Социометрический опрос и соц. эксперимент
Социометрия как разновидность анкетирования разрешает измерить степень сплоченности (разобщенности) группы; проявить авторитет членов группы за признаками симпатии (антипатии), где на полюсах находятся «лидер» группы и «обездоленный», проявить «неформальных лидеров». Основным инструментом проведения социометрического опрос является социометрическая карточка (социокарта) - разновидность анкеты, в которой является вопросы не о фактах и мыслях о них, а об отношении опрашиваемого к членам группы за разными критериями, которые вытекают из задач исследования, например с точки' зрения общей работы, выполнение общественных доверенностей, участия в решении общественной проблемы и т.д. Социальный эксперимент-метод сбора информации о характере и специфике изменений показателей деятельности и обращение работников под влиянием заданных и управляемых факторов. Он проводится с целью проверки действенности внедряемых |форм жизнедеятельности коллектива, апробирование новых способов правления развитием социальных процессов. Подготовка и проведение любого эксперимента–дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы правления. Отрицательным в использовании социального эксперимента является то, что специально создаваемые условия могут нарушить естественность протекания исследуемого социального явления.
Анализ документов и опрос
Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов (под которыми в социологии понимают специально созданный человеком предмет предназначенный для передачи и хранения информации) нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях. письмах и т.п. Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой и использовалась и крайне ограниченном объеме .Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений. Различают два способа анализа документальных материалов. Первый - это традиционный классический качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, которая содержится в документальных материалах, и выявление их сути. Качественный анализ припускает выявление авторства документу и времени его создания, целей, обстоятельств, которые вызвали появление документа. Второй – количественный формализованный метод. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ - перевод текстовой информации в количественные показатели. Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации с помощью которою получают почти 90%первичных данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику нацелен на те стороны процесса, которые мало или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос часто незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. С помощью Опроса получают как фактическую информацию, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых. О. обеспечивает большую систематичность и точность получаемой информации. Кроме того, он расширяет множество источников информации, вовлекая в процесс исследования и тех людей, которые по собственной инициативе высказываться не станут. О. Позволяют получать информацию сравнительно быстро и дешево. При этом часто упускают из виду необходимость квалифицированного планирования опроса и квалифицированной интерпретации сведений, получаемых от опрашиваемых, не принимают во внимание недостатки указанного метода сбора данных. Эти недостатки связаны с тем. что часть сведений, сообщаемых в анкетами интервью, намеренно или невольно искажается опрашиваемыми, причем искажения часто носят систематический х-р. Кроме того, многие необходимые социологу сведения просто неизвестны. Поэтому результаты различных опросов должны взаимно перепроверяться.