Объективные и субъективные методы формирования группы экспертов
Объективный подход | Субъективный подход |
1. Документальный метод | 1. Метод снежного кома |
- подбор экспертов на основе социально-демографических данных (уровень и профиль образования, должность, стаж работы по специальности и в области, связанной с предметом исследования, ученая степень, звание, число опубликованных работ и число ссылок на них в научной литературе, участие в специализированных советах, комиссиях, симпозиумах и т.п.) Недостаток: формальные показатели экспертов (должность, ученые степень и звание, стаж, число публикаций, награды) не всегда отражают реальный уровень компетентности | - от каждого специалиста, привлекаемого в качестве эксперта, получают несколько (например, пять) фамилий тех, кто может быть экспертом по рассматриваемой тематике. Каждого вновь появившегося опрашивают по той же схеме. Процесс расширения списка останавливается, когда список экспертов расширяется до нужных размеров или когда новые фамилии практически перестают встречаться. Недостаток: Число туров до остановки процесса наращивания «снежного кома» нельзя заранее предсказать, а потому нельзя предварительно установить продолжительность и стоимость этой работы. Кроме того, если на первом этапе все эксперты были из одного «клана» (придерживались в чем-то близких взглядов или занимались сходной деятельностью) то и метод «снежного кома» даст, скорее всего, прежде всего лиц из этого «клана». |
2. Экспериментальный метод | 2. Метод голосования (аттестации) |
- испытания, тестирование кандидата в эксперты Недостаток: метод не всегда приемлем с этической точки зрения | - подбор экспертов осуществляется с помощью открытого или тайного голосования потенциальных членов будущей экспертной группы, с отводом тех из них, кто не набрал определенного минимума голосов. Недостаток: прием эффективен при условии, что члены будущей группы хорошо знают друг друга и обладают высокой научной добросовестностью |
3. Оценка эффективности прежней экспертной деятельности | 3. Метод самооценки |
Недостаток: подобная «неформальная аттестация» специалиста не всегда возможна и не всегда этична | - кандидаты оценивают свою осведомленность, эрудицию, компетенцию в области предмета исследования Недостаток: возможна неадекватность данных в виде завышенных самооценок (но практика показывает, что серьезные эксперты, напротив, склонны занижать самооценки и стремятся не принимать участие в экспертизах, выходящих за рамки их научных интересов) |
Второй вопрос, с которым сталкивается исследователь при формировании экспертной группы, – это ее численность, т.е. размер выборки экспертов.
С одной стороны, экспертная группа не может быть слишком многочисленной, т.к.
1) опыт показал, что за известными пределами увеличение числа экспертов не дает существенного прироста новой информации ни в деталях, ни, главное, по качеству,
2) зачастую количество экспертов в определенных сферах изначально очень невелико
С другой стороны, при малой численности экспертной группы возрастает удельный вес единичных мнений.
На практике численность экспертной группы большей частью составляет примерно 10-15 человек при очных опросах, и 20-30 (максимально 60-80 человек) при заочных опросах.
- Метод наблюдения в социологическом исследовании. Виды наблюдения. Опыт использования в социологии.
Метод наблюденияв соц-ом исследовании используется в 2-х смыслах широком и узком . В широком- равнозначное эмпирическое изучение соц. яв вообще и в этом смысле есть теоретическое изуч, а есть наблюдение как синоним эмпирического изучения. В узком смысле – наблюдения – конкретезированный метод соц. Исследования.
Метод наблюдения – ( в узком смысле)означает целенаправленное , визуальное восприятие какой-то соц-й ситуации , предполагает фиксацию результатов восприятия этого восприятия в соответствующих документах.
Характеристики наблюдения:
1) Целенаправленность восприятия отличающие научные наблюдения от обыденного.
2) Непосредственного восприятия (наблюдатель) воспринимает яв-е так, как оно здесь и сейчас происходит это прямое наблюдения. С точки зрения количественного подхода в этой непосредственной процедуре есть минус яв-е невозможно повторять во всех его ньюансах и оттенках.
Целенаправленное наблюдение выражается в разработке программы наблюдения в разработке программы наблюдения, включяющие в себя постановку задач, выдвижения гипотез ,определение объекта наблюдения и сколько раз наблюдать,твид использования наблюдения, разработка документа наблюдения.
Существуют несколько классификаций видов наблюдения:
в зависимости от элементов контроля при проведении наблюдения (контролируемое и неконтролируемое),
в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное),
по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное),
по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное)
Опыт использования в социологии. Специфичность полученной информации, обусловленная методом наблюдения, может быть охарактеризована следующим образом:
мы имели дело не с фактами сознания (они недоступны прямому наблюдению), а с актами реального поведения людей в процессе собрания;
наблюдение фиксирует поведение людей в процессе собрания не только как индивидуальное, но и как групповое (интегральное);
информация, полученная методом наблюдения, с одной стороны, дополняла результаты, полученные в данном исследовании другими методами, а с другой — позволяла в известной мере контролировать эти результаты.
Внимание наблюдателя было сосредоточено на отдельных элементах поведения участников собрания, заранее выделенных программой исследования.
Следует оговориться, что при анализе полученных данных мы рассматривали наше исследование как самостоятельное, имеющее собственные конкретные задачи, которые хотя и работают на решение задач более широкой темы, но не всегда и полностью с ними совпадают.
Программа настоящего исследования предусматривала решение следующих задач:
1) определение характеристик функционирования собрания как каналавыражения общественного мнения;
2) фиксирование характеристик информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
3) фиксирование элементов поведения аудитории на собрании;
4) фиксирование характеристик лиц, выступающих на собрании, и отношения аудитории к выступлениям;
5) определение возможности применения метода наблюдения в исследованиях общественного мнения.
Из лекций
Наблюдение в литературе представлено в двух смыслах: в широком и узком. В широком смысле наблюдение рассматривается как синоним эмпирического изучения какого-то объекта вообще. В этом значении термин используется в философии, медицине и в других областях знаний. В этом значении наблюдение противопоставляется теоритическому изучению. В узком смысле наблюдение это метод исследования.