Социализационное (родительское поведение). Стили социализационного поведения.
-система действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, формированию социально-компетентной личности.
Стили/ модели родительского поведения:
О. Коннор. (В.В. Столин «самосознание личности)
Тип позиции/ Слова и выражения/ Способ поведения/ Влияние на поведение ребенка/ таблица:
-Принятие и любовь. Ребенок главный интерес. Регулярные занятия с ребенком и нежное отношение. Чувство безопасности и базовое доверие к миру.
-Явное отвержение. Я ненавижу этого ребенка, я не буду о нем тревожиться. Невнимательность и жестокость. Агрессивность в ребенке.
-Излишняя требовательность. Не хочу такого ребенка какой есть. Отсутствие похвал, придирчивость и критика. Неуверенность в себе у ребенка и фрустрация.
-Чрезмерная опека. Ребенок – кумир семьи. Все сделаю для этого ребенка, посвящу ему себя. Чрезмерные поблажки, дефицит правил, требований. Инфантилизм у ребенка, неспособность к самостоятельности.
Д. Бомринд. Стили воспитания:
Стиль/ Характеристики/ Поведение родителей/ Характеристики детей:
-Авторитетный. Высокий уровень контроля, теплые, эмоциональные отношений. Родитель признает и поощряет автономию своих детей. Отношения строятся на доверии и взаимоуважении. Родитель открыт для общения с ребенком и обсуждения правил поведения. Родитель допускает изменения своих требований в разумных пределах. Дети хорошо адаптированы, уверены в себе, обладают высоким уровнем самоконтроля, выше самооценка, разумная вера в себя и собственные силы.
-Авторитарный. Высокий уровень контроля, холодные эмоциональные отношения. Отдают приказания и они не обсуждаются, родители закрыты для общения с детьми, жесткие правила(без обсуждения), родитель в минимальной степени позволяет самостоятельность. Дети замкнуты, боязливы, непритязательны, раздражительны. Девочки пассивны и зависимы. Юноши неуправляемы и агрессивны.
-Либеральный. Низкий уровень контроля и теплые эмоциональные отношения. Правила регламентированы слабо, безусловная родительская любовь, родитель всегда открыт для общения с ребенком. Избыток свободы при незначительном руководстве родителей. Дети склонны к агрессивности и неконтролируемы, они не требовательны к себе. Творческие, решительные, активные дети в ряде случаев.
-Безразличный. Низкий уровень контроля, холодные отношения. Нет ограничений, безразличие к детям, закрыты для общения. Девиантное поведение ребенка.
С. Броди. Стили материнского поведения:
1 тип: спонтанность в отношениях матери и ребенка. Мать легко вписывается в жизнь ребенка. Поддерживающее отношение к ребенку. Не ставили задачу приучить к навыкам опрятности к какому-то опр.возрасту.
2 тип: Мать сознательно подстраивается под потребности ребенка. Матери чаще стремились доминировать.
3 тип: Не проявляют необходимого интереса к ребенку, чувство долга как основа. В отношению к ребенку нет спонтанности и теплоты. Чаще жесткий контроль.
4 тип: Непоследовательность в отношении между матерью и ребенком. У ребенка базовое недоверие к миру. Преобладает отвержение потребностей ребенка, игнорирование, эмоциональная холодность, то у ребенка формируется: тревожность, ощущение отсутствия ответственности, склонность к апатии, депрессиям.
Болдуин. 2 стиля
-Демократический стиль: Высокий уровень вербального общения, помогающая стратегия, родитель верит в успех своего ребенка. Последствия : умеренное стремление к лидерству, агрессивность, стремление контролировать других людей, коммуникабельны, высокий уровень социальных притязаний.
-Контролирующий: Наличие четких ограничений, правила не обсуждаются, жесткая система санкций. Последствия : дети послушны, внушаемы, тревожны, имеют относительно низкий уровень социальных притязаний, неагрессивны.