Некоторые требования к стилю и языку
Дипломного исследования
Для научного текста, каковым является и дипломная работа, должны быть характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей в дипломной работе должны являться специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:
на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых и др.);
на противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее);
на причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же);
на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к..., рассмотрим…; остановимся на..., рассмотрев…, перейдем к...; необходимо остановиться на...; необходимо рассмотреть…);
на итоговые обобщения (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать).
В качестве средств связи в дипломной работе могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные; этот; такой; названные; указанные и др.).
Глагол и глагольные формы в тексте дипломных работ должны нести особую информационную нагрузку, поэтому обычно пишут «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Эти глагольные формы призваны служить для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования.
К речевым особенностям дипломной работы следует отнести употребление указательных местоимений «этот», «тот», «такой». Они не только конкретизируют предмет, но и выражают логические связи между частями высказывания (например, эти данные служат достаточным основанием для вывода...). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте дипломных работ обычно не используются.
Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные слова и словосочетания (по сообщению; по сведениям; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).
Поскольку стиль письменной речи дипломной работы - это безличный монолог, то изложение должно вестись от третьего лица, так как внимание должно быть сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.
Авторское «я» в дипломной работе не употребляется, поскольку выражение авторства через «мы» позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.
Другое необходимое качество научной речи - ее ясность! Ясность - это умение писать доступно и понятно. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы вместо точных количественных значений употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением. Часто авторы пишут «т.д.» в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу: «вполне очевидно», когда не могут изложить доводов. Обороты «известным образом» или «специальными методами» нередко указывают, что автор в первом случае не знает, каким образом, а во втором - какие именно методы.
Во многих случаях нарушение ясности изложения вызывается стремлением автора придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда простым, всем хорошо знакомым предметам, явлениям дают усложненные названия.
Таким образом, в тексте дипломной работы должно быть соблюдено единство стиля, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
[1] См.: Приложение 2.
[2] См.: Приложение 7.
[3] См.: Приложение 3.
[4] См.: Приложение 4.
[5] См.: Приложение 5.
[6] См.: Приложение 6.
[7] См.: Приложение 10.
[8] См.: Приложение 11.