Специально-юридические методы исследования. Формально-догматический. Синхронный и диахронные методы сравнительно-правовых исследований.

Одним из специальных методов юриспруденции считается догматический (формально-логический) метод, используемый в юридической теории и практике. Юридизация ФЛМ связана со спецификой его приложения для познания (изучения) догмы права и решения конкретных вопросов формирования (нормотворчества), систематизации, толкования и применения права. Определяющее значение догмы права и ее составляющих (правовых норм и принципов, субъективных прав и юридических обязанностей, правоотношений, законов и других источников права, разнообразных нормативных и индивидуальных актов) для существования всей правовой сферы обеспечивает догматическому методу ведущую роль в наборе методологического инструментария. Догматический метод связан с использованием правил логики и языка, поскольку бытие права неотделимо от текстов законов, договоров, приказов, приговоров, решений и т. п., их толкования и понимания в связи с конкретными жизненными ситуациями. Здесь, к примеру, просматривается связь теоретического использования догматического метода (доктринальное толкование) и практического (официальное толкование).

С помощью догматического метода осуществляются исследования, направленные на формально-догматическую обработку права (формирование научных определений; формирование понятийного аппарата; выделение направлений юридической деятельности и рассмотрение их логической природы и т. д.). Для правовой сферы весьма значимо разграничение языка и метаязыка права. В качестве языка права выступает тот язык, который получил свое выражение в действующем законодательстве и практике его применения. Метаязык выступает как язык юридической науки, в частности — язык теории государства и права, как той системы понятий, которая составляет основу общетеоретической юриспруденции и имеет глубокий дидактический смысл в деле профессиональной подготовки юристов. Одна из проблем современного использования догматического метода в правовой сфере связана с усиливающейся подвижностью (текучестью) догмы права. В этой связи возникает необходимость дополнения догматического метода использованием герменевтического метода для постижения права. Для герменевтического метода характерно распространение на предмет познания интеллекта, чувств, интуиции того, кто стремится к пониманию. Таким образом, герменевтический метод позволяет преодолеть текучесть догмы права и выйти к принятию более точного и справедливого решения.

Право существует во времени и в пространстве. Оно имеет прошлое, настоящее и будущее. Предметом сравнения могут быть существовавшие в прошлом правовые системы и их компоненты, т.е. сравнение может носить исторический (диахронный) характер. Тогда оно называется диахронным сравнением. Однако чаще всего предметом сравнения являются действующие правовые системы (синхронное сравнение) и выявляются тенденции к их сближению, которые и станут преимущественно объектом сравнительно-правового анализа.
Сравнение правовых систем одной и той же правовой семьи позволяет изучить их общие законы развития, выявить причины расхождений в этих правовых системах, обусловленные географическими, конкретно-историческими и другими факторами, обнаружить наилучшие для тех или иных условий способы правового регулирования и изучить вопрос о возможности взаимного усвоения юридического опыта в области правотворчества и правоприменения. Можно указать и на сравнение правовых систем, относящихся к одной и той же правовой семье, – внутрисемейное сравнение, например сравнительное исследование правовых систем семьи общего права или романо-германских правовых систем.

Мы ставим перед собой задачу искать не то, что юрист может дать социологу, а то, что социолог может дать юристу. Последнему необходимо знать, какие он должен полагать правила, " как с точки зрения преследуемой цели, так и с точки зрения эффективности средств, подходящих для достижения этой цели". Таким образом, социология может указывать юристам направление их исследований: в процессе анализа существующих общественных структур она помогает им выявить те из структур, которые нуждаются в нормализации посредством юридических правил; кроме того, она помогает юристам предугадать возможную реакцию общества на будущие предписания, учитывая, в частности, императивный или вспомогательный характер последних. Констатируя тот факт, что право длительное время держалось в стороне от прочих общественных наук, Леви-Брюль призывал исследовать юридические факты как таковые, не обращая внимания на практический аспект, следуя чисто научному методу, причем научному не только с технической точки зрения. Предметом такой науки о праве, которую Леви- Брюль называл "юристикой", должны были стать "институты", их различные аспекты, способы их существования внутри различных социальных групп, но, как правило, не в рамках отдельного национального права; при этом метод исследований должен быть одновременно юридическим, историческим, сравнительным и социологическим . Действительно, мы должны проводить различие между юридической социологией и тем, что принято называть "догматическим правом". Последнее подходит к юридическим правилам как таковым, рассматривая их в аспекте их генезиса и применения, в качестве нормативных фактов обязательного и принудительного характера. Юридическая социология изучает социальные причины, порождающие эти правила, и социальные последствия, которые, не прибегая к авторитету норм, эти правила порождают.

Юридическая социология оказывается той отраслью общей социологии, которую интересуют юридические феномены в широком смысле этого слова, то есть "все явления социального порядка, включающие правовой элемент, даже если этот элемент присутствует в них не в чистом состоянии, а в качестве примеси". Предмет юридической социологии охватывает одновременно "первичные юридические феномены", феномены, которые отождествляются с правом и участвуют в создании права (закон, приговор... ), и "вторичные", или "производные", феномены, такие, как семья, собственность, договор, обязательство... (I). Юридическая социология отличается также и от философии права: она ограничивается внешней стороной фактов, не обращаясь к их трансцендентности; она использует эмпирические методы, принцип "наблюдения в срезе" или эксперимент. Таким образом, юридическая социология осуществляет "эволюционные исследования", преследуя целью вскрыть тенденции, определяющие и направляющие преобразования юридической составляющей жизни общества. Она осуществляет также "структурные исследования", которые рассматривают правило в отношении реальности, которая (сначала) это правило порождает и (затем) подвергается его влиянию и которая определяет характер связей между различными явлениями юридического порядка брак, развод, наследование, судебный процесс... или связей, свойственных отдельному явлению. То есть юридическая социология выполняет описательную и нормативную, теоретическую и практическую функции. Поэтому мы должны уточнить предмет этой науки и рассмотреть ее методы .

<<

Наши рекомендации