Культура социологического мышления и социология культуры
Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии.
Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования.
Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер.
Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога.
Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований.
Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм, неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.
Социология культуры — это специальная социологическая теория, которая изучает закономерности функционирования культуры в обществе: ее место и роль в обществе, содержание, формы и направления культурной деятельности, культурный уровень разных социальных групп, культурные потребности и уровень их удовлетворения, состояние, содержание и эффективность деятельности социальных институтов и учреждений культуры, качественный состав кадров в сфере культуры, ситуацию на рынке художественной культуры, особенности публики и репертуар культурных учреждений, проблемы управления в сфере культуры.
Изучаются проблемы связи культуры и социальной структуры, культурной динамики, причины конфликтов в сфере культуры и способы их решения. В рамках социологии культуры существуют собственные отрасли исследования. Так, социология литературы, социология кино, музыки, театра и т. д. Социология культуры также означает также совокупность норм и ценностей общества и личности.
Показателями уровня развития культуры являются: количество культурной продукции, наличие мировых образцов произведений искусства, сочетание новейших по форме произведений с традиционной культурой, высокий престиж культурной деятельности и деятелей культуры, высоких их заработок, престиж отечественной культуры за рубежом, широкое участие самодеятельных художников, музыкантов и т. д. в культурной жизни, наличие изощренных произведений искусства и расширение аудитории, способной воспринимать изощренные произведения.
Признаками уровня культуры личности является затраты времени и материальных средств для целей культурной деятельности, наличие художественного вкуса, усвоение опыта прошлого и способность создавать новые образцы культуры.
Соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.
Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.
В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.
Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.
Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:
1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.
2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.
3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).