Логико-философский трактат

1. Мир есть все, что происходит.

1.1.Мир — целокупность фактов, а не предметов.

1.11.Мир определен фактами и тем, что это все факты.

1.12.Ибо целокупность фактов определяет все, что проис­ходит, а также все, что не происходит.

1.13.Мир — это факты в логическом пространстве.

1.2.Мир подразделяется на факты.

1.21.Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым.

2. Происходящее, факт,— существование со-бытий.
2.01. Со-бытие — связь объектов (предметов, вещей).



2/011/ Для предмета существенно, что он должен быть возмож­ным компонентом какого-то со-бытия.

2.0123. Если объект известен, то известны и все возможности его появления в со-бытиях.

2.0124. Если даны все объекты, то тем самым даны и все воз­можные со-бытия.

2.013. Каждый предмет существует как бы в пространстве воз­можных со-бытий. Представить себе это пространство пустым можно, вообразить же предмет вне этого прост­ранства нельзя.

2.014. Объекты заключают в себе возможность всех ситуаций.

2.0141. Возможность вхождения объекта в со-бытие — его фор­ма.

2.02. Объект прост.

2.0201. Каждое высказывание о комплексах разложимо на выс­казывание об их элементах и на предложения, описы­вающие комплексы целиком.

2.021. Объекты образуют субстанцию мира. Потому они не могут быть составными.

2.022. Очевидно, что нечто общее с действительным миром — форму — должен иметь и воображаемый мир, еще весьма отличающийся от действительного.

2.023. Эта устойчивая форма как раз и состоит из объектов.

2.0231. Субстанция мира может определять только форму, а не какие-нибудь материальные свойства. Ибо таковые образуются лишь конфигурациями объектов — изо­бражаются только предложениями.

2.024. Субстанция — то, что сохраняет свое существование независимо от того, что происходит.

2.025. Она — форма и содержание.

2.026. Лишь наличие объектов способно придать миру устой­чивую форму.

2.0271. Объект — устойчивое, сохраняющееся; конфигура­ция — меняющееся, нестабильное.

2.0272. Конфигурация объектов образует со-бытие. 2.03. В со-бытии объекты сцеплены друг с другом, как звенья цепи.

2.031. В со-бытии объекты определенным образом соотносятся друг с другом.

2.032. Способ взаимосвязи объектов в со-бытия суть структура со-бытия.

2.033. Форма — возможность структуры.

2.034. Из структур событий складывается структура факта.

2.04. Мир — целокупность существующих со-бытий.

2.05. Целокупность существующих со-бытий определяет и то, какие события не существуют.

2.06. Действительность — существование и не-существо-вание со-бытий.

(Существование со-бытий мы также называем положи­тельным фактом, не-существование — отрицательным.)

2.063. Мир — действительность во всем ее охвате.

2.1. Мы создаем для себя картины фактов.

2.11. Картина представляет определенную ситуацию в ло­гическом пространстве, представляет существование и не-существование со-бытий.

2.12. Картина — модель действительности.

2.13. Объектам в картине соответствуют элементы картины.

2.131. Объекты представлены в картине элементами картины.

2.14. Скрепляет картину то, что ее элементы соотносятся друг с другом определенным образом.

2.141. Картина — факт.

2.15. Определенное соотношение элементов в картине —

представление о том, что так соотносятся друг с другом вещи. Назовем эту связь элементов картины ее

структурой, а возможность такой структуры — формой изображения, присущей данной картине.

2.151. Форма изображения — возможность того, что вещи соотносятся между собой так же, как элементы карти­ны.

2.1511. Так картина связывается с действительностью; она со­прикасается с ней.

2.1512. Она подобна мерилу, налагаемому на действительность. 2.16. Чтобы быть картиной, факт должен иметь нечто общее

с изображаемым. 2.161. Изображение, дабы оно вообще могло быть картиной

изображаемого, должно быть в чем-то тождественно

ему. 2.174. Но вне своей формы изображения картина находиться

не может. 2.181. Если формой изображения служит логическая форма,

картина называется логической картиной. 2.19. Логическая картина способна изображать мир.

2.221. То, что картина изображает,— ее смысл.

2.222. Ее истинность или ложность состоит в соответствии или несоответствии ее смысла действительности.

2.224. Из картины самой по себе нельзя узнать, истинна она или ложна.

2.225. Не существует какой-то априори истинной картины.

3. Мысль — логическая картина факта.

3.01. Целокупность истинных мыслей — картина мира.

3.02. Мысль содержит возможность той ситуации, которая мыслится ею. Что мыслимо, то и возможно.

3.1. В предложении мысль выражается чувственно воспри­нимаемым способом.

3.12. Знак, с помощью которого выражается мысль, я на­зываю знаком-предложением. Знак-предложение — предложение в его проективном отношении к миру.

3.13. Стало быть, в предложении содержится еще не его смысл, а возможность его выразить.

3.14. Знак-предложение составляется так, что его элементы, слова, соотносятся друг с другом определенным обра­зом . Знак-предложение — факт.

3.141. Предложение внутренне организовано.

3.142. Выражать смысл способны лишь факты, класс имен этого не может.

3.2. Мысль можно выразить в предложении таким образом, чтобы элементы знака-предложения соответствовали объектам мысли.

3.202. Простые знаки, употребленные в предложении, называ­ются именами.

3.203. Имя обозначает объект. Объект — его значение («А» есть тот же знак, что и «А»).

3.22. Имя в предложении представляет объект.

3.221. Объекты можно только именовать. Знаки их представ­ляют. Говорить можно лишь о них, высказывать же их нельзя. Предложение способно говорить не о том, что есть предмет, а лишь о том, как он есть.

3.251. То, что предложение выражает, оно выражает опреде­ленным, четко упорядоченным способом: предложение внутренне организовано.

3.263. Значения элементарных знаков могут растолковываться путем пояснений. Пояснения — предложения, содержа­щие такие знаки. Стало быть, их можно понять лишь при условии, что значения этих знаков уже известны.




3.3, Только предложение имеет смысл; имя обретает значе­ние лишь в контексте предложения.

3.31. Любую часть предложения, которая характеризует его смысл, я называю выражением (символом).

3.314. Выражение имеет значение только в предложении. Каж­дую переменную можно истолковать как переменную предложения.

3.32. Знак. — чувственно воспринимаемое в символе.

3.321, Следовательно, у двух различных символов может быть общий знак (письменный или звуковой и т.д.) — в таком случае они обозначают различным образом.

3.323. В повседневном языке нередко бывает, что одно и то

слово осуществляет обозначение по-разному — следова­тельно, принадлежит к разным символам — либо же что два слова, обозначающих по-разному, внешне употреб­ляются в предложении одинаково.

3.324. Отсюда с легкостью возникают фундаментальнейшие подмены одного другим (которыми полна вся филосо­фия).

3.325. Во избежание таких ошибок следует употреблять знако­вый язык, который бы исключал их, поскольку в нем бы не применялись одинаковые знаки для разных символов и не использовались внешне одинаковым образом знаки с разными способами обозначения. То есть знаковый язык, подчиняющийся логической грамматике — логи­ческому синтаксису.

3.328. Если знак не используют, он не имеет значения. В этом смысл принципа Оккама.

3.332. Ни одно предложение не может высказывать нечто о себе самом, ибо знак-предложение не может содер­жаться в себе самом (это вся «теория типов»).

3.4. Предложение определяет место в логическом прост-

ранстве. Существование этого логического места обес-печивавается только существованием его составных час­тей, существованием осмысленного предложения. 3.5. Примененный, обдуманный, знак-предложение есть мысль.

4. Мысль — осмысленное предложение.

4.001. Целокупность предложений — язык.

4.002. Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том, что внешняя фор­ма одежды создавалась с совершенно иными целями, отнюдь не для того, чтобы судить по ней о форме тела.

4.003. Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коре­нится в нашем непонимании логики языка. И неудивительно, что самые глубокие проблемы — это, по сути, не проблемы.

4.01. Предложение — картина действительности.

Предложение — модель действительности, какой мы ее себе представляем.

4.014. Граммофонная пластинка, музыкальная тема, нотная за­пись, звуковые волны — все они находятся между собой в таком же внутреннем отношении отображения, какое существует между языком и миром. Все они имеют общий логический строй.

4.016. Чтобы понять сущность предложения, вспомним об иероглифическом письме, повествующем о фактах путем изображения.

4.021. Предложение — картина действительности: ибо,

понимая предложение, я знаю изображаемую им воз­можную ситуацию. И я понимаю предложение без того, чтобы мне объяснили его смысл.

4.022. Предложение показывает свой смысл.

4.023. Предложение — описание какого-то со-бытия.

Предложение конструирует мир с помощью логического каркаса, и поэтому в предложении, если оно истинно, действительно можно усмотреть все логические черты реальности.

4.024. Понимать преложение означает знать, что происходит, если оно истинно.

4.031. В предложении некая ситуация составляется как бы пробным образом.

Вместо утверждения: «Это предложение имеет такой-то смысл» — можно прямо сказать: «Это предло­жение изображает вот такую ситуацию».

4.0312. Возможность предложения основывается на принципе замещения объектов знаками.

4.11. Целокупность истинных предложений — наука в ее полноте (или целокупность наук).

4.111. Философия не является одной из наук.

(Слово «философия» должно обозначать нечто, стоя­щее под или над, но не рядом с науками.)

4.112. Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяс­нений.

Результат философии не «философские предложе­ния», а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми.

4.113. Философия ограничивает спорную территорию науки.

4.114. Она призвана определить границы мыслимого и тел* самым немыслимого.

Немыслимое она должна ограничить изнутри через мыслимое.

4.115. Она дает понять, что не может быть сказано, ясно пред­ставляя то, что может быть сказано.

4.116. Все, что вообще мыслимо, можно мыслить ясно. Все, что поддается высказыванию, может быть высказано ясно.

4.121. Предложение не способно изображать логическую форму, она отражается в нем.

То, что отражается в языке, эта форма не может изо­бразить.

То, что выражает себя в языке, мы не можем выразить с помощью языка.

Предложение показывает логическую форму действи­тельности. Оно предъявляет ее.

4.1212. То, что может быть показано, не может быть сказано.

4.1213. Отсюда понятно и владеющее нами чувство: при нали­чии хорошего знакового языка мы уже обладаем пра­вильным логическим пониманием.

4.127. Переменная предложения обозначает формальное поня­тие, а ее значения — объекты, подпадающие под это понятие.

4.1271. Каждая переменная есть знак формального понятия.

Ибо каждая переменная изображает постоянную форму, которой обладают все ее значения и которую можно рассматривать как формальное свойство этих значений.

4.21. Простейшее, элементарное, предложение, утверждает существование некоего со-бытия.

4.22. Элементарное предложение состоит из имен. Оно — взаимосвязь, сцепление имен.

Наши рекомендации