Общества постиндустриального теория
ОБЩЕСТВА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ— рассматривает стадию обществ, развития, в к-руто вступили передовые в экон. и технол. отношении страны и регионы (Северная Америка, Зап. Европа и Япония) во 2-й пол. 20 в., н к-рая явл. прообразом всего человечества в обозримом будущем. Представление о постиндустриальном об-ве. идущем па смену индустриальному, было разработано в сер. 1960-х гг. Комиссией 2000 года Амер. академии искусств И паук под руководством Д. Белла. Предназначенная первоначально служить в кач-не прогностической кониеп-иии, О.п.т. быстро приобрела характер оошесоииологической теории, призванной осмыслить cou.-экон. последствия НТР и дать с позиции современности адекватную интерпретацию всемирной истории.
Осн. положения О.п.т. были изложены в 60—80 гг. 20 столетия в кн. Белла, Г. Кана, Дж. Гэлбрейта, Э. Тоффлсра, I. Бжезинского, Дж. Нэсбитта (США). Ж. Фурастьс и А. Турена (Франция). Я. Масуды (Япония) и др. Предложенная ими периодизация поступательного развития человечества включает четыре послед, стадии: примитивно-потребительское, aipapttoc, индустриальное и постиндустриальное об-ва. Несмотря на терминологические различия в наименовании последней стадии («сверхипдустриальная цивилизация» у Тоффлсра. «технотронное об-во» у Бжезинского. «информационное» у Масуды и т.п.), принципиальные ее характеристики во ми. совпадает. В основе приведенной периодиза-ции всемирной истории лежит техн. .ровень развития об-ва и непосредст-аенно выводимое из него отраслевое и .рофессиопальпое разделение труда, тогда как отношениям собственности от-
штся второстепенная, побочная роль: технол. уровень рассматривается как гл. ось. а формы собственности — как дополняющая ее осьв общей системе сои. координат, определяющей характер χι-ва.
Переход от низших к высшим, более -регрессивным стадиям развития совер-
шается благодаря технол. переворотам («волнам», по Тоффлеру) в обществ, производстве: аграрной революции в неолите, промышленной — в 17 в. и НТР во 2-й пол. 20 в., так что каждая стадия воплощает в себе особую технол. эпоху в истории человечества. В зависимости от уровня развития техники и производительности труда па той или иной стадии преобладающая ч. самодеятельного нас. занята собирательством и охотой, скотоводством и земледелием, промышленным производством и. наконец, приобретением нового знания и его технол. применением и воплощением в новых орудиях и способах производства, в профессиональной квалификации работника. Соотв. и преобладающая ч. нац. продукта и дохода создастся в наиб, передовых сферах экон. деятельности, к-рые подразделяются па «первичную» (земледелие, скотоводство, рыболовство, добывающую промышленность и т.п.), «вторичную» (разд. отрасли перерабатывающей промышленности) и «третичную» (сфера услуг), наряду с к-рой стала выделяться и «четвертичная» (производство информации, наука и образование).
По распределению занятости в этих сферах можно судить о степени сои. прогрессивности об-ва. Каждой из технол. эпох присущи и специфические формы соц. орг-ции: церковь и армия в аграрном об-ве; промышленные и финансовые компании в индустриальном; ун-ты и научно-исследовательские центры в постиндустриальном об-ве, а также соотв. преобладающее влияние в об-ве опред. соц. сословий: священников и феодалов; предпринимателей и банкиров; ученых и специалистов высшей квалификации. В постиндустриальном об-ве хотя и сохраняется соц. неоднородность, но оси. ч. нас. составляют средние слои, состоящие в осн. из квалифицированных специалистов с высоким уровнем дохода. Уменьшается роль частной собственности, превалирующей формой собственности становится обладание не вещественными, материальными предметами, а гарантированными об-вом правами па высокий уровень жизни;
ОБЩЕСТВО
одновременно появляются новые формы отчуждения. Остается деление об-ва на управляющую интеллектуальную элиту (мерптократию) и управляемые ею массы: происхождение обществ, богатства, а также уровень благосостояния нас. в целом, объясняются уже не трудовой, а «информационной теорией стоимости» (Масуда и др.). О.п.т. выявляет объективные тенденции развития совр. цивилизации и вместе с тем выражает интересы его интеллектуальной элиты. Одновременно она оставляет открытым один из гл. вопр. соц. прогресса в обозримом будущем, а именно: а какой мере постиндустриальное об-во будет иосткапи-талистическим и станет ли им? Огвег на этот вопр. неоднозначен.
Рассмотренным выше представлениям о постиндустриальном об-вс с сер. 1970-х гг. противопоставляются его леворадикальные интерпретации как вынужденного возвращения человечества вспять к доиндустриалыюму состоянию вследствие экол. кризиса и исчерпания в перспективе природных ресурсов (Р. Хейл-бронер, В. Феркисс и др.).
Лит.: Ариб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973; Он же. Обозримое будущее: сои. последствия НТР.Год 2000. М.. 1986: ИэсбиттДж., Эбурпин П. Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденнии. Год 2000. М., 1992; Иноземцев В.Д. За пределами экон. об-ва: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в совр. мире. М., 1998; Совр. «постиндустриальная волна» на Западе. М.. 1998: Вел) Д. Грядущее постиндустриальное об-во. М., 1999; Араб-Оглы Э.А. Взгляд из 21 в. // Свободная МЫСЛЬ. 2000. JVs 12; История теор. соц-и: В 4 т. Т. 4. СПб., 2000; Ка/т Н.. Wiener A. The Year 2000. L, 1969; Touraine A. La sociele post-induslriclle. P., 1969; Brzezinski Z. Between Two Ages. N.Y., 1970; lleilh-ro-nerR. An Inguiry into the Human Prospect. N.Y., 1974: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo. 198θ'.
Э.А. Араб-Оглы
ОБЩЕСТВО— истор. развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условии их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой. Существуют разд. подходы к пониманию сущности О. В истории философии и соц-и О. часто понималось как совокупность чел. индивидов. В основе этого понимания О. лежали самые разд. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. — это рез-т деятельности Бога или субъективного проявления воли чел. В сер. 19 в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развивающейся по своим имманентным законам.
Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия чел. не может раскрыть сущности О. О. — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Ею специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды находятся друг к другу. Распространив фн-лос. материализм на О., Маркс обратил внимание па ту материальную осиов\ > О., к-рую отражает сознание и к-рая. следовательно, явл. фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение это:• вопр. и означало открытие материалистического понимания истории.
В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип материалистического детерминизма. Исходя из осн. принципов материалистического детерминизма, Маркс обосновал пои. причинную зависимость осн. стру об-ва. Развитие О. он понимал как послед, смену об-в. формаций. Более глубокое обоснование О. как объективной сои реальности сформулировал Э. Дюркгеич
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ
Он считал объективными фактами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечественной науке О. понимается как определившаяся в процессе истор. развития человечества относительно устойчивая система соц. связей и отношений как между большими, так и между малыми гр. людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, соц. ин-тов и т.д., основывающаяся на опред. способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Каждая конкр. форма О. связана с опред. терр. и полит, властью. Люди, включенные в данную терр.-полит, гос. систему, содержание, формы и направленность их соц. действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма орг-ции О. создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т.д.), таковы соотв. и люди, и их соц. действия, какова властная структура, таково и О.
Лит.: Пушкарева В.Г. Об-во // Основы cou-и. Ч. 2. М., 1994; Теория об-ва. Фундаментальные проблемы. М., 1999; Соц-я. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд. М., 2008.
Г. В. Осипов
ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ- аспект обществ, орг-ции, система обществ, отношений, возникающих в связи и по поводу самостоятельного обеспечения интересов экон. и полит, свободных членов данного об-ва. Этот аспект орг-ции об-ва по-разному выражен в об-вах разл. типов. Сам термин «гражд.» указывает на корневое единство этого понятия с понятием «гражданин», т.е. О.г. есть об-во фаждан, но совр. узкоправовое понимание термина «гражданин» (гражданство как правовой статус жителя опред. страны) не отражает его подлинного социол. смысла.
Истор. термин «гражданство» восходит к лат. civis — житель г. В рус, понятии «гражданин» также есть единая основа с понятиями «г.», «горожанин». Эти смысловые связи неслучайны. Они говорят о том, что вовсе не все члены данного об-ва уже поэтому суть граждане, т.е. лица, обладающие правом фаж-данства (civitas — право гражданства). И истор. лишь опред. категории жителей данной страны обладали таким правом. Общим здесь оказалось то обстоятельство, что несвободные жители, рабы, не обладали правом фажданства, не были гражданами, не явл. членами гражд. об-ва.
Два решающих признака отделяют раба от гражданина. Раб не свободен экон., он не субъект, не участник этих отношений, а их объект, он лишен решающего, центрального экон. права — права на собственность, первого соц. кач-ва фажданина. Др. таким решающим кач-вом, др. аспектом фажданства явл. аспект полит. — участие граждан в решении гос. дел, в управлении гос-вом, а также их право образовывать обществ, союзы, орг-ции, независимые от гос-ва.
При всем многообразии истор. сложившихся видов обществ, и гос. строя эти три признака: 1) быть свободным и обладать фажд. правами (прежде всего, правом на собственность); 2) участвовать в делах гос-ва {в той или иной форме); 3) реализовывать и защищать свои интересы вне и помимо гос-ва — неотделимы от понятия «фажданин» и соотв. та ч. жителей данного об-ва, к-рая обладает такого рода гражд. и полит, правами, образовывала и образует О.г. О.г. существует там и тогда, где и когда экон. и полит, свободные индивиды участвуют в гос. деятельности и обеспечивают свои интересы путем самоорганизации.
Наличие или отсутствие гражд. прав и свобод служит наиб, очевидным индикатором состояния и уровня развития О. г. Характеризуя их наличие в дореволюционном российском законодательстве, проф. Н.М. Коркунов писал, что «постановления российского закон о да-
ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ
тельства о правах гражд. свободы представляются крайне устарелыми и неудовлетворительными. Теперь, когда уничтожено крепостное право, долгое время тяготевшее над рус. народом, когда введен гласный народный суд, когда местное об-во призвано к самоуправлению, — странным анахронизмом, совершенной несообразностью представляется бесправие личности перед адм. произволом и отсутствие хотя бы малейшей свободы обществ, деятельности». Лишь во 2-е изд. осн. гос. законов 1906 были внесены значительные изменения по вопр. гражд. свобод. Были провозглашены: неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения и занятий, свобода собр., образования об-в и союзов, свобода слова и религии. Тем самым были заложены основы для развития О.г.
События в России после 1917 остановили развитие гражд. об-ва, прервали реализацию экон. и полит, свобод путем делегализации ин-та частной собственности, установления полит, монополии на власть, привели к деформации соц. структуры об-ва, социокульт., морально-этических, религ, основ об-ва в целом. Процесс укрепления органической структуры об-ва, вырастающей из истор. опыта, ведущего к естеств. образованию крупных соц. гр., общностей, кл., возникновению общих ценностей, символов, норм, стандартов, был прерван.
Перспективы развития О.г. в России сегодня могут быть оценены по указанным выше параметрам. Конституция РФ 1993 сформулировала гражд. права и свободы. Реальность этих конституционных норм зависит от реальности личной свободы граждан, их участия в делах гос-ва и независимой от гос-ва защиты своих интересов. Личная свобода выражается в полит, и экон. аспектах. Полит, аспект личной свободы зависит от реализации полит, прав, экон. — от реализации права на собственность и свободное распоряжение ею.
Совр. развитие России, открывая дорогу для реализации полит, свобод, лишь создает предпосылки к возникно-
вению большинства, состоящего из граждан среднего кл., т.е. полит, и экон. свободных членов об-ва, из тех, кто способен стать свободными людьми (экон. свободен тот, кто имеет собственность или зарабатывает достаточно, чтобы быть свободным), кто способен к ответственной конструктивной полит, деятельности и в конечном счете способен воссоздать О.г., восстановить целостность нац.-культ. традиции, образовать духовную общность, воспринять, развить и реализовать идею российского правового гос-ва.
Лит.: Новгородцев П.И. Кризис совр правосознания. М., 1909; Коркуиов Н.М. Рус. гос. право. СПб., 1914. С. 457; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1933. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1955 Геллнер Э. Условия свободы: Гражд об-во и его истор. соперники. М., 1995 Патнем Р. Чтобы демократия сработала Гражд. традиции в совр. Италии. М, 1996; Салмин А. Совр. демократия. М, 1997; Соц-я: Основы общей теории / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. 2-е изд, М., 2008.
A.M. Яковлев
ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ-
соц.-технол. характеристика состояния об-ва в отдельно взятых странах, отражающая рез-т процесса информатизации. В перспективе все более полной и всесторонней информатизации предполагается появление в 21 в. О.и. в глобальном масштабе, т.е. информационной цивилизации.
Концептуальной основой становления представлений О.и. явились труды Д. Белла, 3. Бжезинского, Э. Тоффлера и др. теоретиков постиндустриального об-ва. В дальнейшем, когда стала выявляться возрастающая роль информации и информатизации в стихийном процессе перехода ч. цивилизации к постиндустриальной стадии развития, эту последнюю все чаще стали именовать «информационным об-вом». Этот термин впервые предложил еще в нач. 80-х гг. 20 в. японский ученый К. Кояма, а обстоятельное иссл-е постиндустриального
ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ
об-ва как О.и. было дано его коллегой — Я. Масудой в книге «Информационное об-во как постиндустриальное об-во*. В послед, важный вклад в формирование концепции О.и. внесли У. Дайзард, М. Кастельс, Дж. Мартин, Дж. Нэсбитт, Д. Тапскот и др., а в нашей стране: К.К. Колин, Н.Н. Моисеев, А.И. Раки-тов, Г.Л. Смолян, А.Д. Урсул и др.
Под О.и. в наст, время понимают об-во, осн. на знаниях, поскольку в нем большинство нас. будет занято производством, распространением, переработкой, хранением и использованием информации. Об-во, осн. на знании, науке и образовании, может считаться О.и., поскольку информация оказывается осн. ресурсом развития, не имеющим планетарных ограничений. Традиционные — вещественно-энергетические ресурсы, используемые в совр. модели развития, подошли к пределу своего истощения и тем самым делают бесперспективным соц.-экон. процесс, в к-ром они доминируют. О.и. в соц.-технол. ряду развития (охотничье-собирательское, аграрное, индустриальное, постиндустриальное об-во), оказывается завершающей стадией т.н. модели неустойчивого развития, чреватой вызовами, опасностями и угрозами глобального характера.
Считается, что О.и, своей зрелой стадии в глобальном масштабе становится начальной стадией ноосферы на пути реализации новой цивилизационной стратегии, обеспечивающей в будущем выживание человечества и сохранение биосферы.
Доминирование информации как неистощимого ресурса развития и интенсификация информационных процессов в О.и. не отменяет дальнейшего функционирования индустрии, сельского \оз-ва и др. традиционных отраслей хоз. деятельности (удовлетворяющих первичные жизненно важные потребности), хотя их доля в общей занятости нас. существенно (почти на порядок) уменьшится. Все более широкое использование информации в кач-ве ресурса развития преодолевает опред. ограничения, связанные с истощением и нехваткой веще-
ственно-энергетических ресурсов (в количественном и качественном аспектах) и формирует новый механизм все более полной интенсификации хоз., соц. и иных сфер деятельности людей. Информация и прежде всего науч. знание становятся важнейшим инновационным фактором, качественное разнообразие и количественные объемы к-рых не имеют ограничений при их производстве и использовании в целях развития. Само развитие приобретает преимущественно информационную ориентацию и содержание, позволяя об-ву экономить вещественно-энергетические и др. материальные ресурсы.
Интенсификация информационных процессов кардинально изменяет мн. сферы жизнедеятельности, оказывая существенное влияние на соц.-экон. процессы, формируя не только их «информационную» форму выражения, но и трансформируя само их содержание. Кардинальные трансформации в О.и. скажутся прежде всего на формировании обществ, сознания, к-рое благодаря информатизации превратится в форму со-циотехнол. (гибридного) интеллекта.
Суть его функционирования заключается в том, что сознание отд. индивидов более активно включается в процессы коммуникации и принятия решений, что невозможно без эффективного использования новых информационных технологий (как компьютерных, так и медиатизационных, включая искусственный интеллект).
Формирование в О.и. социотехнол. интеллекта изменит форму принятия решений демократическим путем, поскольку существенно расширится круг его участников. В этот процесс будут включены и будущие поколения людей, точнее — их интересы в том виде, как они представляются современникам, принимающим решения. Предполагается, что решения (гл. обр. опережающие) будут приниматься не силовыми, а ин-формационно-консенсусными методами и на рационально-нравственной и гуманистически-справедливой основе.
ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ
Условием и предпосылкой возникновения О.и. явл. устранение военной и иных разрушительных форм конфронтации и полное освобождение от милитаристской формы взаимодействий в социуме. Далее необходимо обеспечить информационную безопасность развития, гарантирующую такое течение социально-информационных процессов, к-рое создавало бы необходимые условия (среду) выживания и дальнейшего устойчивого развития цивилизации, их ориентацию на чел. и человечество.
Становление О.и. в России пока существенно отстает от передовых стран-лидеров информатизации, в к-рых уже сформирована первая стадия О.и. С российского рынка были фактически вытеснены отечественные производители, информатизация оказалась в числе периферийных тенденций реформирования российского об-ва.
Лит.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М., 1993; На пути к постиндустриальной цивилизации. М., 1996; Смолян Г.Л. и др. Путь России к информационному об-ву. М,, 1997; Белл Д. Грядущее постиндустриальное об-во. М.. 1999; Тапскот Д. Электрон но-цифровое об-во. М., 1999; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Кастельс М, Информационная эпоха. М., 2000; Колин К.К. Информационная цивилизация. М., 2002; Masuda Υ. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1981.
И.П. Ващекин, А.Д. Урсул
ОБЩЕСТВО МАССОВОЕ- термин, используемый для объяснения феномена возрастания в 20 в. роли нар. масс в обществ, жизни. О.м. обычно оценивается негативно, как патология обществ, развития, инверсия прогресса. Понятие «масса» взято из соц. психологии и возникло в ходе эмпирических наблюдений над непосредственно обозримыми множествами индивидов (напр., поведение толп на улице), "когда происходило возникновение опред. психол. связей, заставляющих индивидов вести себя иначе, чем если бы они действовали изо-
лированно, подчас порождающих психол. аномалии типа массовой истерии. В дальнейшем эта эмпирическая констатация стала основой для объяснения поведения «чел. множеств», уже не являющихся непосредственно обозримыми, прежде всего, полит, поведения. О.м. можно в известном смысле рассматривать как перенос понятия «масса» на об-во в целом, как описание функционирования об-ва по способу поведения «массы», отождествляемой с толпой. Нем. политолог Г. Шишков отмечает, что масса существовала всегда, но только теперь омассовлено об-во: если раньше масса выступала как фрагмент об-ва, то 20 в. об-во выступает как масса.
Истоки теорий О.м. — в консервативно-романтической критике капитализма идеологами кл., утративших свои сословные привилегии и ностальгирующих по патриархальному укладу жизни (Э. Берк, Ж. де Местр). Непосредственными предшественниками были Ф. Ницше, утверждавший, что отныне гл. роль играет масса, к-рая преклоняется перед всем заурядным, а также Г. Лебон и Г. Тард, разрабатывавшие концепцию психологии масс. Первым целостным вариантом теории О.м. был «аристократический», получивший наиб, законченное выражение в кн. X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».
Вместо того чтобы следовать за элитой (для Ортеги-и-Гассета это норматив об-ва), массы рвутся к полит, власти, хотя и не обладают способностью управлять об-вом. Они пытаются вытеснить элиту из ее традиционных областей: политики, культуры, что явл. причиной катаклизмов 20 в. В 40—60-х гг. 20 в. возникает либерально-критический (А. Манхейм, Э. Фромм, Д. Рисмен) и леворадикальный (Р. Миллс) варианты теории О.м., к-рые приобрели значительную популярность. Острие их критики направлено против бюрократизации, усиления контроля над личностью, свойственных гос.-монополист, орг-ции, характерных для этой структуры отчуждения, конформизации людей. В 60—80-х гг. 20 в. Д. Белл. Э. Шилз объявляют теории О.м. «неоп-
ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ»
равданно критическими», пытаются переконструировать их. Шилз делает акцент на интеграции масс в систему соц.-полит. ин-тов О.м.; посредством СМИ они усваивают нормы и ценности, создаваемые элитой, и об-во движется по пути преодоления соц. антагонизмов. Соц.-полит. структуру О.м. его теоретики, в части. У. Корнхаузер, рассматривают прежде всего с т.з. соотношения элит и масс. «Болезнь полит, системы*, выражающаяся в ее массовизации, оказывается следствием отсутствия у элит, равно как и у неэлит, изоляции и независимости. В О.м. элиты подвержены прямой интервенции со стороны масс, а массы подвержены мобилизации со стороны элит. Постоянная прямая конфронтация элит и масс делает политику в этом об-ве нестабильной, чреватой соц. катаклизмами. Позитивной альтернативой О.м. он называет плюралистическое об-во, где нас. интегрировано в многочисленные «промежуточные гр.», орг-ции, добровольные об-ва, к-рые образуют своеобразный буфер, снимающий постоянную конфронтацию элит и масс.
Лит.: Ортега-и-Гассет X. Избр. произв. М., 1996; Ашин Т.К. Доктрина «массового об-ва». М., 1971;Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
Г. К. Ашин
ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ»(the «open» society and the «closed» society) — понятия, впервые использованные А. Бергсоном в его кн. «Два источника мор. и религии» (1935) и разработанные К. Поппером в период между 1938 и 1943 гг. в кн. «Открытое об-во и его враги». В противопоставлении друг другу эти понятия используются для характеристики культ.-истор., соц. и полит, систем, построенных на противоположных основаниях и принципах, к-рые свойственны ранним и более зрелым этапам обществ, развития.
Об-во «закрытое» — об-во, едва вышедшее из лона природы. Оно представляет собой тип об-ва, характеризующийся ограниченной мобильностью, статичной соц. структурой, традиционализмом,
неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, нетранс η а рентными информационными отношениями и связями, тоталитарной полит, системой. Его отличает вера в магические табу, запреты, обычаи, законы, в неизбежность и предопределенность, власть страха перед внешними силами, действующими, как правило, неотвратимо, насильственно, фатально, роковым образом, неизменно, наподобие восхода' и захода солнца, смены дня и ночи, времен года и т.п. В Об-ве «закрытом» сознательное изменение, конструирование соц. реальности, проектирование соц. ин-тов явл. не правилом, а исключением и встречается чрезвычайно редко. В нем каждому индивиду отведены свои место и роль, чел. не стремится к их изменению. Согласно Попперу, признаками и характеристиками Об-ва «закрытого» обладают об-ва племенные, магические, коллективистские. Все они терпят крах, когда благоговение, с к-рым воспринимается существующий соц. порядок, сменяется активным вмешательством в него, критическим отношением и сознательным стремлением реализовать собственные или групповые интересы. Переход от Об-ва «закрытого» к «открытому» явл. одной из глубочайших революций, через к-рые проходит человечество. Такой переход, по Попперу, имеет место тогда, когда соц. ин-ты, структуры и процессы впервые признаются продуктами чел. творчества, и когда их сознательное изменение обсуждается в терминах их пригодности для достижения людских целей и намерений. Человечество и по сей день находится все еще в начальной стадии этого перехода, переживая его исключительно остро и трудно.
% Об-во «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип об-ва, к-рый характеризуется динамичной соц. структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.
ОБЩЕСТВОРИСКА
Концепция Об-ва «открытого» включает прежде всего идеи демократии, свободы и равенства. К последнему можно прийти только через институциональный контроль над властью. Поэтому одна из гл. идей Об-ва «открытого» — идея власти закона. Задача установления Об-ва «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.
Характеризуя осн. черты Об-ва «открытого», принято подчеркивать его рациональность, восприимчивость к новому, реформам, изменчивость, осн. на внутренней диалектике самореформирования и самосовершенствования. Оно стремительно движется вперед, подчиняясь логике ситуаций, повышая личную ответственность и значимость самостоятельных решений, осуществляя продуманный выбор и тщательную подготовку к соц. реформам, к обустройству жизни в условиях расширения степени свободы. В Об-ве «открытом» налицо конкуренция за статус среди его членов. Здесь возникает новый индивидуализм вследствие ослабления биол. или физических связей и повышения роли социокульт., духовных отношений. Это по особому нравственное и справедливое об-во. Его новой верой явл. гуманизм, т.е. вера в чел., его интеллект, обществ, атмосферу, где достоинство чел. жизни придают разум, любовь к истине, доброте, красоте и благу. Об-во «открытое» — «благое об-во» (У. Липпман), идеалом к-рого явл. неотчуждаемое право каждого индивида на жизнь с достоинством и в благополучии.
Сознательное строительство такого об-ва зависит от степени познания соц. процессов. Учитывая их существенную непредсказуемость, эта задача состоит в раскрытии и учете неочевидных зависимостей и сложности чел. деятельности, хрупкости соц. материала, его сопротивления давлению и манипулированию.
Об-во «открытое» становится в поиске и реализации наилучших вариантов жизни людей, стремясь обеспечивать оптимальное взаимодействие соц. принципов диалога, консенсуса, партнерства и солидарности, комплиментарности,
транспарентности и толерантности; стратегий развития (имитационной, эволюционной, радикальной и инновационной); демократических соц. технологий (переговоров, договоров, выборов, референдумов, связей с общественностью, изучения обществ, мнения и др.).
Иными словами, переход к Об-ву «открытому» не означает и не должен означать замены одной системы (формации) на др. Нет никакого смысла в переходе от социализма к капитализму или наоборот. Как отмечает Р. Дарендорф, дорога к свободе есть переход от «закрытого» об-ва к «открытому». А «открытое» об-во — не система, а только стратегия и способ для изучения и реализации альтернатив. Экон. структуры и политика в нем не предопределены. Оно зиждется на свободной ответственности свободного чел.
Лит.: Корнфорт М. Открытая философия и открытое об-во. М., 1972; Поппер К. Открытое об-во и его враги: В 2 т. М., 1992; Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности, М, 1995; Подой-ницына И.И. Об-во открытых кл.: очерки о моделях соц. структуры. Новосибирск, 1999; Баллерстайн И. Конец знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003; Социол. энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003; Осипов Г. В. Соц-я и об-во. М., 2006; Popper К. The Open Society and Its Enemies. L., 1942.
Э.М. Андреев
ОБЩЕСТВО РИСКА- понятие, используемое для описания совр. об-в, вошедших в стадию позднего или высокого модернизма (late/high modernity), когда процесс производства материальных и соц. благ сопровождается систематическим воспроизводством угроз, опасностей и риска. Введено нем. социологом У. Беком в рез-те переосмысления природы и сущности модернизма в целях разработки новых концептуальных подходов к его анализу. В наст, время О.р. объединяет совокупность концептуальных положений, отражающих качественные изменения обществ, бытия и сознания, вызванные процессом модерниза-
ОБЩЕСТВО РИСКА
ции (Э. Гидденс, С. Лаш, Б. Тернер и др.). Модернизация и современность рассматриваются не только как источник разл. благ (богатства, плюрализма, либерализма и др.), но и как источник опасностей (экол. проблем, безработицы, распада семейных структур и групповых отношений).
Согласно большинству концепций О.р. возникает на основе детрадициона-лизации, т.е. разрушения традиционных форм соц. порядка, трансформации соц. структуры, роли и значения соц. кл., ценностно-нормативной системы и системы соц. защиты, вследствие к-рых в жизни индивидов и гр. возникают неопределенность, непредсказуемость и незащищенность. Неопределенность выражается в невозможности исчерпывающего познания динамично меняющейся действительности, в снижении возможности прогнозирования отдаленного и даже ближайшего будущего. На индивидуально-личностном уровне возникает ощущение неуверенности и постоянной необходимости рисковать. При этом выживание в условиях риска и расплата за его последствия приобретают ярко выраженный индивидуально-личностный характер, способствуя процессу индивидуализации. На объективном уровне индивидуализация выражается в самостоятельном конструировании собственной жизни с индивидуально обусловленными траекториями в разл. сферах (труде, образовании, досуге, браке и т.д.).
Под влиянием либерализации жизненные стратегии становятся личным делом каждого, индивидуальным «продю-серским» проектом без реальной опоры на коллективные формы защиты. Хотя конструирование биографий в конечном счете опред. общими условиями (экон., полит., социокульт.), индивиды вынужденно несут бремя ответственности за преодоление риска. Подобная индивидуализация выдвигает новые требования к индивидам, формируя особый способ орг-циижи знедеятельности .называемый культурой риска. Она подразумевает открытость изменениям, постоянную готовность к активным действиям в ситуа-
ции выбора. Поскольку в условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто позиционирует себя в центре жизненного проекта, коллективные идентичности разрушаются, растет недоверие к об-ву и гос-ву, ввергнувшим людей в состояние риска, а также др. индивидам, являющимся помехой в борьбе за статусные позиции. Поэтому культура риска часто ассоциируется с крайними формами индивидуализма.
На субъективном уровне индивидуализация воплощается в разрушении соц.-кл. идентичности как следствия особого отношения к соц. неравенству. Под влиянием либерализации и плюрализации образцов жизненного самоопределения оно воспринимается не как последствие соц. политики, а как рез-т индивидуальных неудач. Поэтому соц. неравенство не отражается в сознании как кл. позиция и соц. обусловленное явление, следовательно, не распознается людьми как группообразующий фактор. Притом, что жизненные шансы индивидов остаются структурно детерминированными, сами индивиды безропотно принимают возлагаемые на них гос-вом обвинения за якобы «личные» неудачи (потерю работы, бедность и др.). Решение ими своих проблем осуществляется посредством индивидуальных, а не коллективных стратегий.
Подобные тенденции могут использоваться в полит, управлении в целях недопущения появления общности живущих в условиях повышенного риска и осознания ими единства собственной позиции и соц. интересов. Риск по-своему продуцируется осн. соц. ин-тами: экономикой, политикой, промышленностью, наукой и др. А ограниченные возможности эффективного управления риском на макроуровне превращают его в фатальную угрозу жизнедеятельности большинства категорий нас. Вследствие этого происходит не локализация риска в границах отд. соц. слоев или гр., а его эскалация (см. Риск). Это и приводит к формированию О.р. Согласно Беку, управление риском станет возможным при условии перехода об-в к высшей стадии развития —
ОБЩЕСТВО СЕТЕВОЕ
рефлексирующей современности (reflexive modernity). Она состоит в умении соц. субъектов осознавать и поддерживать постоянное теор. понимание оснований своей деятельности, определять меры безопасности и оценивать перспективы индивидуального и коллективного воздействия на риск. Источником структурной рефлексии выступает критицизм в отношении рез-тов предшествующей фазы совр. об-ва, а его основой — науч. и повседневное знание, а также осознанные факты незнания, недостатка правдивой информации о к.-л. явлении, стимулирующие дальнейшую экспертизу.
Ряд положений концепции О.р. вызвал критику сторонников социокульт. и соц.-кл. подходов в совр. соц-и, в части, тезис о разделении двух стадий об-ва на индустриальную и стадию риска, недооценка социально-статусных факторов распределения риска, идея самостоятельного конструирования биографий в стратифицированном об-ве, необоснованная фатальность и катастрофизм в отношении перспектив развития О.р. В последнее время осуществляется конкр. анализ специфики разных О.р. в зависимости от степени стабильности и устойчивости, изучаются особенности положения в них разл. соц. гр., в части, молодежи. В отечественной соц-и концепции О.р, разрабатываются в связи с иссл-ем его природы в кризисном об-ве (Ю.А. Зубок, А.В. Мозговая, Б.Н. Порфирьев, В.И. Чупров, О.Н. Яницкий).
Превращение российского об-ва в О.р. стало возможным на основе воспроизводства кризиса. Когда кризис утрачивает свою гл. отличительную черту — периодичность, углубляется и превращается в перманентный процесс и налицо невозможность или неспособность найти приемлемый выход из него, начинается эскалация неопределенности и постоянное расширенное воспроизводство риска. Воспроизводимый в таком об-ве риск становится тотальным и перманентным, приобретает системный характер. Он затрагивает фундаментальные механизмы обществ, воспроизводства и опред. специфические черты об-ва, называемого
О.р. В наиб, обобщенном виде они сводятся к соц.-экон. последствиям реформ, обусловившим продуцирование риска экон. и соц. деградации об-ва; последствиям игнорирования элементарных прав чел., отсутствию надежных механизмов соц. защиты граждан, усиливающим уровень соц. неопределенности и риска зависимости либо от случайных факторов, либо от произвола властей; последствиям полит, нестабильности, превратившим саму гос. власть в источник постоянных рисков для нас. Одной из попыток определения О.р. в российской соц-и явилась трактовка О.р. как специфического способа орг-ции соц. связей, взаимодействия и взаимоотношений людей в условиях неопределенности, когда воспроизводство жизненных средств (условий жизни), физических и духовных сил чел. приобретает не соц. направленный, а преимущественно случайный, вероятностный характер, вытесняясь производством самого риска (Зубок).
Лит.: Россия: риски и опасности «переходного» об-ва. М., 1998; Новая парадигма развития России в 21 в.: Комплексное иссл-е проблем устойчивого развития: идеи и рез-ты. 2-е изд. М., 2000; Бек У. Об-во риска. На пути к др. модерну. М., 2000; Риск в соц. пространстве. М., 2001; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в об-ве риска. М.. 2001; Покосов В.В. Трансформация российского об-ва (социол. аспекты). М.. 2002; Зубок Ю.А. Проблема риска в соц-и молодежи. М., 2003; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1991; Beck U., Giddens Α., Lash S. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aestetics in the Modern Social Order. Polity Press, 1994;Turner B.S. Orientalism. Postmodernism and Globalism. L.; N.Y.: Routledge, 1994; Furlong Α., Cartmel F. Young People and Social Change. Individualization and Risk in Late Modernity. Buckingham, 1997. См. Раек.
Ю.А. Зубок
ОБЩЕСТВО СЕТЕВОЕ- термин, предложенный М. Кастельсом в рамка\ его более общей теории информатиза-
ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
ции совр. об-ва. Согласно концепции Кастельса, широкое распространение информационных процессов в совр. мире приводит к радикальным сдвигам в соц. жизни об-ва. Создание многочисленных информационных сетей приводит к тому, что утрачивают свое былое значение вертикальные связи управления, зато необычайно интенсивно развиваются горизонтальные соц. связи. Следствием этого явл., в части., интер-нализация соц. жизни и ослабление гос. суверенитета, к-рый еще в 20 в. был одной из наиб, значимых черт соц. жизни об-ва. Возникновение интенсивных коммуникационных сетей привело также и к коренным сдвигам в экон. жизни. Более гибким становится производство, к-рое благодаря информационным сетям стало не только гораздо более оперативно реагировать на спрос и предложение, но и сам спрос во все большей степени стал управляться информационными сетями. Наконец, серьезные сдвиги происходят и в укладе жизни отд. людей. Это касается и форм занятости, и обыденной жизни, и даже самых интимных отношений между людьми. Совр. информационные сети сделали место проживания рабочим местом для мн. людей, их трудовой график стал гораздо гибче и разнообразнее, их досуговые возможности увеличились многократно, а Интернет активно проник даже в сферу их интимной жизни.
Становление О.с. создает и немало серьезных проблем. Становясь анонимными, властные отношения все более бесконтрольно вторгаются в жизнь не только отд, людей, но и целых наций, размывая и подрывая механизмы, гарантирующие законные права граждан и соц. общностей. Одним из путей разрешения такой ситуации мн. теоретики зндят в возникновении соц. движений нового типа, также осн. на широком использовании глобальных информационных сетей. Примером таких движений явл. нек-рые формы междунар. антиглобалистских обществ, орг-ций, самыми разл. способами собирающих информацию об асоциальной и антисоциальной
деятельности транснац. корпораций, делая эту информацию широко доступной и проводящие эффективные пиаровские акции, направленные на срыв манипу-лятивных действий этих корпораций.
Лит,: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, об-во и культура. М., 2000; Култыгии В.П. Совр. зарубежные социол. концепции. М., 2000; Нетокра-тия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004.
В.П. Култыгин
ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ- докапиталистические (доиндустриальные) обществ, уклады аграрного типа, для к-рых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокульт. регуляции, осн. на традиции. В зап. ис-тор. соц-и, соц-и развития и модернизации в кач-ве О.т. рассматриваются и малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках * азиате ко го способа производства») и дифференцирован но - гетерогенная, м но -гоструктурная и кл. (типа европ. феодализма) стадии доиндустриального об-ва, в осн. по след. соображениям: 1) по сходству отношений собственности: в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором — через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит кап. принципу неделимой частной собственности и делает немыслимой «свободную личность», не имеющую к-то опред. отношения к земле и свободно распоряжающуюся своим трудом по законам рынка; 2) по не к-рым общим особенностям функционирования культуры: громадная инерционность однажды принятых культ, образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т.п.; 3) по наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже кастовому закреплению. Всем этим смазываются границы между указанными стадиями, но зато достигается
ОБЩИНА
теор. цель категории О.т.: подчеркнуть отличие всех прочих типов обществ, орг-ции от индустриально-рыночных, кап. об-в.
Лит.: Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Парсонс Т. Система совр. об-в. М, 1997.
А.Д. Ковалев
ОБЩИНА — термин, обозначающий и собственно О., и разл. виды сооб-в. Эта неоднозначность связана с неточным переводом термина с иностр. яз., напр., англ. community и франц. communaute (происходящего от лат. communio, обозначающего как О., так и сооб-во), а также нем. Gemeinschaft — «сооб-во» рус. словом «О.», иногда еще использующимся в нек-рых работах отечественных социологов.
Собственно О. — осн. соц. ячейка первобытного об-ва. Первоначально она объединяла ч. фратрии, достаточную для самообеспечения продуктами охоты и собирательства. С нач. неолита О. превращается в земледельческую терр. сельскую О., ведущую натуральное хоз-во при обществ, собственности на гл. средства производства — возделываемую землю и общинные угодья. Кочевая скотоводческая О. как ее специфический вид сочетает черты охотничьих и аграрных О.: отлов животных, общее пастбище и т.п. Почти не изменяясь, сельская О. приспосабливается к обществ, отношениям и политико-правовой системе аграрного (рабовладельческо-феодально-го) об-ва, сохраняя автономию и значительные элементы самоуправления, опирающиеся на традиционное право (включая внутриобщинный «мирской» суд) и взаимопомощь (физическую и материальную, включая круговую поруку). В этот период обрабатываемая земля сохраняется в собственности или владении общины, и хотя отд. участки передаются во временное пользование (реже в собственность) отд. семьям, как правило, они подлежат перманентному подушному переделу. Угодья остаются в коллективной собственности О. Товарно-денежные отношения, особенно в индуст-
риальном (кап.) об-ве, действуют на О. разлагающе.
Конфессиональная О. (термин «христианская община» — «christliche Gemein-de» впервые ввел Μ. Лютер) обозначает сооб-во верующих одного религ. исповедания. При этом элементы общинной жизни сохраняют фактически только единоверцы, объединенные вокруг к.-л. религ. центра. Солидарность внутри конфессиональной О. поддерживается опред. взаимопомощью и нередко опирается на нац. или иную соц. однородность.
Термином «О.* в отечественной науке иногда обозначаются и др. рода сооб-ва:
• национальная О. — сооб-во терр. гр. нац. меньшинств (часто эмигрантов), помогающее им социализироваться в месте проживания;
»городская (коммунальная) О. — терр. сооб-во, способствующее осуществлению ряда интересов нас, до не к-рой степени обеспечивающее иллюзию автономности при сохранении соц. структур и соц. отношений, господствующих во всем об-ве. То же можно сказать и об О. как адм. единице нек-рых стран.
Лит.: Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. Ч. 1. М., 1879: Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до 18 в. Кн. 1, 2. М,. 1952, 1954; Община и соц. орг-ция у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. Л., 1967; Проблемы истории докапиталистических об-в. Кн. 1. М., 1968: Община в Африке: проблемы типологии. М., 1978; Свод этнографических понятий и терминов в рамках соц.-экон. отношений и соционормативной культуры. М., 1986; Кучумова Л.И. Сельская община в России (2-я пол. 19 в.). ΜΙ 992; Голубцова Е.С. Обшина, племя, народность в античную эпоху. М., 1998.
Н.Т. Кремлёв
ОБЩНОСТЬ (ОБЩИНА, СООБЩЕСТВО) И ОБЩЕСТВО (Gemeinschaft una Gesellschaft) — центральные категории теор. («чистой») соц-и Ф. Тенниса, идеально-типически характеризующие про-