Анализ проблемы использования сети интернет в научно-образовательной деятельности студентов по результатам фокус-группы
Метод фокус-групп проводился в Тюменском государственном университете, в составе группы 6 человек.
Цель данного исследования выявить роль использования ресурсов интернета в научно-образовательной деятельности студентов.
Вопросы частично были заимствованы из проведенного нами опроса:
1. Что заставляет вас выйти в интернет, и почему?
2. Как вы используете ресурсы интернета?
3. Какие сайты в образовательных целях вы чаще всего посещаете?
4. Помогает ли вам интернет в учебе, и чем конкретно?
5. Возникали ли сложности со скачиванием информации для научно-образовательной деятельности, если да, как вы поступали в данной ситуации?
Результаты проведения фокус - группы показали следующее:
М: Что заставляет вас выйти в интернет, и почему?
А: ну, задания по учебе, доклады там, курсовые
О: социальные сети, общение с друзьями, сейчас же много всего контакт, твитер, фэйсбук.
Н: а у меня в интернете работа, свой сайт… никто вещи заказать не хочет, недорого (смеется).
И: согласна с тем, что уже сказали, общение в контакте и учеба.
М: Какие сайты в образовательных целях вы чаще всего посещаете?
Н: особо никаких предпочтений, пользуюсь всеми, что выдает строка поиска.
А: в основном «Википедия» но данные там в основном не точные.
Х: а я пользуюсь сайтом нашего универа.
М: Помогает ли вам интернет в учебе?
О: конечно, помогает…все, что задают, можно найти в интернете.
Н: согласна, не всегда охота сидеть в библиотеке, куда проще дома в уютной обстановке некуда не спеша.
М: Возникали ли сложности со скачиванием информации для научно-образовательной деятельности, если да как вы поступали в данной ситуации?
Х: возникают сложности, когда сидишь с телефона или в библиотеке.
О: а у меня и дома не получается, не умею скачивать, да и програмки нету, через которую скачивать надо.
Таким образом, по итогам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: 60% ответивших утверждают, что именно поиск информации по учебе и заставляет их выйти в сеть интернета, остальные 40% пользуются интернетом как афишей развлекательных заведений и общением в социальных сетях.
Почти все опрошенные респонденты имеют свои официальные страницы в интернете. Покупка товаров и услуг через интернет в равной степени получили ответы «за» и «против».
Самый часто посещаемый сайт оказался «Википедия», именно с этого сайта большинство, а именно 74% берут информацию конкретно для учебы.
Нельзя не сказать, что все из опрошенных в один голос ответили, что интернет незаменим в учебе, именно в интернете студенты находят нужную им информацию, скачивание программ, рефератов, лекций. А также информацию для саморазвития. При этом почти у половины ответивших возникают сложности со скачиванием информации, так как в большинстве случаев интернетом пользуются через мобильную сеть.
Таким образом, по результатам нашего исследования мы выявили, что роль интернета в образовательном процессе очень велика. В настоящее время интернет является одним их важнейших ресурсов в научно-образовательной деятельности студентов. Это подтвердили результаты анкетирования – студенты считают интернет куда более удобным в использовании, чем посещение библиотек с печатной литературой. Также с помощью интернета студенты могут обмениваться оперативной информацией друг с другом и с преподавателями по вопросам обучения и находить важные сведения относительно будущей профессиональной деятельности и трудоустройства. Результаты фокус – группы подтвердили всю важность роли интернета в научно-образовательной деятельности студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы было выявлено, что интернет оказался поистине незаменимым ресурсом в научно-образовательной деятельности студентов. Интернет-технологии стали неотъемлемой частью жизни не только студентов, но и всего общества. Становится возможным говорить о еще более возрастающей роли интернета в жизни студента, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
В ходе исследования выявлена сущность научно-образовательной деятельности студентов. Под научно-образовательной деятельностью понимается как процесс передачи и освоения социально-культурного опыта сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению. На основе анализа научной литературы мы изучили теоретические аспекты использования интернета в научно-образовательной деятельности студентов. Интернет в настоящее время – этовсемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет можно рассматривать как ресурс обучения студентов, так как он способен сэкономить огромное количество времени и помочь студенту найти практически любой источник, который нужен (учебник, книгу, статьи и другие).
Выявили, что основными функциями интернета являются: презентация образовательных учреждений; текущего информирования; доступа к систематизированному знанию; общепросветительская функция.
Нами проведено социологическое исследование по проблеме использования сети интернет в научно-образовательной деятельности студентов методами анкетирования и фокус-групп. Результаты анкетирования показали, что, одним из основных мотивов использования интернета для студентов является поиск информации по учебе. Большинство респондентов признают интернет необходимостью для современного студента в трудовой жизнедеятельности. Основные ресурсы интернета, представляющие интерес для студентов: информация о будущей профессии; образовательные порталы и социальные сети.
Несмотря на то, что большую часть информации респонденты находят в сети, у многих возникают трудности с ее скачиванием. Большинство студентов не считают необходимым иметь безлимитный интернет, но достаточно много времени проводят в сети. В основном респонденты выходят в интернет за информацией по учебе, но не отказывают себе в развлечениях, просмотров фильмов и т.д. Несомненно, социальные сети отнимают много времени у респондентов, но большинство не считает, что виртуальных друзей больше, чем реальных.
Анализ результатов проведения фокус-группы подтвердил данные, полученные в ходе анкетирования – большинство респондентов выходят в интернет за информацией по учебе и в целях общения.
Таким образом, предположение о том, что для большинства студентов использование сети интернет является одним из основных ресурсов научно-образовательной деятельности подтвердилось. Цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты: содержание, функции, контроль.[Текст] – Свердловск, 1989. – 56с
2. Арапов М.В. Интернет-ресурсы для системы социально-гуманитарного образования в России.[Текст] Интернет и образование.2004. №2.- 48с.
3. Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие.– СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. – 35 с.
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст] Питер Бергер, Томас Лукман. – М.: Медиум, 2005.- 65с.
5. Василенко И.В., Парамонова В.А. История российской социологии[Текст]: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 88 с.
6. Васильева Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования[Текст]: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. – 64 с.
7. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / [Текст]/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
8. Жожиков А.В. Проблемы и пути повышения культурно-образовательного уровня личности в условиях использования глобальной сети Интернет. [Текст], -87с.
9. Иванов Д.В. Виртуализация общества. [Текст]/ – СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2007. – 89с.
10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие для вузов /[Текст] В.Ф. Петренко. – М.: Изд-во МГУ, 2007.- 57с.
11. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. [Текст] – 2006. – № 1. – С. 8 – 15.
12. Иноземцев В. Расколотая цивилизация. [Текст] – М.: Аcademia – Наука, 2005.- 67с.
13. Ионин Л.Г. Социология культуры. [Текст] – М.: Логос, 1996.- 104с.
14. Кирьянов В.И., Сергеева О.В. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 56 с.
15. Ковалёва Г.Д., Ростовцев П.С. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS[Текст]: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГУ, 2002. – 160 с.
16. Комаров М.С. Введение в социологию[Текст]: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. – 134c.
17. Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы /[Текст]/ Под ред. Н.А. Носова; Рос. акад. госслужащих при президенте РФ. – М., 2007.- 45с.
18. Кузнецов В.Н. Социология молодежи. [Текст] М., 2007. – 335 с.
19. Кузнецова М.А. Социальные системы и процессы: методология исследования[Текст]: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 96 с.
20. Кулик А.Н. E-democracy и электронная демократия: западная концепция в российском контексте. «Проблемы становления гражданского общества в России»// [Текст] Материалы научного семинара. Вып. №4. – М., 2007.
21. Леонтьев Б. Тонкости, хитрости и секреты Интернет. [Текст]– М., 1998. – 192 с.
22. Лубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге [Текст] Маркетинг в Росси и за рубежом. – 2008. – №3. – С. 16 – 21.
23. Матецкая А.В. Социология культуры: [Текст] Учеб. пособие / Ростовский гос. пед. ун-т, кафедра социологии и политологии. – Ростов, 2006. – 260 с.
24. Манько Ю.В., Оганян К. М. Социология молодежи. [Текст] – М., 2008. –316с.
25. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: [Текст]/ Монография. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 100 с.
26. Михайлов В.А. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей. [Текст]– Ульяновск: УлГТУ, 2004. – 207 с.
27. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. – 2005. – № 4. – С.5 – 12.
28. Осипов Г.В. и др. Социология. [Текст] – М., 2005. – 251 c.
29. Основы прикладной социологии /[Текст]/ Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: МГУ, 1995. -65с.
30. Нужин А. Электронные библиотеки: возможности, услуги, сервисы. //[Текст] Интернет и образование. – 2003. – №3. – С. 24 – 27.
31. Плимо Н. Гендерные проблемы в информационном обществе. [Текст] – СПб.: Российская национальная библиотека, МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2004. – 100 с.
32. Покровский Н.Е. Социология изменения и процесс глобализации. [Текст] – М., АНКИЛ, 2002. - 23с.
33. Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? // Социологические исследования. [Текст] – 2007. – № 2. – С. 6 – 13.
34. Смелзер Н.Дж. Социология. [Текст] – М., 2004. –543c.
35. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, 2-е издание. – М.: ЮНИТИ, 2000.
36. Социологический словарь. [Текст] Н. Аберкромби, Г. Хилл (пер. с англ.). М.: Экономика, 2000.
37. Социальные сети от А до Я [Электронный ресурс]/ Больше времени на общение.
38. Тоффлер Э. Шок будущего. [Текст] – М.: ООО "Издательство АСТ", 2008. – 79с.
39. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. [Текст] – СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2008. – 104с.
40. Ушамирская Г.Ф. Интернализация социальных ролей учащейся и студенческой молодёжи. [Текст]/ – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 170 с.
41. Фридланд А.Я. Информатика: Процессы, системы, ресурсы. [Текст] // М., 2003. – 123с.
42. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений[Текст]/ . – М.: Наука, 2006. – 320c.
43. Центр информационных коммуникаций[Текст] / Общение в социальных сетях вредит здоровью, свободный.
44. Шарикова А.В. Методологические проблемы и практика изучения Интернета[Текст] . – М., 2005. –159 с.
45. Homo institutius. Человек институциональный[Текст]/ Под ред. д-ра экон. наук О.В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 854 с.
46. Webtexts [Электронный ресурс]/ Польза социальных сетей – в чем суть[Текст]. – Изд: Контент-издательство. – Режим доступа: http://www.texts.com.ua/go/ru/article-ResourceID-9529-category-travel-page.html, свободный.
47. Bigness.ru [электронный ресурс]/ Социальные сети: пожиратели времени или полезные ресурсы. – Режим доступа: http://www.bigness.ru/articles/2008-12-09/internet/5373, свободный.
48. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся. [Текст] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=41582, свободный.
49. Все о социальных сетях [Электронный ресурс]/ Большой доклад о социальных сетях[Текст] . – Режим доступа: http://vseseti.wordpress.com, свободный.
50. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elvek.ru.
51. Хабрахабр / Социальные сети. Перспективы развития и способы монетизации[Текст] . http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/f_1abucy/a_1adozh.html.
52. http://www.social-networking.ru/papers/36/, свободный.
53. http://habrahabr.ru/blogs/social_networks/22811/, свободный.
54. http://www.commcenter.ru/mmedia/articles/2009_02_26_02.html
Приложение 1
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в социологическом исследовании на тему: «Социологический анализ использования сети интернет в научно образовательной деятельности студента». Исследование проводится по заказу одного из высших учебных заведений г. Тюмени. Ваше участие поможет в решении проблемы, насколько «всемирная паутина» пригодна студентам в научно образовательной деятельности. Результаты исследования будут использованы только в научно-практических целях. Анкета анонимная.