Основные понятия социологии 1 страница
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Каждая область науки имеет свои основные понятия, с помощью которых она описывает свой объект исследования, упорядочивает рассматриваемые явления и информирует о выводах. Это касается, естественно, и социологии, которая имеет свой специфический понятийный аппарат, отделяющий ее от других областей науки.
Социологическое понятие абстрактно в том отношении, что не соотносится с действительностью непосредственно. Это значит, что понятие полностью никогда не идентично тем явлениям, которые оно именует. Например, понятие «группа» может означать самые разные группы, если оно не будет четко определено или ограничено. С другой стороны, само понятие уже содержит существенные признаки объекта («группы»), хотя непосредственно и не указывает, какая именно группа имеется в виду.
Социологическая терминология (т. е. названия социологических понятий) включает в себя собственно социологические термины (которыми оперирует социологическая теория), термины, заимствованные из других областей науки, а также слова общелитературного, обиходного языка. Как наука, изучающая человека и общество, социология должна, естественно, применять многие понятия и выражения, которые употребляются в обиходной жизни. Использование этих понятий в исследовательской работе разумно и полезно, если они могут выполнять функции собственно научных понятий, а именно функцию типизации, классификации и описания явлений, а также выявления связей между переменными. Дефиниции, взятые из обиходного языка, должны обладать устойчивостью и контролируемостью, чтобы функционировать как научные понятия.
Рассматриваемые в этой главе основные понятия социологии обычно представлены в социологических словарях и существенны с точки зрения предмета исследования. Выбор понятий сделан на основании их универсальности или тесной взаимосвязи. Разделение соответствует классификации двадцати ключевых понятий Теодора Каплова (Theodor Caplow, 1971).
1. Социальная система
2. Функция
3. Интеграция
4. Группа
5. Организация.
6. Общество
7. Культура
8. Институт
9. Ценность
10. Отношение.
11. Норма
12. Отклонение
13. Социальное взаимодействие.
14. Роль
15. Социализация
16. Конфликт.
17. Социальное положение, статус.
18. Социальная стратификация.
19. Социальная мобильность.
20. Власть
Как видим, вверх вынесены универсальные понятия, из которых выведены все остальные. Например, из «социального взаимодействия» выводится «конфликт» или «социальное положение» (часть, частное из общего). «Культура» и «социальное положение» отличаются от других понятий ряда большей универсальностью.
Кроме названных понятий, будут рассматриваться также другие социологические понятия, которые могут иметь центральное значение в какой-либо специальной отрасли социологии.
Следует отметить, что социологические понятия изменяются и развиваются по мере развития социологических исследований и разработки теории.
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Наличие социальной системы можно констатировать в том случае, если имеется группа людей, действующих и взаимовлияющих, причем существующие отношения являются довольно устойчивыми и длительными. Социальная система представляет собой совокупность, которая больше суммы ее составляющих. В ней возникают определенные закономерности, новые свойства, предполагающие рассмотрение частей вместе с целым, а не отдельно от него. При этом индивид рассматривается как член социальной системы, и его поведение интерпретируется именно с этой позиции.
Нация, команда или семья — социальные системы, и эти столь различные образования объединяются одним понятием в силу существующих в них довольно постоянных взаимоотношений. Например, Организация Объединенных Наций является социальной системой, в которой разные государства и народы мира находятся во взаимоотношениях устойчивого типа.
Социальная система имеет определенную внутреннюю структуру и утвердившиеся отношения с другими системами. Если доминирует внутренняя структура, то результатом может быть «закрытая система», что, в свою очередь, может мешать или препятствовать адаптации системы к окружающей среде и ее изменениям. Преимуществом же «открытой системы» является ее способность гибко реагировать на новые ситуации и происходящие в среде изменения благодаря тесным и открытым отношениям системы с окружающей средой.
В тесной связи с социальной системой находится мир символов, в частности, язык, идеи, религия и т. д., а также собственно индивиды, каждый со своей личностью и системой потребностей. Все это образует ту «осмысленность», при наличии которой только и может функционировать социальная система.
Так, Парсонс (1968) особенно подчеркивал наличие общего фактора «осмысленности» как основы действия. Социальное действие индивида осмысленно, потому что мотивировано той системой норм и ценностей, которые предлагает культура данной социальной системы. Социальная, культурная и личностная системы в силу взаимовлияния образуют, таким образом, одно целое, имеющее свои цели и средства для действия.
По концепции Парсонса (1951) определяются четыре основных действия, особенно важных для любой социальной системы, если она стремится обеспечить самосохранение. Они представляют собой вопросы, требующие или перспективного или немедленного решения.
На практике приобретение ресурсов опирается на труд и хозяйственную деятельность (адаптация), достижение целей зависит от способа принятия решений, законодательства и общего модуса действий, характерного для данной социальной системы. Социальная сплоченность, связанная с интеграцией, усиливается в результате социального общежития, в частности, соседства, различных обществ и социальных общностей. Семья, школа и церковь заботятся о непрерывности системы.
Системную теорию Парсонса можно считать общей теорией, поскольку она применяется к описанию различных социальных систем. Действия, согласно модели AGIL (по употребляемым Парсонсом понятиям Adaptation, Goal Attainment, Integration и Latency), реализуются через разные соответствующие подсистемы. Экономические, политические, социальные и культурные подсистемы занимаются вопросами обеспечения сохранения социальной системы.
Парсонса можно считать структуралистом-функционалистом, для которого социальная система представляет собой прежде всего систему действий. Из других известных представителей функционального подхода назовем антрополога Бронислава Малиновского (Bronislaw Malinowski) и этносоцио-лога Альфреда Радклиффа-Броуна (Alfred Rad-cliffe-Brown).
Многие исследователи подчеркивают в первую очередь структуру и значение различных структур в анализе социальной системы. Структурализм является таким методом исследования, в котором социальная система и ее явления рассматриваются как структурные совокупности, а развитие и действие в социальной системе — как отношение между этими совокупностями или их составляющими. К наиболее известным представителям структурализма относятся среди прочих французские социальный антрополог Клод Леви-Стросс (Claude Levi-Strauss) и философ Луи Альтюссер (Louis Althusser). Маркса также считали структуралистом.
Социальная система — это организованное целое, части которого находятся в отношениях взаимозависимости в том смысле, что изменение в какой-то части приводит к изменениям в других частях системы. Выше мы упоминали Спенсера, который сравнивал социальную систему с организмом. Сопоставление социальной системы с организмом показывает, как трудно иногда отличить друг от друга структуру и действие. Социальная система, как система взаимодействий, является таким образом структурной и функциональной совокупностью.
Функция
функция (лат. functio) означает действие, назначение или влияние, в математике — переменную величину, значение которой зависит от значения другой величины. В социологии под функцией понимается исполнение, совершение, воздействие или известное следствие социального действия в структуре, когда это действие совершается для достижения или изменения определенного положения социальной системы. Иначе говоря, в социологии понятие функции означает те воздействия, которые части социальной системы оказывают на нее с точки зрения сохранения или желаемого изменения системы. Под функцией подразумевается таким образом действие, имеющее какую-то цель или назначение.
Части социальной системы могут оказывать на целое также и такие воздействия, которые вовсе не поддерживают систему и не способствуют ее функционированию. Такие следствия, к которым 'не стремились и которых не желали, называются дисфункциями (disfunction). Одно и то же мероприятие может быть как функциональным, так и дисфункциональным; некоторые мероприятия не имеют обязательно ни того, ни другого воздействия. Например, новый закон для улучшения социальных условий явно имеет желаемые и предполагаемые следствия; при этом он является функциональным с точки зрения целого. Но закон может одновременно оставлять некоторые группы вне своих пределов или уменьшать их льготы, в этом случае результат является дисфункциональным.
Мертон (1968) определял явные функции (manifest functions) и скрытые (латентные) функции (latent functions), из которых первые — осознанны, а вторые — неожиданны, а иногда даже и не осознаны.
Ниже (Asp, 1984) приведены в качестве примеров социальные последствия строительства водоемов. Проект строительства водоема, например, с целью получения гидроэнергии является с точки зрения общества целесообразным и осознанным действием, с которым связаны, однако, и такие «мешающие» скрытые воздействия, которые в целом не ожидались или по какой-то причине недостаточно учитывались.
Например, проект гидроэнергетического строительства водоема сопровождается различными далеко идущими последствиями, из которых одни непосредственно видны и осознаны уже на стадии проектирования, а другие — не осознаны, а часто и не желательны.
Повышение благосостояния, связанное с обеспечением общества электроэнергией, самоочевидно уже на стадии проекта и специально не дискутируется; на основе этого критерия и начинаются собственно строительные работы, несмотря на то что и проектантам и строителям хорошо известны «мешающие» воздействия строительства водоема, в частности, изменения в ландшафте, в течении вод, а также различные социальные проблемы. Кроме этого возникают и последствия, которые трудно было предусмотреть. Потеря постоянного места жительства, разрыв социальных связей, экономические проблемы и чувство бессилия против бюрократии вызывают дискомфорт, отчуждение и даже болезни, представляющие собой скрытые следствия, которые проявятся, возможно, только через многие годы, но которые оказывают весьма негативное воздействие и на психическое и на физическое состояние человека.
Различение функций и дисфункций, а также явных и скрытых функций постоянно должно быть в поле зрения исследователя. Следует прибавить, что выявление скрытых воздействий требует обычно долговременного изучения вопроса с охватом значительных промежутков времени.
Интеграция
Под понятием «интеграция» подразумевается совмещение частей социальной системы таким образом, чтобы система образовала единое целое. Имеется в виду унификация ценностных структур или образцов поведения, существование общих целей или усиление единства.
Например, по отношению к странам Европейского сообщества можно с полным основанием говорить об интеграции, так как главной целью является образование соединенных штатов Европы.
Комплексность и многоплановость научных исследований позволяет видеть интеграцию наук, которая является противоположной тенденцией дифференциации и специализации наук.
Выше (гл. 4. 3. Теория) рассматривались наблюдения Дюркгейма, касающиеся самоубийства, по которым количество самоубийств уменьшается при повышении степени интеграции. Интеграция понимается в этом случае как наличие взаимных контактов, социального взаимовлияния, единства и контроля, в общем — как социальные связи. В этом смысле близкими к интеграции понятиями являются, в частности, понятия социальной сплоченности и социальной притягательности.
Социальная сплоченность (cohesiveness} означает внутреннее единство частей целого, добровольную социальную связь членов и достигнутую с помощью этой связи способность противостоять внешним воздействиям и давлениям. Наиболее наглядный пример — социальная сплоченность семьи.
Социальная притягательность (attraction} — это тяготение к другому человеку или группе. Социальная притягательность возникает по различным побудительным причинам, в частности, из-за привязанности, социальных контактов или стремления получить выгоду. От внутренней притягательности группы зависит ее социальная сплоченность.
То или иное государство может добиваться членства в Европейском сообществе для того, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие своей экономики в дальнейшем. В таком случае Европейское сообщество обладает притягательностью по отношению к данному государству. По принятии в члены сообщества государство должно акцептировать и освоить общие цели и практику сообщества. Происходит процесс интеграции. Возможно, что члены сообщества будут чувствовать социальное единство в такой мере, что можно будет говорить также о социальной сплоченности сообщества.
5. 2. 3. группа
Группа представляет собой систему, состоящую из людей, которые находятся между собой в отношениях взаимодействия и среди которых существуют чувство единства и взаимосвязанность как результат некоторых общих действий. Другими ее критериями являются размер, персональные свойства членов, место, устойчивость и т.д.
Согласно Петеру Р. Хофштеттеру (Peter R. Hof-statter, 1959), группу можно считать в высокой степени интегрированной: 1) когда она имеет относительно больше внутренних контактов, чем внешних, и 2) когда она характеризуется четкой специализацией ролей и четким разделением задач. На основе этих факторов можно представить процесс формирования группы в виде следующей схемы:
Толпа народа, в которой имеются некие контакты между людьми, но нет специализации ролей (например, дифференциации лидерства), называется массой. Соответственно если нет межличностных контактов, а только специализация ролей, речь идет о бюрократии. Группа расположена между этими крайними случаями, и ее можно определить следующим образом: группа является социальной системой, в которой существуют взаимные контакты между членами и которой присуща четкая специализация по ролям. Например, подобным образом можно определить такую группу, как семья.
И в обиходной речи, и в социологической теории понятие «группы» очень неоднозначно. Особенно в обиходной речи под «группой» понимают различные социальные образования. Полагаем, что приведенные выше определения «группы» дают довольно четкие критерии именно «группы». Следует однако учитывать, что детальное определение какого-либо понятия иногда ограничивает его общее употребление. Выше представленные определения группы изложены в весьма общей форме.
Ранее были введены понятия первичной и вторичной группы (см. гл. 2. 3.). Кроме этого, выделяются также членские и референтные группы (membership and reference groups}. Членская группа представляет собой в соответствии со своим названием такую группу, в которой субъект пребывает, членом которой он является и где его можно встречать, зная о его принадлежности именно к этой группе. К понятию «референтной группы» относятся:
1. Группа, которая служит в качестве объекта сравнения или эталона при оценке собственного положения, т. е. «эталонная группа».
2. Группа, ценности и отношения, позиции и взгляды которой усваиваются индивидом, т. е. «группа идентификации», или «якорная группа».
3. Группа, членом которой индивид стремится стать и со стороны которой индивид желает быть принятым, т. е. «целевая группа».
Членские и референтные группы оказывают значительное влияние на поведение человека. Поэтому при изучении поведения исследователь должен учитывать также управляющее значение различных групповых связей.
И действительное и основанное на идентификации членство индивида в какой-либо группе получает выражение в одинаковости, конформизме его поведения. Если индивид ведет себя вопреки ожиданиям группы, то другие члены группы стараются корректировать его отклоняющееся поведение. Таким образом, давление со стороны группы поддерживает одинаковость поведения. Поскольку индивид является одновременно членом многих групп, он участвует в деятельности одной группы только какой-то «частью» своей личности. При этом значение различных групп для индивида и влияние этих групп на него неодинаковы.
Как уже говорилось, значение первичных групп исключительно велико для каждого человека. В этих группах усваивается основное представление о формах человеческого общежития и о необходимости принимать во внимание окружающих людей. Обобщенно говоря, посредством членства в каких-либо группах индивидом усваиваются требования, предъявляемые ему со стороны более широкой общности или даже всего общества, т. е. в группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества.
Естественно, что социология зачастую должна рассматривать индивида и его положение и значение в различных социальных связях. Но пожалуй, более типичным подходом можно считать направление социологического исследования лишь на групповой уровень, в частности, на взаимоотношения и поведение групп. При этом необходимо обращать внимание на те основные факторы, которые регулируют эти отношения и поведение. Цели и средства каждой группы могут, со своей стороны, влиять на основные формы межгрупповых отношений (Allardt & Littunen, 1961). В случае наличия общих целей количество используемых средств регулирует возникновение конкуренции или сотрудничества. При возможности выбора из различных средств сотрудничество вероятнее конкуренции. Соответственно при стремлении к разным целям малое количество средств вызывает взаимные противоречия, а большое количество средств укрепляет взаимную независимость.
Следует подчеркнуть, что связи воздействия в социальных отношениях редко так просты, как выше описывалось. Реальные ситуации различных социальных взаимодействий гораздо более разнообразны, они являются результатом одновременного влияния множества различных факторов.
Организация
Однозначное определение понятия «организации» сложно, так как оно весьма многоаспектно и очень употребимо в самых различных ситуациях. Понятие «организация» включает в себя две' составляющие — дифференциация, «расчленение», и объединение и координация одновременно. В классической теории управления (напр. Etzioni, 1977) понятие организации сопряжено с разделением труда. При этом разделение труда характеризуется как форма координации производства; трудящиеся должны знать, чем занимаются их коллеги, и согласовывать свою деятельность с их работой. На основе вышесказанного организацию можно определить как социальную систему, в которой субъекты, осознающие свою принадлежность к данной системе, действуют для достижения общей цели.
Организации являются результатом целевого рационального мышления и регулируемого сотрудничества. Им присущи следующие признаки:
— они образованы осознанно и целенаправленно для достижения определенной цели или назначения;
— в них существует продуманно созданный и общеобязательный порядок или структура;
— с их помощью активность членов организации и используемые ими средства должны обеспечить достижение цели.
Организация в некотором смысле слова — инструмент для достижения цели. Интересно при этом, что определенная цель, преследуемая организацией, не обязательно совпадает с целями участвующих в ее деятельности людей. Поэтому организация вынуждена создавать различные системы стимулирования и награждения, с помощью которых она вовлекает индивидов в действие для достижения общей цели.
Дифференциация задач и связанная с ней координация влияют на структуру и форму организации. Чем более развита специализация, тем многостороннее и сложнее будут административные функции организации, ее планирование, координация, мотивирование и т.д., тем многограннее будет структура организации. По своей структуре организации чаще всего похожи на пирамиду, в которой задачи дифференцированы на нескольких уровнях.
Кроме горизонтального разделения труда, в организации всегда имеются также координация, руководство и различные специализации по вертикальной линии.
Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические основы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.
Преимущества бюрократии проявляются наиболее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполнении служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональные и эмоциальные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:
— рациональность;
— надежность;
— экономичность и эффективность;
— безличность;
— специальные и рутинные задачи;
— нейтральность;
— иерархичность;
— законность правил действия;
— централизация власти.
Бюрократическая система управления рациональна и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать «официальной организацией».
Согласно Амитаи Этциони (Amitai Etzioni, 1977), официальная организация включает в себя разделение задач и власти, а также установленные работодателем правила поведения членов организации.
Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная организация, которая основывается на взаимоотношениях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значительное воздействие на официальную и стремится изменять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получаемый официальной стороной от неофициальной.
Наибольшее внимание официальной и неофициальной организациям уделяется в научных исследованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.
Общество
Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под «обществом» понимается самовосполняющаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные совокупности. Можно говорить о финском обществе, западном обществе и т. д.
Четкое определение этого понятия весьма трудно и его употребление очень разнообразно.
По Рене Кенигу (Rene Konig, 1958), под обществом можно понимать: 1) различный тип образа жизни; 2) образованные народами единства или 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. широкое социальное образование, совокупность различных социальных единиц. Кроме этого, понятие «общество» употребляется: 5) при описании определенной исторической формы социальной жизни, напр, «буржуазное общество» и 6) как синоним «социальный», «социум», когда речь идет о взаимоотношениях индивидов и основанных на этих отношениях структурах и социальных процессах.
Робертсон (1977) определяет общество как группу индивидов, которые живут на одной территории, находятся в отношениях взаимовлияния и имеют общую культуру. Это определение содержит некоторые существенные черты понятия «общество» («культура» и «территория»), которые следует однако понимать в широком смысле.
Рудхард Столлберг (Rudhard Stollberg, 1983) считает основной задачей социологии изучение общества. Предметы социологии — социальные явления и процессы. При этом общество понимается как совокупность социальных отношений и как все проявления человеческой жизни вплоть до досуга и жилищных условий, а также как социальные группы и взаимоотношения индивидов. Таким образом, «общество» является очень широким понятием, которое можно определить как систему или совокупность социальных явлений.
Можно считать, что социальные отношения проявляются и реализуются в человеческой деятельности. Поэтому одним предметом социологии является исследование этой деятельности. Второй предмет социологии — социальная структура общества, его деление на социальные группы, классы, профессиональные группы и т. д. То есть на абстрактном уровне общество — это структура и функция.
Щепаньски (1970) употребляет понятие «общественная жизнь», под которым он понимает все явления, обусловленные взаимодействием индивидов и общностей, находящихся на определенной ограниченной территории. Основными факторами общественной жизни он считает биологические, территориальные, демографические, экономические и культурные факторы.
ЛИТЕРАТУРА
Allardt,Erik ja Yrjd Littunen. Sosiologia (Социология). WSOY, Porvoo, 1961.
Asp Erkki. Yksilon ja yhteiskunnan tarpeet ja odotukset vesiasioissa (Потребности и ожидания индивида и общества в вопросах гидростроительства) // Vesitalous, 1/1984.
Caplow Theodore. Elementary Sociology. Prentice, Hall, Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1971.
Дюркгейм Эмиль. Самоубийство: социологическое исследование. М., 1995.
Etzioni Amitai. Nykyajan organisaatiot (Современные организации). Helsinki, 1977.
Hartfiel Gunther. Worterbuch der Soziologie. Kroner Verlag, Stuttgart, 1976.
Hofstatter Peter R. Einfuhrung in die Sozial-psychologie. Stuttgart, 1959.
Koli Paavo. Organisaatio ja johtajuus (Организация и лидерство). WSOY, Porvoo, 1960.
Korte Hermann. Einfuhrung in die Geschichte der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.
Korte Hermann und Bernhard Schafers (hrsg.). Einfuhrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.
Konig Rene (hrsg.). Soziologie. Fischer Bucherei, Frankfurt am Main, 1958.
Lee David & Howard Newby. The Problem of Sociology. Hutchinson, Essex, 1983.
Merton Robert. Social Theory and Social Structure. Glencoe, Illinois, 1968.
Parsons Talcott. Toward a General Theory of Action. Harvard University Press, Cambridge, 1951.
Parsons Talcott. Sociological Theory and Modern Society. New York, 1968.
Robertson lan. Sociology. Worth Publishers, Inc., New York, 1977.
Stollberg Rudhard. Warum und wozu Soziologie? Dietz Verlag, Berlin, 1983.
Щепанъски Ян. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
Weber Max. The Theory of Social and Economic Organization. William Hodge, London, 1947.
Wiswede Gunther. Soziologie. 2. Aufl. Verlag Moderne Industrie, Landsberg am Lech, 1991.
КУЛЬТУРА
Первоначальное значение слова «культура» (лат. cultura) — возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Согласно Эрику Алману (Erik Ahlman, 1913), культура представляет собой систему возрастающих ценностных образований и состояний, созданных сознательной деятельностью человека в обществе и передающихся от поколения к поколению.
Культура составляет, таким образом, такую часть окружающей среды, соответствия которой не имеется у диких животных. Предпосылки возникновения культуры — человеческие потребности и требования социальной жизни. Культуру как социологическое понятие можно определить, например, по Эдварду Б. Тайлору (Edward В. Tylor, 1913), как многогранное целое, которое заключает в себе знания, верования, моральные воззрения, законы, традиции и другие навыки и обычаи, усвоенные человеком как членом общества.
Принято различать мировую культуру и культуру какой-либо меньшей общности. Каждой общностью созданы модели, нормы и ценности, которые управляют поведением ее членов. Эти модели, нормы и ценности накладывают отпечаток на каждую общность. Метафорически говоря, этот отпечаток и называется существующей в обществе культурой. Так, Вилхо А. Койранен (Vilho A. Koiranen, 1966), изучая жизнь финских иммигрантов в Швеции, определял их, финскую, культуру, как переходящую из поколения в поколение совокупность человеческого поведения, языка, обычаев и ценностей, существующую в данной ограниченной финской общности, символы и значения которой известны членам этой общности.
Далее, культуру принято разделять на духовную и материальную. Однако эти понятия нельзя рассматривать как противоположные явления; материальные предметы как продуманные создания являются продуктами той же культуры, что и поведение или управляющие поведением модели, нормы и ценности. Итак, культура — это состояние или степень материального и духовного развития, достигнутого в течение длительного времени, со всеми вытекающими из этого явлениями.