Семья, как социальный институт.

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин - суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы, Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость. Наиболее яркий пример эндогамии можно встретить в Индии, где люди различных каст не могут сочетаться браком.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие.

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

- по количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (3 и более ребенка);

- по стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

- по географическому признаку: сельская и городская семья;

- по типу главенства в семье: авторитарная и эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по иным критериям:

- аетоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

- супружеская семья. В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича). В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья. От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.). В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья. Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные.

Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

11.

Институт.

Тесно связана с социальной структурой. Экономические отношения определяют положение социальных групп, определяют характер взаимодействия. В этом смысле экономика символизирует основу общества, его прочность, устойчивость.
Для характеристики экономических процессов и явлений в социологии использу-ется целая система понятий. Самым широким среди них является понятие экономиче-ской сферы. Экономическая сфера – целостная подсистема общества, ответственная за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необ-ходимых для жизнедеятельности людей.
Экономические явления, процессы, с точки зрения внутренних закономерностейц их развития, изучаются экономическими науками, социологию интересует место и роль экономики в системе общественных связей.
Маркс: экон. отношения определяют все другие виды отношений, это базис, над которым возвышаются зависимые от него надстроечные формы: политика, нравствен-ность, право и т.д. Изменения базиса влекут изменения в надстройке, которая в свою очередь также воздействует на базис. Вебер рассматривал экономику как одну из линий, определяющих дифференциацию общества, изучал влияние религии, этики на развитие экономики. Дюркгейм изучал влияние разделения труда на социальные процессы. Веблен говорит о роли психологического и кльтурного фактора в развитии экономики. Экономика как социальный институт имеет сложную структуру. Ее можно представить как совокупность более конкретных институтов производства, обмена и потребления, как совокупность институционализированных секторов экономики: государственного, кооперативного, индивидуального.
Поскольку социолога интересуют социальные механизмы, вызывающие взаимо-действие, то особое значение имеет рассмотрение структуры как совокупности элемен-тов: экономического сознания, экономических нормативных установок, и учреждений, организаций и экономических отношений. Экономическое сознание – взгляды, потреб-ности, идеи, представления, настроения относительно экономических процессов и явле-ний, о видах занятий, трудовой деятельности, её вознаграждении, отношении к профес-сии, о возможностях экономической самостоятельности и т.д. Социолога в данном кон-тексте интересует функционирующее реальное сознание, определяющее конкурентное поведение. Массовое реальное практическое сознание сложно и противоречиво, в нём существуют разнородные слои: базовый, ценностные образования в виде новых пара-дигм, старых и новых стереотипов, неустойчивые быстропроходящие состояния, под-верженные воздействию.
Экономика как социальный институт выполняет целый ряд функций. Функции эко-номики направлены на обеспечение, развитие, функционирование производства, рас-пределения, обмена и потребления. Функции:1. Поддержка и развитие форм общест-венного разделения труда. Достигается за счёт воспроизводства трудовых ресурсов, распределения рабочих мест, перераспределения кадров. 2. Стимулирующая. Обеспечивает экономическую заинтересованность в труде. 3. Интеграционная – обес-печение единства интересов работающих для избежания соц. напряжённости отношений. 4. Инновационная – обновление форм и организации производства, систем стимулирования. Выполнение зависит от отношения субъектов к новому, достижениям науки, уровня и характера их активности. Эти функции реализовуются благодаря большому количеству социальных инстититов. Социальные механизмы обеспечения этих функций: подбор и расстановка кадров, распределительные отношения, планирование снабжения, потребления и т.д. Эффектив6ность реализации этих функций зависит в значительной степени от уровня экономической культуры общества, его чле-нов.

12.

оциальный контроль

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

[править]Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

  • процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит внутренние требований общества — социальных предписаний;
  • процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

[править]Девиантность

Социальное поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое, называется отклоняющимися от нормы, или девиантным. Девиантность не следует понимать как качество конкретного поведения.

Под девиантным поведением в узком понимании подразумеваются такие поведенческие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания.

[править]Социальное взаимодействие и социальный контроль

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает:

  • индивидов (совершающих действия);
  • изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
  • влияние этих изменений на других индивидов;
  • обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим

Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»

Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов:

  • Передачу информации;
  • Получение информации;
  • Реакцию на полученную информацию;
  • Переработанную информацию;
  • Получение переработанной информации;
  • Реакцию на эту информацию.

Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:

  • осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
  • обеспечивает следование социальным нормам.

13.

Наши рекомендации