Концепция социального действия М. Вебера

Макс Вебер (1864–1920) – немецкий ученый, изучавший общество и выработавший теорию идеального типа. В труде «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904) М. Вебер описал, что такое «идеальный тип».Понятие идеального типа стало использоваться в социологии как метод, который направлен на изучение социальных явлений. По сути – это моделирование, цель которого – создание модели с помощью абстрагирования от особенностей конкретных явлений. С другой стороны, это мыслительная конструкция, которая берется как идеал, т. е. признается приоритет модели; это то к чему надо стремиться. Однако природа «идеального типа» не совсем ясна. Существует ли «идеальный тип» реально или это только умственная конструкция исследователя?

М. Вебер делит идеальный тип на исторический и социологический.

Исторический «идеальный тип»– это отражение естественного исторического процесса. Социологический типсконструирован социологом и играет роль инструмента в познании окружающей действительности. М. Вебер считает, что в своей деятельности человек руководствуется определенными целями. Таким образом, действия человека или группы главным образом носят осмысленный характер.

М. Вебер выделил несколько типов господства (власти).В основе их деления также лежал принцип рационализации. Он переносится на устройство общественной жизни и всех ее составляющих:

первым типомгосподства ученый считает легальный,при котором легитимность власти находится на самом высоком уровне. Естественно, характеризуется наибольшими выгодами для индивида. Поэтому такой тип власти признается исследователем «идеальным типом». Однако это не значит, что существующие другие типы власти не могут считаться легитимными, просто их легитимность не объясняется идеальными категориями, а следовательно, и типы власти не идеальны;

тип власти, основанный на господстве нравов и традиций.М. Вебер считает именно этот тип власти самым устойчивым, так как индивид при таком устройстве государства не только признает легитимность власти, но и считает любые попытки ее изменить неправомерными. Именно при таком типе власти индивид приучен или вынужден повиноваться, не заботясь о своих выгодах;

следующий тип господства связан с понятием «харизма».Это самый неустойчивый тип власти, он заканчивается очень часто со смертью харизматического лидера. Так же как и тип власти, основанный на традиции, этот тип авторитарен по отношению к индивиду, что, естественно, наносит ущерб его интересам.

Все три типа существуют за счет усиления своей легитимности: традиционный – на основе традиций и нравов, харизматический – за счет усиления харизмы, легитимный – за счет рационализма. Легитимность на основе рационализма приводит к тому, что именно в государстве, где такой тип власти, индивид находит свое полное творческое и деятельное выражение. Поэтому М. Вебер считал, что рационализация общественной жизни необходима для достижения наилучших условий жизнедеятельности.

10. Социальное действие как система (Т. Парсонс).ТолкоттПарсонс (1902-1979) сын пастора из Новой Англии - американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета США, основатель школы структурного функционализма с множеством учеников и последователей. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и социального действия. Он внес большой вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении. В 1937 г. выходит в свет его первая книга "Структура социального действия", в 1951 г. он издает свою вторую и главную книгу "Социальная система". В 1953 г. Совместно с Р.Бейлзом и Э.ШилзомПарсонс издает "Рабочие тетради по теории действия", где изложены основы функционирования социальных систем. С тех пор он издал множество книг, статей, рефератов, в которых развивались и углублялись идеи, изложенные в вышеуказанных трех крупных трудах.

Структурно-функциональный анализ - системное исследование социальных процессов и явлений как структурно расчлененной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение. Функционализм ставит перед собой задачу всестороннего объяснения биологических, физиологических, культурных отношений. Важной функцией научной теории по Парсонсу являются описание и анализ. Описание - это основная категория эмпирической системы. Личность, социальная система и система культуры представляют объект социологического анализа. Главная побудительная причина всех научных усилий Парсонса - найти и сформулировать принципы такой системы, которая была бы предельно абстрактной и настолько всеобщей, что она никогда не могла бы устареть. Поэтому ключ ко всей концепции Т.Парсонса - категория равновесия, ибо общество, по Парсонсу, может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы. Отсюда основная задача социологии - дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Ни одна социальная система, будь то общество в целом, какая-то производственная единица или отдельный индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

-- Приспособление к окружающей среде (адаптация);

-- Формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);

-- Поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);

-- Обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность - поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации осуществляет экономика, функцию целеполагания - политика, функцию интеграции - право и культура, латентную функцию - институты социализации (семья, школа, церковь и т.д.).

Окончательно структуру социального действия определяют:

-- Система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного;

-- Принятие индивидуальных решений о путях достижения целей;

-- Существующие средства и условия.

Таким образом, формализованная модель системы социального действия включает четыре подсистемы:

-- Подсистема A (adaptation) - обеспечивает непрерывность структуры, изменение в системе и в отношении с внешним миром.

-- Подсистема G (goalattamment) - определяет цели системы и средства для их достижения.

-- Подсистема L (latentpatternmaintenance)- действует в направлении сохранения структуры системы и преодолевает возникающие противоречия и напряженность

-- Подсистема I (integration) - осуществляет интеграцию системообразующих единиц.

Развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации (неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри системы) и интеграции (росту целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

Парсонс различает три типа общества:

-- Примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

-- Промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

-- Современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

Но концепция общественного развития в структурно-функциональном анализе недостаточно подробно проработана поскольку Т.Парсонс считал, что "общая теория процессов изменения социальных систем невозможна при настоящем состоянии знаний".

11. Понятие, структура и основные виды социального взаимодействия.Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп, образующих социальную общность для удовлетворения своих потребностей. Взаимодействие– это действие индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп. Социальное взаимодействие может происходить как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта (внутреннее взаимодействие).Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействиявыступают связи, не зависящие от отдельных людей;субъективная сторона – сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях (межличностные или психологические отношения). Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, а каждый человек приобретает свое социальное качество.Механизм социального взаимодействия:индивиды совершающие действия; изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов; обратная реакция индивидов.

Социальные общности часто деформируются. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. Дезорганизацияфункций социальных общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастании противоречивости образцов поведения, что, в свою очередь, ведет к росту отклонений (девиаций) в поведении ее членов. Причины дезорганизациисоциальных общностей:

• социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) – в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Так, с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов и промышленности ведут к распаду больших семей, в производственных группах – к текучести кадров, в территориальных общностях – к росту числа мигрантов, нарушению естественной половозрастной структуры;

• участие личности в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности;

• отсутствие социального контроля;

• неясность критериев оценок поведения.

12. Основные теории социального взаимодействия.Существует несколько теорий межличностного взаимодействия, авторы которых стремятся выделить механизмы, заставляющие людей взаимодействовать, объяснить причины вступления в контакт, выявить и объяснить закономерности социального взаимодействия. Одной из самых авторитетных теорий является теория социального обмена, разработанная Дж.Хомансом и дополненная П.Блау. Основные идеи концепции социального обмена:

· В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным выгодам;

· Социальное взаимодействие – это постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки – элементарные акты общественной жизни (схема «стимул – реакция»).

Отличительная черта взаимодействия, которая отличает его просто от действия, – это обмен. Любое взаимодействие есть обмен. Обмениваться можно чем угодно: знаками внимания, словами, знаниями, жестами, символами, услугами, материальными предметами. Пожалуй, нет ничего, что не могло бы служить средством обмена. Таким образом, деньги, с которыми у нас обычно связан процесс обмена, занимают далеко не первое место.

Понимаемый столь расширительно обмен – универсальный процесс, который можно обнаружить в любом обществе и в любую историческую эпоху. Структура обмена достаточно проста:

· агенты обмена – два или более человека;

· процесс обмена – совершаемые по определенным правилам действия;

· правила обмена – устанавливаемые устно или письменно предписания, допущения и запреты;

· предмет обмена – товары, услуги, подарки, знаки внимания и т. п.;

· место обмена – заранее условленное или спонтанно возникшее место встречи.

Согласно теории обмена Дж.Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Он вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. И наоборот, он снижается в случае неудачи.

2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремиться к ним. Неважно, от чего вы получаете прибыль, – оттого, что действуете легально и повышаете производительность труда или обходите закон и укрываете прибыль от налоговой инспекции, – но прибыль, как и любое другое вознаграждение, будет толкать вас к повторению удачного поведения.

3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. Прибыль в 5% вряд ли стимулирует бизнесмена на подвиг, но ради 300%, отмечал в свое время К.Маркс, он готов совершить любые преступления. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. А это значит, что если работодатель несколько месяцев подряд платит высокую зарплату, то у работника снижается мотивация увеличивать производительность. В социальном обмене – так мы можем назвать социальное взаимодействие между вознаграждением и затратами – нет прямо пропорциональной зависимости. Иначе говоря, если вознаграждение увеличить в 3 раза, то в ответ индивид не обязательно увеличит в 3 раза свои усилия. Часто так бывало, что рабочим увеличивали в 2 раза зарплату в надежде, что они увеличат во столько же производительность. Но реальной отдачи не было: они лишь делали вид, что стараются. По природе человек склонен экономить свои усилия и прибегать к этому в любой ситуации, иногда идя на обман.Принципы Хоманса применимы к действиям одного человека и к взаимодействию нескольких людей, ведь каждый из них руководствуется в отношениях с другим одними и теми же соображениями. В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, когда их к тому не принуждают. Теория обмена Хоманса объясняет социальное взаимодействие на основе свободного выбора.Концепция символического интеракционизма,разработаннаяДж.Мидом и Г.Блумером,основана на приписывании действиям индивида символического значения.Согласно этому подходу, интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Поэтому человеческое поведение как социальное не может быть понято лишь на основе фиксации внешних проявлений. Для его понимания необходимо познание внутреннего символического смысла, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия, раскрытие значимых символов коммуникативного общения.Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям. Знаменитая теория наклеивания ярлыков или стереотипного восприятия другого берет начало в этих теоретических построениях. Она была сформулирована под влиянием символическогоинтеракционизма в результате исследований Чикагской школы.Суть ее состоит в том, что девиантное поведение не является таковым само по себе, но есть результат реакции со стороны «других», которые считают определенный тип поведения девиантным. Общество осуществляет это при помощи языковых символов: наклеивания ярлыков на тех, кто нарушает нормы. Как правило, привилегированные группы (белые, мужчины, старшие по возрасту и статусу) применяют такие ярлыки по отношению к противоположным группам. Ярлык формирует соответствующий статус, отделяя «заклейменных» от основной массы (нормального общества) и изолирует в тюрьмах или сумасшедших домах. В результате наклеивания ярлыков девиантность усугубляется, так как формирует у человека определенный образ самого себя, как бы заключенного в рамки соответствующих ожиданий со стороны других.С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих «личностным я», т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие – есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации. В процессе взаимодействия важную роль играют два процесса: формирование значений и истолкование действий другого человека. Формирование значений –набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Истолкование действий другого –определение для себя значений тех или иных действий окружающих. С точки зрения интеракционистов, объект – это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая определенные значения. И раньше любые вещи имели символическое значение. Но, пожалуй, только сегодня, во многом благодаря рекламе, внутренние качества вещей, их строение и полезность оказываются стертыми. Не случайно в современных каталогах новых моделей автомобилей все меньше места уделяется описанию их технических достоинств и все шире рекламируются «мифологические» значения: купите наш автомобиль, и Вы станете вездесущим, неуловимым, свободным как птица. Столь же странным образом функционирует экономика. Кризис 1987 на Уолл-Стритт, наконец события 1997 и 1998 годов на биржах Азии, России и Южной Америки – все это такие финансовые кризисы, которые порождаются не какими-то деструктивными процессами в реальной экономике. Этим они резко отличаются от кризиса 1929 года, который был вызван просчетами в промышленности. Если раньше деньги обесценивались вслед за снижением материального богатства, то теперь наоборот, товары обесцениваются вследствие финансовых махинаций. Это означает, что сегодня деньги функционируют как знаки, которые уже не обеспечиваются реальной стоимостью и не регулируются трудом и богатством. Сколько «на самом деле» стоит доллар, не знает никто. Идея золотого или иного натурального обеспечения денег сегодня кажется чересчур архаичной. Однако отрыв от закона стоимости приводит к тому, что экономика превращается в чистую спекуляцию – производство и циркуляцию символической продукции.

13. Понятие, структура и виды социального контроля.В любом обществе существуют люди, поведение которых не соответствует официально или фактически существующим нормам в этом обществе, – это девиантное поведение. Этим проявлениям отклоняющегося поведения в обществе противостоит социальный контроль. Можно сказать, что это такой способ устранения явлений социальной дезорганизации и регулирования общественных отношений, при котором вырабатываются такие нормы, ценности, санкции, которые гарантируют комфортное поведение.Каждая социальная группа вырабатывает свою систему запретов, законов, вплоть до физического насилия (например, у нас смертной казни нет, а в США есть), а также свою систему наград и поощрений.Осуществляют эту функцию либо сами члены общности, либо выделенные для этого лица, имеющие определенные полномочия (родитель наказывает ребенка, автоинспектор штрафует водителя).Еще О.Конт говорил о социальном конфликте как о способе стабилизации и укрепления социокультурной основы определенной системы.

Считается, что сам термин «социальный контроль» был введен Габриелем Тардом. Он рассматривал социальный контроль как средство возвращения к нормальной жизни тех людей, которые нарушили существующие нормы. Социальный контроль изучали также Росс, Дюркгейм, Парсонс. Парсонс говорил, что социальный контроль – это такой процесс, при котором расхождения между фактическим поведением и социальными ожиданиями сведены к минимуму.Действие социального контроля базируется на признании культуры группы, воспитании образцов поведения, учете индивидуальных особенностей людей, существовании социальных институтов, которые могут вмешаться в поведение человека. Действия социального контроля происходят благодаря применению санкций, привычек, обычаев. В общем виде санкция – это реакция общества на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Важно, чтобы в системе санкций не было противоречий, иначе их эффективность снижается (например, правовые санкции не соответствуют обычаям и морали общества). Существуют следующие санкции:

1) неформальные позитивные (слава, почет);

2) формальные позитивные (грамота, одобрение обществом);

3) неформальные негативные (огорчение, неудовольствие);

4) формальные негативные (предусмотрены законом – арест, заключение в тюрьму).

В основном в процессе социального контроля выделяют четыре метода воздействия на личность: информирование (разъяснение правил и норм – для переехавших из другой страны), убеждение, принуждение, внушение.Конечно же, ответная реакция людей на ту или иную санкцию зависит от индивидуальной шкалы оценок. Поэтому эффект социального контроля может быть двояким: либо усиливать социальные отклонения, либо сводить их к минимуму.Социальный контроль рассчитан на установление определенных рамок в поведении индивида, но все же должен предоставлять гражданам инициативу, права. Здесь большое значение имеет самоконтроль личности.Т.о., социальный контроль – очень важный процесс жизнедеятельности человека, который должен не только контролировать поведение человека, но и учитывать при этом общественное мнение, интересы, потребности людей.

14. Девиация (отклоняющееся поведение) и ее виды. Девиации– это явления, не укладывающиеся в рамки норм; поступки человека, не соответствующие установившимся правилам (например, наркомания пьянство). Понятие девиантности изменяется со временем (например, отношение к ношению брюк и короткой стрижки женщинами, к курящим).Девиации присутствуют в каждой социальной системе и могут быть результатом любого резкого изменения, например экономического или политического кризиса. Термин предложен Э.Дюркгеимом и долго связывался только с криминальными явлениями (преступлениями).Теории происхождения девиации: 1)теория аномии (Э. Дюркгейм) – девиация происходит из-за отсутствия норм; 2) теория социальной дезорганизации – девиация возникает, когда культурные ценности отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми; 3) культурологический подход – девиации возникают из-за конфликтов между нормами субкультуры и доминирующей культурой; 4) юридический подход – разработка радикальных или противоречащих друг другу законов и т. д.Классификация девиаций:административные гражданские; • трудовые; • международные – войны, расовая дискриминация, геноцид, международный терроризм и др.; • финансовые; • экстравертные – во внешней среде, на работе, с друзьями и др; • минтравертные – пьянство, алкоголизм и др.Типы девиантного поведения: 1) конформизм– приспособленчество, слепое следование моде; 2) инновация– частые нововведения, введение в оборот новшеств; 3) ритуализм– непринятие целей и признание только средств; 4) ретритизм – одновременное неприятие средств и целей; 5) мятеж– выступление против чего-либо в вооруженной форме.Девиации бывают индивидуальными и массовыми На индивидуальномуровне рассматривается конкретный поступок определенного человека; на массовом– система нарушений социальных норм, девиация как вид отклонения.

15. Причины девиации (отклоняющегося поведения).Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводысоциологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласноконцепциидезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.Американский социолог Р.Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теориейстигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

16. Понятие и параметры социальной стратификации.Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем видесоциальная структура– одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и отношения между социальными группами людей.

Первым социологом, изучившим социальную структуру общества, был Г. Спенсер (XIX в.). Его работу продолжил Э. Дюркгейм, но особую популярность это понятие приобрело после Второй мировой войны в связи с развитием теории Парсонса.Парсонс полагал, что общество эволюционирует через дифференциацию социальной системы путем реформ. В связи с этим социолог выделял «примитивные» (не знающие дифференциации), «промежуточные» и «современные» общества; смена обществ происходит благодаря социальной стратификации.

В социологии понятие «социальная структура» тесно связано с понятием «социальная система»– совокупность явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой. Понятие «социальная структура» является частью понятия «социальная система» и объединяет социальный состав и социальные связи.Социальная стратификация (расслоение) – социологическое понятие, обозначающее структуру общества и его слоев, систему признаков социального расслоения (образование, профессия, уровень доходов, религиозная принадлежность), на основе которых члены общества оказываются неравными друг другу.Первым дал полное объяснение социальной стратификации и подтвердил свою теорию ученый Питирим Сорокин, основатель социологического факультета Гарвардского университета. Социальные катастрофы XX в. он объяснял тем, что в этот момент совершается переход к новой фазе развития человечества, в которой произойдет конвергенция (слияние] русской и американской культур.Неравенство – это неравное положение индивида в обществе, проистекающее по ряду причин. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальная стратификация». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов.Признаки социальной дифференциации(расслоения) половозрастные характеристики; этнические и национальные характеристики; вероисповедание уровень доходов и др.Причиной неравенстваявляется неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения награди поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует образованию социальных конфликтов.

Чаще всего страты классифицируются по какому-то одному признаку. Однако в действительности положение каждого человека определяется множеством признаков. Общеизвестно, что если характеризовать страту одним или двумя признаками, то можно получить неверные, очень упрощенные результаты. Поэтому необходимо использовать сразу несколько свойств. Подобная комбинация называется «индекс социальной позиции»и свидетельствует об общих тенденциях, присущих обществу. Он неодинаков в разных областях деятельности, в разных социальных группах. Это свидетельствует о том, что расслоение на разных уровнях социальной организации различно.

17. Основные теории социальной стратификации. Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистскоеи конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э.Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:

1. самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.

2. метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.

3. «объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.

Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая – рабочая аристократия и низшая – низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.

18. Системы социальной стратификации и социальная структура общества.Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциаций. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой подход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.

Социальная стратификация – это социальное неравенство между людьми, которое имеет иерархический характер, регулируется институтами общественной жизни. Характер социального неравенства и способ его утверждения образуют стратификационную систему. В основном стратификационные системы отождествляют с историческими типами общественного устройства и называют их: кастовая, рабовладельческая, сословная и классовая.Для описания же социального организма в истории разных обществ будет рационально говорить о девяти типах стратификационных систем:1) физико-генетическая. Разделение групп по естественным признакам (пол, возраст, сила, красота). Слабые обладают приниженным положением;2) кастовая. В основе лежат этнические различия. Каждая каста имеет свое место в обществе, причем это место она занимает в результате выполнения этой кастой определенных функций в системе разделения труда. Социальной мобильности нет, так как членство в касте – наследственное явление. Это общество закрытое;3) сословно-корпоративная. Группы имеют свои обязанности и права. Принадлежность к сословию часто наследуется. Существует относительная закрытость группы;4) этакратическая. Неравенство зависит здесь от положения группы во властно-государственных иерархиях, рас

Наши рекомендации