Социальные проблемы молодежи. Объективная закономерность мирового развития в увеличении числа молодежи, ее доли в составе населения планеты и повышении ее роли как движущей силы мирового
Объективная закономерность мирового развития в увеличении числа молодежи, ее доли в составе населения планеты и повышении ее роли как движущей силы мирового прогресса. Россия же выбивается из общего хода этих процессов. Из-за резкого снижения рождаемости уменьшается численность молодежи в составе населения. Старение общества ведет к нарастанию консерватизма, ограничению новаторства и реформ.
Демократизация, реформы в последние годы вызвали рост критических настроений молодежи в отношении к прошлому, истории, традициям и их носителям – старшему поколению. В результате усиливается настороженность, возникает противостояние поколений.
Очевиден уход молодежи, как и населения в целом от политики. Наши исследования показывают, что практически не интересуются политикой сегодня более, чем каждый третий в возрасте до 29 лет. Очень интересуются только каждый десятый (а в 50 лет и старше – каждый четвертый). Деполитизация – следствие снятия политического и идеологического прессинга, результат падения авторитета уже новой демократической власти, результат снижения жизненного уровня, когда забота о хлебе насущном выходит на первый план. Падает интерес молодежи к избирательным компаниям. Политическая система пока отодвигает молодежь на периферию социальной жизни.
У определенной части молодежи есть разочарование в реформах. Это более серьезно, чем нигилистическое отношение к прошлому, поскольку речь идет о неверии в будущее, о крушении собственных надежд и ожиданий. На этой основе расширяется социальный пессимизм и апатия. Разочарование в реформах идет во – многом потому, что значительная часть молодежи от них и результатов отстранена. Добавим к тому, потерю идеалов и моральных ценностей, нарастание агрессивности, неуверенности в завтрашнем дне.
Обострилась проблема растущей дифференциации самой молодежи, социального расслоения при переходе к рынку и неравенства (по заработной плате, работе, возможности получения образования, культурного развития, передвижения). Не все далеко зависит от способностей и усилий самого молодого человека. Многое от денег, связей и т.п.
Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество – такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.
Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности, к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовленную к межпоколенному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости.
Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном (пусть и выздоравливающем) обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также оставляет желать лучшего.
Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. С конца 80-годов ситуация в массовом искусстве, особенно в его экранных видах, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности, «герои потребления» (поп-, рок-музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи, экстрасенсы и т.п.) вытеснили «героев производства» (рабочих, крестьян, интеллигенцию и т.д.) на теле- и киноэкранах.
С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах ширятся движения общественности против телевизионного насилия. Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных негативных явлений пока выступают только отдельные общественные деятели и представители культуры.
В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру, педагогику. Это неприятие, в том числе и норм поведения толкает молодежь к антиобщественным, противоправным, порой экстремистским действиям. Молодежь тем самым становится перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.
Одной из первоочередных задач является формирование у школьников, учащихся и их родителей убежденности в том, что образование – одно из значимых средств самореализации личности. Подрастающее поколение – это объект воспитания и субъект становления. Последнее – лишь вторая сторона «одной медали». Она разработана и реализуется еще недостаточно и, в частности, через общественную активность, молодежные общественные организации. Для разных возрастных и статусных групп молодежи должна быть система таких организаций, соответствующая новым реалиям.
Можно еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи и таких ее групп, как учащиеся, студенты. Связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная бездуховность, аполитичность, агрессивность очевидна. Выявление причин происходящего в нашем обществе конфликта поколений, сути молодежных исканий, отказ от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированный подход к явлениям жизни современной молодежи – вот пути повышения роли молодежи в становлении гражданского общества в России.
контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. В чем своеобразие молодежи как социально-демографической группы?
2. Что изучает социология молодежи?
3. Назовите и раскройте социальные проблемы молодежи.
4. Каковы особенности молодежной субкультуры?
5. Назовите критерии отнесения молодого человека к статусу взрослого.
6. Охарактеризуйте отношение молодежи в современной России к политике, к выборам.