Особенности лингвистики культурно – просветительской
Журналистики
На современном этапе развития публицистического стиля существует множество речевых фигур, с помощью которых журналисты доносят до читателя необходимую информацию, воздействуют на него, пропагандируют и агитируют.
К числу подобных фигур речи относят оценочность, эмоциональность и экспрессивность. Оценочность – одна из наименее изученных языковых категорий. Оценочные моменты слабо поддаются классификации, количественному измерению.
Значительные трудности представляет и разграничение категорий экспрессивности, эмоциональности, оценочности. «Категорию оценочности применительно к лексике можно определить, как часть лексического значения, способную выражать отношение говорящего к обозначаемому словом предмету или понятию»[30].
При этом в характере и направлении развития социально оценочных элементов решающую роль играет идеологическая позиция, мировоззрение языка. Оценочность охватывает весь лексический состав языка, по-разному проявляясь в различных его группах и пластах, и подтверждается, прежде всего, как выражение отношения говорящего к предмету высказывания или событию.
Что касается эмоциональности, экспрессивности, а также стилистической окраски слова, то в рамках газетно-публицистического стиля их можно рассматривать как видовые понятия по отношению к родовому, то есть к оценочности. «Именно в публицистике эмоциональная, экспрессивная и стилистическая окраски преобразуются, как правило, в социально-оценочную, выступая, прежде всего, в оценочной функции»[31]. Характеризуя оценочность языка газеты, важно отметить, что этот принцип имеет не индивидуальный, а подчёркнуто социальный характер.
«Социальная значимость слова в языке газеты выражается, с точки зрения производителя речи, в том, что оно принадлежит не только автору, но и редакции, общественной организации, чьё мнение, чью политику выражает газета как «коллективный пропагандист и коллективный агитатор»[32].
Метафоричность – одна из тенденций развития современного языка публицистики. По мнению Арутюновой Н.Д., «метафора – это механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений, для характеризации или наименования объекта»[33].
Метафору можно рассматривать в нескольких значениях:
• как слово с переносным значением;
• как языковое выражение с переносным значением и в этом случае метафорой можно считать пословицу, притчу, идиому и даже роман;
• как троп в ряду других тропов (метонимии, синекдохи, оксюморона, сравнения и т.д.), которые тоже употребляются в переносном значении, но имеют свои особенности.
Метафоризация, тесно связанная с расширением значения, непосредственно ведёт к приобретению оценочности. Сам выбор источников метафоризации тоже имеет оценочный характер. Процесс газетной публицистики завершается тем, что, расширяя свою семантику, слово приобретает определённую оценочную окраску.
В результате одни слова закрепляются с положительной экспрессией (позитивно-оценочные), другие – с отрицательной (негативно-оценочные), а третьи приобретают способность употребляться как в положительно-, так и в отрицательно-оценочных контекстах (строевые слова).
«Риторичность – высокопарность, велеречивость, выспренность, пышность, надутость, напыщенность»[34]. Риторическое усиление речи (например, путем использования фигур и тропов) – один из важнейших стилистических приемов и в тоже время средство повышения эстетического уровня текста.
«Риторический вопрос – это экспрессивное утверждение или отрицание, применяющееся для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы»[35]. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.
«Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение – своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность за счёт присутствующей в них «ненужной» на первый взгляд вопросительной интонации»[36]. Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Риторический вопрос также служит эффектным завершением статьи.
Открытый вопрос провоцирует читателя на ответ – в виде письма в редакцию или публичного выражения своего, а точнее, подготовленного газетой мнения. Высокая эмоциональность вопроса вызывает столь же эмоциональную ответную реакцию. Речевыми средствами поддержания контакта с читателем служат также коммуникация, парантеза, риторическое восклицание и умолчание. «Риторическим восклицанием, по классическому определению, называется показное выражение эмоций»[37]. Восклицательный знак в этих высказываниях – способ привлечь внимание читателя и побудить его разделить авторское негодование, изумление, восхищение.
В культурно – просветительской деятельности богатство художественной выразительности представляет для журналиста особый интерес. Высокая культура речи пишущего повышает культуру речи читающих.