Академическая и профессиональная мобильность студентов вузов
По результатам исследования выяснилось, что больше половины студентов (66%) удовлетворены уровнем знаний, который они получают в университете, а 33% остаются недовольными. Среди вузов большой процент недовольных (80%) наблюдается в УгСХА, это говорит о том, что им следует пересмотреть методы образования. В остальных вузах ситуация допустимая и схожая.
В подтверждение того, что есть 33 % студентов недовольных своими знаниями, получаемыми в университете, 28% студентов посещают дополнительные курсы. Почти половина студентов 5-6 курсов получают дополнительное образование. Это, скорее всего, связано с тем, что они начинают выходить на работодателей, узнают требования при приеме на работу и осознают, что их знаний будет недостаточно.
В основном студенты посещают курсы освоения смежных знаний и практик для подпитки навыков по своей профессии (23%).
Табл. Дополнительное образование
Всего | Курс | Успехи в учебе | отношение к выполнению заданий | Самооценка мобильности | ||||||||||
5-6 | учусь в основном на «отлично» | в основном на «хорошо» | преобладают «удовлетворитель | часто сдаю экз не с перв раза | обычно беру гото-вые материалы; | использую гото-вые алгоритмы | ищу нестандар-тные решения | скорее да | скорее нет | затрудняюсь ответить | ||||
Д2. Дополнительные курсы | ||||||||||||||
1 – да | ||||||||||||||
2 – нет | ||||||||||||||
Д3. Если да, то это курсы: | ||||||||||||||
повышения квалификации в Вашей профес-ой сфере | ||||||||||||||
освоения смежных знаний и навыков | ||||||||||||||
получения навыков совсем другого профиля |
Второе высшее образование получают лишь 12% студентов и в основном по специальности другого профиля. Это также в основном относится к студентам старших курсов, так как они столкнулись с проблемой трудоустройства и пытаются повысить уровень своих знаний всевозможными способами.
Итак, наблюдается тенденция, что старшие курсы в большей степени не удовлетворены уровнем знаний и количеством информации преподаваемой в вузе. Выходом из этой ситуации может послужить то, чтобы вуз ориентировался на современных работодателей и учитывал их требования при подготовке студентов.
Процесс формирования профессиональной мобильности у студентов включает в свой состав следующие этапы процессуального компонента модели: диагностический (оценка адекватности (неадекватности) выбора профессии, осваиваемой в вузе специальности профессиональным интересам, способностям и возможностям, определение удовлетворенности (неудовлетворенности) сделанным выбором, определение направленности профессиональной мобильности, оценка общепрофессиональной успешности); когнитивный (формирование общепрофессиональных, дополнительных профессиональных знаний, нормативно-правовых и нормативно-процессуальных основ профессиональной мобильности); мотивационный (определение потребности, формирование цели, мотивов, стимулов профессиональной мобильности); профориентологический (профессиональная диагностика, профессиональная консультация, коррекция профессионального самоопределения, повышение профессиональной адаптации); личностно-развивающий (выделение личностных качеств,необходимых для профессиональной мобильности, определение содержания, форм и методов педагогического содействия развитию личностных качеств)[6].
Результатом формирования является профессиональная мобильность студентов как интегративное качество личности, включающее профессиональную пригодность, общепрофессиональную образовательную успешность, направленность на профессиональную мобильность, личные качества, способствующие формированию профессиональной мобильности.
На выделение условий успешной подготовки студентов вуза к профессиональной мобильности, по нашему мнению, влияют: состояние рынка труда, образовательная среда вуза, наличие (отсутствие) гарантий в трудоустройстве и успешной адаптации по профилю полученных профессиональных знаний.
Больше половины студентов (54%) считают, что они обладают достаточным уровнем навыков по профессии. Стоит обратить внимание, что с каждым последующим курсом уровень навыков повышается, но лишь на 10% и 4% соответственно. Это свидетельствует о том, что студенты к 5 курсу начинают оценивать свой уровень знаний применительно к будущей работе.
Также высоким уровнем навыков по специальности обладают студенты, учащиеся на «отлично» (58%) и студенты, ищущие нестандартные решения при выполнении работы (55%).
56% студентов, считающих себя мобильными, обладают высоким уровнем знаний. Это свидетельствует о том, что они и являются профессионально мобильными студентами.
Наличие практических навыков по профессии тесно связано с получением второго высшего образования, так как выше указывалось, что студенты, в основном, получают дополнительное образование по смежным специальностям, и с тем, что студенты уже совмещают работу с учебой. 71% и 76% студентов соответственно обладают высоким уровнем знаний по профессии, это доказывает то, что студентам не достаточно знаний, которые они получают в вузе, и что достичь высокого уровня знаний по профессии помогает либо получение дополнительного образование, либо трудоустройство по специальности.
Табл. Профессиональные навыки
Всего | Курс | Успехи в учебе | отношение к выполнению заданий | Самооценка мобильности | ||||||||||
5-6 | учусь в основном на «отлично» | в основном на «хорошо» | преобладают «удовлетворитель | часто сдаю экз не с перв раза | обычно беру гото-вые материалы; | использую гото-вые алгоритмы | ищу нестандар-тные решения | скорее да | скорее нет | затрудняюсь ответить | ||||
Е1. Наличие практических навыков в сфере своей специальности | ||||||||||||||
1 – да | ||||||||||||||
2 – нет | ||||||||||||||
Е2. Совмещение учебы с работой | ||||||||||||||
1 – да | ||||||||||||||
2 – нет |
Совмещают работу с учебой 36% студентов, при этом большой процент отводится на УлГТУ (42%). 46% студентов 5-6 курсов подрабатывают, в отличии от 34% и 32% на 3 и 4 курсах соответственно. Такая тенденция совершенно оправдана в современном мире, так как трудоустроиться сейчас возможно лишь с наличием опыта работы, поэтому студентам приходится работать, даже в ущерб самой учебе. Однако, больший процент студентов (44%), которые совмещают работу с учебой, учатся на «отлично». Возможно, получая практический опыт по профессии им легче дается обучение.
Однако по результатам исследования выяснилось, что лишь 28% работающих студентов выполняют работу именно по своему профилю, тогда как 48% студентов выполняют совершенно отдаленные от своей специальности задания. Это опять же подтверждает проблему трудоустройства студентов и выпускников по специальности без опыта работы.
Рис. Какую работу Вы выполняете?
В подтверждение этому приведем еще некоторые цифры. На вопрос каким способом Вы нашли работу в этой организации, единственно преобладающим ответом было – через знакомых (23%). Отсальные проценты распределились следующим образом:
1. Нашел работу через знакомых – 23%
2. Откликнулся на вакансию на сайте в Интернете – 13%
3. Нашел предложение на форуме, ярмарке вакансий – 6%
4. Обратился непосредственно в организацию – 6%
5. Откликнулся на предложение компании, проводившей дни карьеры в моем вузе – 5%
6. С помощью вуза (Центр содействия занятости студентов, кафедра, преподаватели) – 4%
7. Другой способ – 4%
8. Нашел работу через агентство по найму персонала – 1%
С помощью вуза нашли работу лишь 4% студентов, хотя вуз может наладить связи с предприятиями Ульяновской области и устраивать студентов сначала на практику, а в дальнейшем и на работу. Тогда вуз будет обладать хорошей репутацией и для предприятий и для абитуриентов.
Студенты считают, что трудовая деятельность формирует следующие качества: Высокий уровень владения профессиональными знаниями – 86%, Быстрая адаптация к новым условиям, требованиям – 84%, Самоорганизация, умение планировать свою жизнь – 80%, Умение работать в команде, совместная работа над проектами – 78%, Инициативность -66%, Нестандартное мышление, креативность - 70%, Способность самостоятельно решать проблемы – 83%, Умение выделить главное, наметить стратегию – 78%.
Социокультурная адаптация, по нашему мнению - это взаимосвязанный и взаимозависимый процесс. Это результат активной жизнедеятельности личности в вузе, в студенческом коллективе, который осуществляется в соответствии с нормами, правилами этого коллектива и условиями социализирующей среды вуза, в ходе которой формируются мотивационно-ценностное отношение к профессии, приобретаются теоретико-практические знания, формируются умения, навыки, складывается профессиональная позиция и взгляды но также и учитываются собственные потребности, мотивы и интересы.
Одной из проблем в современных условиях образования является оптимизация адаптации студентов к учебно-воспитательного процессу в вузе. Реализация социокультурной адаптации и социализации предусматривает использование комплекса различных подходов в образовании: возрастного, дифференцированного, личностно-ориентированного, социально-педагогического, социально-психологического. При организации социокультурной поддержки необходимо учитывать такие качества личности как адекватность самовосприятия, личностная и профессиональная гибкость, пластичность и мобильность.
Социализирующая среда представляет собой систему компонентов, включающих в себя общественные, материальные и духовно-культурные условия существования студента и его деятельности.
И поэтому вуз должен давать возможность студентам развивать социокультурную мобильность и предоставлять как можно больше информации о способах ее развития как в стенах университета, так и вне.
По результатам исследования больше половины студентов (59%) самостоятельно получают новые знания по своей профессии. При этом мужской пол больше стремится к получению дополнительного материала (63%). Получением дополнительной информации самостоятельно больше интересуются студенты гуманитарных сфер, таких как социально-гуманитарная – 69% и экономическая – 62%. Это также зависит от успехов в учебе и отношения к выполнению заданий преподавателей. Студенты, учащиеся на «отлично» - 75% и ищущие нестандартные решения – 67%.
Мобильные студенты также получают информацию самостоятельно (68%). 68% студентов, совмещающих работу с учебой, не хватает информации, преподаваемой в вузе, и они добывают ее самостоятельно. 31% из них не получают только плановую информацию.
Табл. Способность получать информацию самостоятельно
Всего | Курс | Успехи в учебе | отношение к выполнению заданий | Самооценка мобильности | ||||||||||
5-6 | учусь в основном на «отлично» | в основном на «хорошо» | преобладают «удовлетворитель | часто сдаю экз не с перв раза | обычно беру гото-вые материалы; | использую гото-вые алгоритмы | ищу нестандар-тные решения | скорее да | скорее нет | затрудняюсь ответить | ||||
Ж1. Самостоятельное получение новых знаний по своей профессии | ||||||||||||||
1 – да | ||||||||||||||
2 – нет |
Больше половины студентов (63%) имеют дополнительные увлечения и хобби помимо учебной и профессиональной деятельности. Существенная разница наблюдается между мобильными и немобильными студентами – 68% из них имеют хобби, и 31% нет.
В творческих мероприятиях и конкурсах участвуют лишь 38% студентов, а 59% не принимают участие. Список мероприятий, в которых участвуют студенты выстроился в следующем порядке:
1. научные конференции, конкурсы вуза – 30%
2. художественные конкурсы, фестивали вуза – 23%
3. всероссийские научные конференции, конкурсы – 13%
4. волонтерские форумы, социальные конгрессы региона – 8%
5. всероссийские художественные конкурсы, фестивали – 7%
6. международные научные конференции, конкурсы – 5%
7. международные конкурсы, фестивали – 4%
8. волонтерские форумы, социальные конгрессы страны – 4%
На первом месте стоят научные конференции и конкурсы вуза, это говорит о том, что вуз смог привлечь студентов к научной работе, а художественные конкурсы, фестивали вуза стоят на 2 месте, но лишь 23% студентов принимают в них участие. Это говорит о том, что вуз не в полной мере привлекает студентов к занятию творчеством. Хотя это является очень важным моментов в формировании личности студента и развитии его мобильности.
Возможно, стоит привлекать студентов к творчеству путем организации различных мероприятий, начиная внутри своих учебных групп. Это поможет адаптироваться студентам младших курсов и быстрее влиться в коллектив, а для старших курсов это будет возможность реализовать себя как мобильного человека.
Итак, больше половины студентов считают себя мобильными. Выявилась тенденция, что студенты, учащиеся на «отлично» и добросовестно относящиеся к выполнению заданий, в большинстве своем, считают себя мобильными людьми. Чего нельзя сказать про студентов из неполных семей и с низким уровнем дохода семьи. Это, в первую очередь, связано с тем, что они обладают меньшими возможностями и низкой самооценкой.
Также на мобильность влияет воспитание. Студенты, которые воспитывались достаточно свободно, но в приемлемых границах поведения, являются более мобильными, чем те, кто воспитывался либо в жестких рамках, либо без ограничений.
Семья является институтом формирования личности и усвоения законов, но и образование должно помогать студентам стать полноценной и мобильной личностью. Поэтому вуз должен не только давать освоение профессии, но и формировать личностные качества студента.
Что касается академической мобильности студентов, то здесь наблюдается недостаточность информации по профессии для студентов старших курсов. На протяжении пути от 3 курса до выпуска, студент становится более мобильным, посещает дополнительные курсы, получает второе высшее образование, общается с представителями других культур. Однако, к 5 курсу становится ярко выражена нехватка знаний и навыков по профессии, так как студенты сталкиваются с проблемой трудоустройства.
Большинство студентов к 5 курсу становятся профессионально мобильными, так как они обладают достаточным уровнем знаний по профессии, многие из них уже совмещают работу с учебой. Однако лишь небольшой процент работающих студентов выполняют работу по своей специальности. Это опять же подтверждает проблему трудоустройства молодых специалистов.