Взаимодействие личности и общества
Социология, исследуя личность использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника социальной жизни, как ее единственного носителя и деятеля.
К проблеме "личность и общество" социологя наметила два относительно самостоятельных, но тесно связанных подхода.
Первый подход направлен на осмысление того, как устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соотносятся с потребностями единичной личности; насколько они должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее.
Второй подход состоит из нескольких проблем: а) как личность взаимодействует в конкретном социуме, насколько способна проявить свою независимость, свою автономность; б) как часть общество, общественные связи, институты программируют ценности, иерархию, и жизненный путь личности, ее взлеты и падения.
Социология занимается исследованием личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фокусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятельности личности, на ее взаимосвязях в обществе.
Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и социальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида.
Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом, так и в процессе осуществления ею своих социальных ролей.
Следовательно, основные проблемы отношения личности и общества сводятся к следующим вопросам:
- как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности
- как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими
- какова степень автономности, независимости личности от социальных институтов общества
Проблемы взаимоотношений человека и общества проявляются в том, что поведение человека социально детерминировано и сам он является объектом социальных отношений, то есть действий, идущих со стороны общества и его институтов.
С другой стороны, воздействие человека на общество предполагает рассмотрение его как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активно действующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.
Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Рассмотрим ее в двух основных аспектах: а) как свойство личности, обусловленное прежде всего ее природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности; б) в качестве некоторой конкретной меры деятельности личности. В данном случае активность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований, например, измерение трудовой активности. В данном случае используется матричный подход к активности, то есть анализ ее в вертикальном и горизонтальном срезах.
Основные виды социальной активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой и др. При характеристике содержательной стороны социальной активности необходимо учитывать отношение личности к объекту ее деятельности. Высшим проявлением социальной активности в этом смысле является творчество.
Отразив проблемы взаимоотношения личности и общества, где личность выступает не только объектом, но и активным субъектом социальных отношений, перейдем к рассмотрению социального статуса и социальных ролей как механизма взаимодействия личности и общества.
Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно означало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д. Мейн придал ему социологическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе.
Социальное положение - обобщающая характеристика, охватывающая профессионально-экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. "Врач" - профессия; "работник наемного труда, имеющий средний доход" - экономический параметр; " член демократический партии" - политическая характеристика; «женщина в возрасте 35 лет" – демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.
Каждая позиция (или ячейка) имеет ряд существенных прав иобязанностей. Благодаря им и получается функциональная зависимость ячеек. Например, мы знаем обязанности отца, матери по отношению к детям, а дети – соответственно к родителям.
Статус описывает место индивида в системе общественного разделения труда, которая "пронизывает" все общество. Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (термин ввел американский социолог Р. Мертон). Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Например, господин Р. – мужчина, средних лет, заведующий кафедрой, член профсоюза, член консервативной партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и. т.д.
В каждом наборе статусов всегда найдется ключевой. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому выделяют его окружающие или с которым его отождествляют.
Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный.Социальный - это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). Личный статус - положение, которое человек занимает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Заметно, что социальный статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых.
Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников, знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т.д.
Существуют и другие виды статусов. Например, приписываемый статус или аскриптивный– это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденнымисчитаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Негр, прирожденный статус, характеризующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Русский – прирожденный статус, характеризующий национальность.
Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретенный, но одинаковый по названию с прирожденным статус. Так «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Поэтому социологи называют и тот и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.
Таким образом, приписываемый (аскриптивный) статус - это такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.
Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемымназывается статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благодаря удаче и везению. Достигаемый статус требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Установлено, например, что раньше в европейском обществе было больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.
Приведенная выше иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, так как когда идет речь о ранжировании статусов, то имеется в виду прежде всего престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по существу, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.
Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и, наоборот, необоснованная заниженность других, утрачивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
Социальный престиж играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов энергии (особенно у молодежи). В этой среде создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другими своего статуса. Эта статусная самооценка - как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.