Спорт, отдых
Приобщение широких масс к спорту рассматривалось как одна из важнейших задач культурно-оздоровительных мероприятий уже в первые годы советской власти.
В годы гражданской войны работа по внедрению спорта в повседневную жизнь трудящихся оказалась сосредоточенной прежде всего в созданном в апреле 1918 года по декрету ВЦИКа Всевобуче (всеобщее военное обучение граждан Советской России). Задачей Всевобуча было объединение физической и допризывной военной подготовки с коммунистическим воспитанием.
На Всероссийском съезде Всевобуча в 1918 году было рекомендовано создать Высший совет физической культуры, который был образован лишь в августе 1920 года как совещательный орган Всевобуча. В задачи
Совета входила (кроме прочего) разработка типовых планов образцовых гимнастических залов, спортивных площадок и городков, домов физической культуры и других сооружений.
В систему Всевобуча входили военно-спортивные клубы, которые и начали строительство новых спортивных площадок, спортивных сооружений, летних бассейнов, лыжных станций. По инициативе Всевобуча было решено построить в Москве Международный Красный стадион (МКС). Проектирование комплекса под руководством Н. Ладовского велось в середине 1920-х годов. Были начаты работы по строительству отдельных объектов комплекса, но из-за неблагополучных грунтовых условий строительство было прекращено.
Тема МКС и отдельных входящих в него сооружений ряд лет разрабатывалась студентами ВХУТЕМАСа в мастерской Ладовского и на Основном отделении – дипломные проекты всего комплекса МКС, общежития для спортсменов, вход на стадион, спортивные горки для катания и др.
Во второй половине 1920-х годов в стране развернулось строительство стадионов, которые, как правило, включали в себя открытый стадион с трибунами и здание спортклуба. Характерны стадионы, построенные в Ленинграде по проектам, разработанным в мастерской А. Никольского – стадион имени Красного спортивного Интернационала (1927–1929) и стадион «Красный путиловец» (1929). Наибольший интерес в работах мастерской Никольского представляют поиски различных форм и конструкций трибун: были разработаны оригинальные типы железобетонных и деревянных трибун, а также трибун на намывном песке (проект стадионачаши на Крестовском острове в Ленинграде, 1932–1934; в последующие годы проект дорабатывался и был осуществлен).
Уже в первые годы советской власти были откры
ты для всех граждан парки, сады и скверы, ранее находившиеся в частном владении. В процессе благоустройства общественных парков, в ходе разработки клубных и спортивных комплексов постепенно формировался новый тип городского паркового комплекса – Парк культуры и отдыха.
Своеобразной экспериментальной лабораторией, на базе которой отрабатывалась программа нового типа парка и приемы функционально-планировочной организации его территории, стал Центральный парк культуры и отдыха в Москве. Под парк отводилась обширная территория по обоим берегам Москва-реки, включающая территорию выставки 1923 года, Нескучный сад, Ленинские горы и Лужники. Предполагалось, что парк должен включать в себя спортивную базу, военный городок, клубные объекты, художественно-зрелищный сектор, детский городок, учреждения общественного питания, зоны спокойного отдыха и т.д.
В 1929 году во ВХУТЕИНе разрабатывались дипломные проекты на тему «Парк культуры и отдыха в Москве». Особую трудность представляли задачи удобной связи парка с районами Москвы и органичное включение различных сооружений в природное окружение. Необходимо было не только создать систему удобных входов, связывающих парк с различными частями города, но и предусмотреть торжественный вход в парк больших организованных масс посетителей (в дни празднеств, манифестаций и т.д.).
В проекте М. Мазманяна (мастерская Н. Ладовского) парадная магистраль с трибунами подводит организованного посетителя к своеобразной триумфальной арке, запроектированной автором в виде широкого пандуса, образующего в плане сложную фигуру, напоминающую цифру 8. Входя через эту «арку–пандус» в парк, чело
век постепенно поднимается все выше и, следуя изгибам пандуса, охватывает взглядом всю территорию парка.
В первые же годы советской власти курорты были национализированы и предоставлены в распоряжение трудящихся, как правило, через профсоюзы. Получила широкое распространение практика создания отраслевыми профсоюзами, крупными предприятиями, ведомствами и другими организациями домов отдыха, санаториев и турбаз.
Под дома отдыха переоборудуются бывшие усадьбы и дворцы, курортные пансионаты и гостиницы. Однако в зонах отдыха вскоре разворачивается проектирование и строительство новых сооружений.
Как и в других случаях, экспериментальной площадкой для разработки новых типов зданий становятся Архитектурные факультеты вузов.
В 1928 году во ВХУТЕИНе студенты IV курса ряда мастерских проектировали курортную гостиницу (200 индивидуальных номеров и группа общественных помещений). Интересны проекты студентов мастерской А. Веснина – К. Афанасьева, Г. Зундблата и Н. Соколова.
В 1929–1930 годах был проведен конкурс на город отдыха в зеленой зоне Москвы. Идея создания такого места отдыха, которое получило название Зеленого города, широко обсуждалась в печати и вызвала большой общественный резонанс. Зеленый город рассматривался не просто как место отдыха, а как некая модель жилищного комплекса будущего, где жители Москвы в процессе отдыха приобщаются к новому типу обобществленного быта.
Был выбран один из лучших по своим природным достоинствам участок недалеко от Москвы (вблизи электрофицировавшейся железной дороги) в 15 тысяч гектаров, из которых 11 тысяч – это охранная лесная зона. По предварительным расчетам Зеленый город должен
был обслуживать 100 тысяч человек. По программе конкурса Зеленый город состоял из нескольких районов, каждый из которых имел специальное назначение: центральная часть с учреждениями общественного обслуживания, культурно-просветительная, физкультурная, жилищная, лечебно-профилактическая, детская, а также кооперативно-строительная группа для постоянного населения (работающих в Зеленом городе). Кроме того планировалось организовать образцовый колхоз (5 тысяч человек населения) для снабжения Зеленого города продуктами.
На заказной конкурс были представлены четыре проекта: Н. Ладовского, К. Мельникова, М. Гинзбурга и М. Барща, Д. Фридмана. Проекты были совершенно разными – каждый автор демонстрировал свою концепцию, яркому проявлению которой способствовала сама необычность заказа.