Глава 2. Характеристика методов социального маркетинга.
Методы социального маркетинга – это способы и приёмы организации маркетинговой деятельности, использование которых позволяет в полной мере удовлетворить ожидания потребителя, и содействуют оптимальной реализации целей компании.
Все методы маркетинга применяются при соблюдении его основных принципов, а именно:
· производство товаров и услуг, организованное после процесса изучения спроса и потребностей;
· производство только тех товаров и услуг, которые нужны потребителю;
· концентрация усилий на конечном результате;
· использование комплексного подхода для достижения целей;
· возможность выхода на рынок только с решением проблем потребителей;
· ориентирование деятельности предприятия на долгосрочную перспективу, применение стратегических планов и прогнозирования;
· использование стратегии и тактики приспособления товаров и услуг к рыночным требованиям.
Функции и методы социального маркетинга напрямую связаны с процессом изучения рынка, а также с развитием его ассортимента и формированием необходимых каналов товародвижения. Большое значение имеет реклама и стимулирование продаж, контроль и управление.
Среди базовых функций маркетинга можно выделить:
· аналитическую (изучение рынка – главная задача маркетолога);
· продуктово-производственную (организация материального снабжения, управление качеством, оценка конкурентоспособности);
· распределительно-сбытовую (охватывает все процессы после производства продукта);
· управления и контроля (уменьшение степени риска неудачи, максимальная планомерность всех действий).
Каждая из перечисленных функций является очень важной, но помочь реализовать основные принципы маркетинга правильными методами они могут только в совокупности друг с другом.
Методы содержат следующие обязательные элементы современного промышленного маркетинга:
– определение потребностей клиентов;
– выбор приоритетных групп потребителей;
– проектирование товаров или пакета услуг;
– повышение рентабельности производства.
С помощью указанных методов решаются следующие задачи маркетинга:
– определение наиболее подходящего для предприятия рынка, соответствующего его ресурсам;
– обеспечение разумного использования этих ресурсов для разработки, производства и продажи товаров и услуг по экономически обоснованным ценам с целью привлечения максимально возможного числа потенциальных покупателей.
В современной науке используют следующую классификацию:
· Общенаучные методы. Сведения, полученные компанией в ходе использования данных методов, используются для моделирования текущей рыночной ситуации и прогнозирования перспективы её развития посредством внедрения разнообразных маркетинговых решений.
· Метод системного анализа и комплексного подхода;
· Методы планирования программы и целей;
· Аналитико-прогностические методы (сетевое планирование, методы деловых игр, линейное программирование, методы функционально-стоимостного анализа, методы экспертных оценок).
Методы отдельных областей знаний.
• Психологические методики (наблюдение, тест, структурированное интервью, мотивационный анализ, экспертный анализ, метод фокус – группы, метод экспериментальной аудитории, метод контент – анализа). Данные методики изучают особенности мотивации потребителей на рынке и факторы, влияющие на их восприятие товаров и услуг.
• Социологические методы (анкетирование, массовые количественные и качественные опросы, «панельные обследования» и др.) исследуют особенности поведения клиентов на рынке, их отношение к нововведениям, изучают ценностные ориентации общества.
• Методы антропологии основываются на знании национальных особенностей и уровня жизни народа, их использование в маркетинге позволяет смоделировать необходимые качества потребительских товаров.
• Экономико – математические методы (статистические, корреляционные, имитационные и статистические)
• На методы маркетинга непосредственное влияние также оказывают история, культурология, физиология, экология, эстетика, искусство, дизайн и ряд других наук.
Специфические методы используются в отношении выбора маркетинговых объектов, ценообразования, ассортимента товара или услуги и продвижения их на рынок.
В зависимости от направлений работы маркетологов можно выделить следующие методы.
• Методы маркетинговых исследований (включают в себя количественные, качественные и mix - методы сбора информации);
• Методы управления продуктом
• Методы ценообразования
• Методы маркетинговой логистики
• Методы маркетинговой коммуникации
• Методы оценки и управления поведением потребителей
• Методы отраслевого маркетинга
В зависимости от способа продвижения товаров и услуг выделяют следующие методы маркетинга:
• прямой маркетинг (direct marketing);
• позиционирование;
• скрытый маркетинг;
• маркетинг отношений (relationship marketing);
• контент - маркетинг;
• реклама, связи с общественностью (public relations);
• мобильный маркетинг;
• вирусный маркетинг.