Вопрос. Объективные и субъективные методы исследования слуха.

С целью выявления коррекционно-образовательнойтраектории ребенка с нарушением слуха осуществляется диагностика степени нарушения слуха. Чем раньше будет определено нарушение слуха, тем эффективнее окажутся коррекционно-педагогические воздействия на развитие ребенка, прежде всего на его речевое развитие. В связис этим был издан Приказ Минздравмедпрома России № 198 от 29.03.1996 г. «О введении аудиологического скрининга

новорожденных детей первого года жизни». Согласно данному приказу врач-неонатолог родильного дома при выписке ребенка указывает на риск нарушения слуха на основании наличия хотя бы одного из факторов риска и ориентирует родителей на обследование ребенка в течение первогоже года жизни. По данным Г.А. Таварткиладзе, в 1999 г. Привыписке детей из родильного дома число таких детей с фактором риска по слуху составил 25 % [100]. К основным факторам риска возникновения дефекта слуха относятся: инфекционные заболевания матери вовремя беременности и применение ею ототоксичных лекарств, асфиксия плода, внутричерепная родовая травма,

недоношенность. К детям, также имеющим факторы риска по тугоухости, относятся дети раннего возраста, перенесшие инфекционные заболевания (паротит, скарлатину, корь, краснуху и т. д.), менингит, энцефалит, острый

и хронический отит, получившие черепно-мозговую травму. Обе категории детей ставятся на учет в районной поликлинике и подлежат аудиологическому обследованию. Однако скрининг только детей с факторами риска позволяет обнаружить не более 50 % детей с нарушениями слуха. Поэтому желательно провести так называемый поведенческий скрининг по отношению к каждому ребенку первогогода жизни. Этот скрининг могут провести родители или

районный педиатр. Поведенческий скрининг проводится с рождения до 1,5–

2 лет. Он основан на вызывании безусловно-рефлекторныхреакций. Он прост, не требует никаких технических приспособлений, занимает по времени 5 минут. Чаще всего применяется «гороховая проба»: баночкой, заполненной горохом, вызывается звук (70–80 дБ); источник звука должен располагаться вне поля видимости ребенка.Реакцию младенца можно наблюдать со второй-третьейнедели жизни, когда появляется слуховое сосредоточение.

Слышащий ребенок реагирует следующим образом: миганием век, вздрагиванием, замиранием – застыванием, поворотом головы к источнику звука, широким открываниемглаз и т. д. Если реакция отсутствует, ребенок направляется в сурдологический кабинет на профессиональное аудиологиче-

ское обследование. В Российской Федерации на сегоднядействуют 147 сурдологопедических кабинетов. Аудилогическое обследование осуществляется двумягруппами методов: субъективными и объективными.Субъективные методы исследования слуха

Субъективные методы основаны на регистрации вызванных определенными приемами условно-рефлекторныхреакций ребенка, иными словами, осознанных реакций ребенка на звуки, неречевые и речевые.

Исследование слуха шепотной речью. Применяется начиная с 2–3-летнего возраста. Слух считается нормальнымпри восприятии шепотной речи на расстоянии с 5–10 метров для низкочастотных звуков и с 15–20 метров для высокочастотных. Если помещение маленькое, становятся спиной к ребенку, что увеличивает дистанцию вдвое. Дают двегруппы слов (табл. 4).

Слова с низкой частотой:

Вова, дом, окно, ухо, море, рыба,

волк, дым, город, ум, ворон, урок

Слова с высокой частотой:

Саша, часы, шишка, чай, спичка,

час, чижик, зайчик, сеть, птичка,

кисть

Затем переходят к речи разговорной громкости. Произносят те же слова, поочередно затыкая одно ухо. Начинают с близкого расстояния. Применяются такие дистанции: у самой ушной раковины, 0,5 м, 1 м, 2 м и более. Порогом

восприятия считается наибольшее расстояние, на которомразличается 50 % слов. После фиксации порога восприятия(табл. 1) определяется степень нарушения слуха. Более точный метод – исследование аудиометром.

Тональная аудиометрия. Изменяя частоту (высоту) звука, устанавливают минимальную интенсивность (силу) звука, потом ее увеличивают. О наличии слышимости ребенок сигнализирует поднятием руки. Или: есть кнопка, кото-

рую ребенок держит нажатой все время, пока слышит звук. При этом горит лампочка. Когда ребенок перестает слышатьзвук, он отпускает кнопку, лампочка гаснет.

Речевая аудиометрия. Вместо звука подается речь либочерез микрофон, либо записанная на пленку.

Игровая тональная аудиометрия. Проводится у детейв возрасте от 3 до 7 лет. Большинство детей старше полутора лет не дают видимых реакций на слышимые звуки. Достоверные данные можно получить лишь в ходе выра-

ботки условной двигательной реакции на звук. Дают на аудиометре очень сильный краткий звук в сочетании с показом картинки на экране. Мама с ручкой ребенка нажимает кнопку. Картинка меняется. После нескольких упражнений ребенок понимает, что если слышится звук, надо нажать кнопку и картинка поменяется. Силу звука постепенно снижают.

Наши рекомендации