Этапы эмпирического исследования
Три уровня теоретичности
1. Общесоциологический - Методологические вопросы: роль и назначение журналистики в обществе, закономерности её функционирования в разных социальных системах, влияние на развитие цивилизации
и т.д.
2.Специальный- Частные социолого-журналистские теории:
- социология прессы, телевидения, радио; - социология аудитории; - социология труда журналиста (редакционного коллектива).
3. Эмпирический - Сбор, анализ и систематизация данных о конкретных явлениях журналистики:
деятельности отдельных редакций; отношении публики к тем или иным СМИ; состоянии общественного мнения в данный момент; освещении определённой тематики;
взаимоотношениях журналистов и учредителей СМИ и т.д.
Общесоциологический Взаимопроникновение
V Л
Специальный
V Л
Эмпирический
3. Основные этапы развития социологии журналистики
в мире
Первый этап
(от зарождения до 1939 г.)
Ø В 19 в. возникает теоретическая социология.
Ø На рубеже 19-20 вв. контент-анализ выделился как полноценный самостоятельный научный метод. Макс Вебер в 1910 г.на Первой конференции немецких социологов выдвинул проект изучения изменений в содержании газет за 10 лет. Ввёл само понятие «социология прессы».
Ø В 1920-30-х гг. активное изучение аудитории радио, эффективности рекламы.
Второй этап
(1940-70гг.)
1940-е гг.: активное развитие эмпирических контент-исследований; появление социологических институтов.
1950-е гг.: разработка социологических теорий; формирование национальных социологических школ; возникновение транснациональных социологических фирм
1960-е гг.: первые попытки внедрения машинного анализа содержания.
Третий этап
(1980-2000гг.)
1970-е гг.: обособление социологии массовой коммуникации.
1980-е гг.: внедрение электронных методов обработки данных.
4. Основные этапы развития социологии журналистики
в России
Первый этап
(от зарождения до 1917 г.)
1873 г.: Н.А. Добролюбов провёл первое социолого-журналистское исследование.
1887 г.: в Киевском университете вводится курс социологии.
Рубеж 19-20 вв.: расцвет социологической публицистики. Широкое внедрение опросов аудитории редакциями.
Второй этап
(1920-1950 гг.)
1919 г.: социологический факультет в Петроградском университете.
С1922 г.: гонения на выдающихся социологов; развитие социологической мысли в марксистском русле; эмпирические исследования партийно-советской журналистики.
1930-1950-е гг.: полное сворачивание социологических исследований, запрет на само название научной дисциплины.
Третий этап
(1960-1985 гг.)
С начала1960-х возрождение социологии: множество эмпирических исследований, расцвет социологической публицистики.
1968 г.: открытие Института конкретных социальных исследований.
1970-1980-х гг.: активное изучение СМИ.
Четвёртый этап
(1985-2000 гг.)
Появление независимых исследовательских центров.
Регулярные опросы общественного мнения (ВЦИОМ).
Медиарейтинги.
Этапы эмпирического исследования
1. Предварительное изучение проблемы, её обоснование и формулировка.
2. Программирование.
3. Разработка инструментария (полевых документов).
4. Инструктаж участников исследования.
5. Пилотирование полевых документов (пробное исследование).
6. Полевое исследование.
7. Подготовка информации к компьютерной обработке и сама обработка.
8. Анализ полученных после обработки данных.
9. Подготовка итогового документа (отчёта и презентации).
Примеры тем
Новости в российских СМИ.
Наркодельцы, наркоманы, наркотики в отражении прессы.
Избирательная кампания в зеркале прессы.
Социальный контроль как функция городской газеты.
Примеры проблем
v Дозированная культурная тематика в СМИ – приём контроля над умами.
v Журналист: аналитик, диагност, контролёр?
v Аудитория в замкнутом круге российской прессы.
v Муниципальная пресса – голос чиновников.
Поиск проблемы
Противоречия (несоответствия) могут быть:
• между процессами, происходящими в разных областях действительности;
• между разными сторонами одной и той же сферы;
• между различными подсистемами общества.
6. Программа – это теоретическая основа исследования, его проект.
Программа отвечает на вопросы:
• в чём заключается проблема?
• что конкретно изучается?
• с какой целью?
• каким способом?
Объект исследования –это реально существующие жизненные процессы и явления, в которых содержится интересующее нас противоречие (проблема).
Предмет изучения –это наиболее значимые, существенные для данного исследования свойства и черты объекта, его особенности, подлежащие анализу.
Цели исследования –это его планируемый результат.
В зависимости от целей
исследования бывают:
• теоретическими,
• прикладными,
• теоретико-прикладными.
Задачи исследования –это вопросы, на которые необходимо ответить для достижения цели.
Задачи бывают:
• основные,
• дополнительные,
• частные.
7. Гипотеза –это научно обоснованное предположение.
Гипотезы бывают:
• описательные,
• объяснительные.
• рабочие – первичные – вторичные,
• основные - неосновные
Определение и интерпретация понятий -это сведение общих теоретических понятий к конкретным, обладающим внешней определённостью;
это выражение содержания понятий с помощью эмпирических индикаторов, показателей или референтов;
это формулировка рабочих понятий, в которых выделенные показатели поддаются непосредственному наблюдению и измерению.
Программа включает также: определение генеральной совокупности,
определение выборки.
Генеральная совокупность
• Генеральная совокупность – это совокупность всех элементов (единиц), составляющих определённый в программе исследования объект.
• Сплошное исследование предполагает изучение каждого элемента генеральной совокупности.
• При выборочном исследовании изучается только определённая часть генеральной совокупности.
Сплошные исследования проводятся, когда
• Генеральная совокупность небольшая по объему;
• Исследование относится к монографическому типу (изучение «особых случаев»);
• Расхождение характеристик между разными частями объекта минимально;
• Осуществляется магистральное исследование, связанное с решением вопросов особой важности или масштабным планированием (референдум, перепись населения).
Выборка
Выборка (выборочная совокупность) – это исследуемая часть генеральной совокупности.
Главное требование к выборке: по выделенным параметрам она должна максимально точно отражать характеристики генеральной совокупности.
Это свойство выборки называется репрезентативностью.
• Объём выборки – это количество единиц генеральной совокупности, подлежащих анализу.
Общее правило: чем больше объём генеральной совокупности, тем в меньшей пропорции она может быть представлена в выборке.
Ошибка выборки – это мера её подобия (отклонения от) генеральной совокупности.
выборка зависит
• от объёма генеральной совокупности,
• от целесообразного уровня надёжности (допустимой ошибки),
• от меры однородности объекта и степени дробности группировок анализа.
10.Хар-ка основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки!!
Типы и виды выборок
- Эмпирическая выборка (в небольших исследованиях).
• Стихийная,
• Квотная,
• Целевая.
2. Вероятностная (случайная) выборка
• Простая вероятностная
• Систематическая вероятностная
• Серийная (гнездовая)