингруппу.
Референтные группы. Термин «референтная группа» впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1984 году, означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
По характеру взаимоотношений между их членами социальные группы разделяются на первичные и вторичные группы. В первичных группах ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуют друг друга, прежде всего как личности. Отличительными признаками этих групп, являются непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Вторичная социальная группа - это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в них людей для достижения конкретных целей. Вторичная группа может быть трудовым союзом или какой-либо ассоциацией, клубом, командой.
По своей величине, численности социальные группы подразделяются на малые (примерно от двух до пятнадцати-двадцати человек) и больше. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только юс малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития. Примером такой малой социальной группы может служить семья, производственная бригада и другие. Большие социальные группы - это многочисленные социальные общности, располагающиеся, как правило, на больших территориях, что исключает возможность непосредственного контакта, непосредственной связи и непосредственного взаимодействия входящих в них индивидов и малых социальных групп. К большим социальным группам относятся, прежде всего, национально-территориальные, клановые, религиозные, классовые, профессиональные (в масштабах крупного предприятия и отрасли) партийные, профсоюзные и другие общности людей. Также группы людей могут быть формальными и неформальными. Среди социальных групп можно выделить целевые группы, т.е. группы, создаваемые для решения той или иной конкретной задачи или для достижения определенных целей. Это могут быть хозяйственные, научно-исследовательские, политические, просветительские и другие цели.
Социальные группы могут быть организованными и неорганизованными. Признаками внутренней организованности группы является наличие органа управления и лидера (формального и неформального), четкого распределения функций, системы контроля за выполнением членами социальной группы общей задачи.
5. Групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация - это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается, прежде всего, как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов.
Очевидно, что не все методы получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы. Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельности группы.
Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий.
Использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.