Сущность теории социального действия М.Вебера
Важнейшей составляющей учения М. Вебера является теория социального действия. В ней автор разработал концепцию идеальных типов, представляющих собой некие модели того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В качестве идеальных типов выступают моральные, политические, религиозные и др. ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения.
М. Вебер выделяет следующие типы социального действия: целерациональное ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.
Целерациональное действие предполагает осознание цели, средств ее достижения, возможной реакции других людей.
Ценностно–рациональное действие основывается на сознательной вере в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения.
Аффективное действие совершается под влиянием аффекта, т.е. бессознательного психологического импульса или чувства.
Традиционное действие осуществляется на основе традиций, привычек.
В этой классификации выделены не все возможные типы действий, но наиболее характерные. В них степень осознанности возрастает от аффективного и традиционного к ценностно-рациональному и целерациональному. Каждое из этих действий имеет свои признаки, в частности, мотивацию. В реальной действительности обычно используются все типы идеальных действий. Причем М. Вебер утверждал, что в историческом процессе развития общества растет степень рациональности социальных действий. Особенно наглядно это видно на примере развития капиталистической формации: рационализируется способ ведения хозяйства; рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры; рационализируется образ мышления людей и образ их жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилением социальной роли науки, представляющей собой, по М. Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности.
Использование целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых позволяет построить идеальный тип государства – правовое государство. Его функционирование предполагает рациональное взаимодействие интересов граждан, подчинение всем законам, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Такая конструкция государства не всегда совпадает с реальной действительностью, но, несомненно, представляет большой теоретический интерес.
45. Сущность понятия «социальные факты»
Социальные факты– это внешние по отношению к индивиду способы действия, мышления и восприятия. Они существуют сами по себе по своим собственным правилам и обладают способностью контролировать людей. Поскольку социальные явления существуют независимо от нашего сознания, они должны рассматриваться как вещи, а наблюдение за ними должно проводиться с помощью методов, аналогичных методам наблюдения за явлениями природы. Кроме того, для того, чтобы изучать общество, социолог должен отказаться от своих собственных догадок и предубеждений, а затем приступить к наблюдениям в рамках изучения внешних признаков явлений.
Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога Э. Дюркгейма. «Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как веши». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознании потому, что у него другое основание, другой субстрат – коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознании), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.