Формы текущего и итогового контроля

Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Истории политологии и социологии»

УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой (Доброноженко Г.Ф.) ____________________

«» ____­­_______ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Социология»

Для специальностей

280103.65 «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Курс: 4

Семестр: 7

Лекции: 16 час.

Практические занятия: 20 час.

Самостоятельная работа: 24 час.

Контрольная работа

Форма контроля – зачет

Сыктывкар, 2012

Составлена

В соответствии с Государственными требованиями и минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

«Защита в чрезвычайных ситуациях»

«Социология. Программа курса и планы семинарских занятий для студентов очного и заочного отделений» зарегистрирована в электронном виде

М.: ВНТИЦ, 2006. – № 50200601863

ОДОБРЕНА УМК

Протокол № 7 от «01» июня 2012 г.

Председатель УМК

____________________ (Зезегова О.И)

Авторы – Зезегова О.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Структура учебной дисциплины 4

2. Пояснительная записка 5

3. Государственный стандарт 6

4. Формы текущего и итогового контроля 6

5. Самостоятельная работа студентов 7

6. Содержание учебной дисциплины 9

7. Семинарские занятия 21

8. Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 36

9. Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 38

10. Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 196

11. Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 187

12. Вопросы к зачету 192

13. Общий список литературы 195

Структура учебной дисциплины

  № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
В том числе
лекции Практические занятия СРС    
  1. Вводная часть
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки             «Входное тестирование».  
1. .   2. Основная часть
Тема 2. Прикладные социологические исследования. Методы социологических исследований         2-15     Участие в семинарских занятиях. БрейнстормингЭкспресс-игра. Деловая игра. Дебаты. Портфолио. Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе. Написание творческой контрольной работы.
Тема 3. Классические социологические теории.  
Тема 4. Современные социологические теории.    
Тема 5. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества.  
Тема 6. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.    
Тема 7. Мировая система и процессы глобализации    
Тема 8. Социальный институт. Социальная организация.  
Тема 9. Семья как социальный институт  
Тема 10. Социальные группы и общности    
 
Тема 11. Культура как социальный феномен.    
Тема 12. Личность и общество. Понятие социального статуса.    
Тема 13. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение    
  3.   Закрепление материала
Социальные проблемы современного российского общества         Семинар пресс-конференция Итоговое тестирование
      Итого: 72 часов                  
                     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение социологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже более десяти лет. Социология как никакая другая дисциплина уходит корнями в практическую социальную жизнь общества, однако опыт и знания предшествующих поколений помогут вам познать социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов, где социология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету и тесты для проверки знаний студентов, перечень интернет-сайтов.

При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные социологических исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные социологические проблемы, например, проблемы социальных институтов.

Данный курс призван способствовать:

- становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышению уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки;

- умению самостоятельно анализировать социальные явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития;

- подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- знать основные категории и методы социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук;

- представлять сущность исторического развития основных направлений социологической мысли, в том числе и русской социологической школы;

- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества;

- иметь представление о структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения;

- обладать практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов.

Социология, в отличии от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальной антропологии. Социология тесно связана с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни: право, этика, эстетика, религиоведение и др.

По курсу «социология» для специальностей «Защита в чрезвычайных ситуациях» предусмотрены лекции и семинарские занятия. Курс рассчитан на 34 часа, из них 16 ч. лекций и 18 ч. семинарских занятий.

Государственный стандарт

Дисциплина: «Социология»

(обязательный минимум содержания)

ГСЭ. Ф.9. СОЦИОЛОГИЯ.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль идевиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировойсистемы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Формы текущего и итогового контроля

Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания творческой контрольной работы, в которой студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее.

В конце курса проводится зачет.

Оценка по курсу является накопительной. Каждый студент для получения зачета обязан набрать не менее 56 баллов. Баллы складываются: из средней оценки активности каждого студента на семинарах, деловой игре, в дебатах; письменных заданий, выполняемых на семинарах; результатов тестовых испытаний (текущих и итогового); за творческую контрольную работу, а также письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу на зачете.

Итоговые баллы по дисциплине рассчитываются по портфолио. Портфолио – это индивидуальные образовательные достижения каждого студента по курсу «Социология». В портфолио входят доклад(-ы) студента (не менее одного); лекционный материал; творческая контрольная работа; работы, определяющие творческую активность (результаты дебатов, деловой игры, пресс-конференции); результаты тестовых испытаний; таблицы, составленные на практических занятиях и др.

Наши рекомендации