Этапы эмпирического исследования

Три уровня теоретичности

1. Общесоциологический - Методологические вопросы: роль и назначение журналистики в обществе, закономерности её функционирования в разных социальных системах, влияние на развитие цивилизации

и т.д.

2.Специальный- Частные социолого-журналистские теории:

- социология прессы, телевидения, радио; - социология аудитории; - социология труда журналиста (редакционного коллектива).

3. Эмпирический - Сбор, анализ и систематизация данных о конкретных явлениях журналистики:

деятельности отдельных редакций; отношении публики к тем или иным СМИ; состоянии общественного мнения в данный момент; освещении определённой тематики;

взаимоотношениях журналистов и учредителей СМИ и т.д.

Общесоциологический Взаимопроникновение

V Л

Специальный

V Л

Эмпирический

3. Основные этапы развития социологии журналистики

в мире

Первый этап
(от зарождения до 1939 г.)

Ø В 19 в. возникает теоретическая социология.

Ø На рубеже 19-20 вв. контент-анализ выделился как полноценный самостоятельный научный метод. Макс Вебер в 1910 г.на Первой конференции немецких социологов выдвинул проект изучения изменений в содержании газет за 10 лет. Ввёл само понятие «социология прессы».

Ø В 1920-30-х гг. активное изучение аудитории радио, эффективности рекламы.

Второй этап
(1940-70гг.)

ž 1940-е гг.: активное развитие эмпирических контент-исследований; появление социологических институтов.

ž 1950-е гг.: разработка социологических теорий; формирование национальных социологических школ; возникновение транснациональных социологических фирм

ž 1960-е гг.: первые попытки внедрения машинного анализа содержания.

Третий этап
(1980-2000гг.)

ž 1970-е гг.: обособление социологии массовой коммуникации.

ž 1980-е гг.: внедрение электронных методов обработки данных.

4. Основные этапы развития социологии журналистики

в России

Первый этап
(от зарождения до 1917 г.)

ž 1873 г.: Н.А. Добролюбов провёл первое социолого-журналистское исследование.

ž 1887 г.: в Киевском университете вводится курс социологии.

ž Рубеж 19-20 вв.: расцвет социологической публицистики. Широкое внедрение опросов аудитории редакциями.

Второй этап
(1920-1950 гг.)

ž 1919 г.: социологический факультет в Петроградском университете.

ž С1922 г.: гонения на выдающихся социологов; развитие социологической мысли в марксистском русле; эмпирические исследования партийно-советской журналистики.

ž 1930-1950-е гг.: полное сворачивание социологических исследований, запрет на само название научной дисциплины.

Третий этап
(1960-1985 гг.)

ž С начала1960-х возрождение социологии: множество эмпирических исследований, расцвет социологической публицистики.

ž 1968 г.: открытие Института конкретных социальных исследований.

ž 1970-1980-х гг.: активное изучение СМИ.

Четвёртый этап
(1985-2000 гг.)

ž Появление независимых исследовательских центров.

ž Регулярные опросы общественного мнения (ВЦИОМ).

ž Медиарейтинги.

Этапы эмпирического исследования

1. Предварительное изучение проблемы, её обоснование и формулировка.

2. Программирование.

3. Разработка инструментария (полевых документов).

4. Инструктаж участников исследования.

5. Пилотирование полевых документов (пробное исследование).

6. Полевое исследование.

7. Подготовка информации к компьютерной обработке и сама обработка.

8. Анализ полученных после обработки данных.

9. Подготовка итогового документа (отчёта и презентации).

Примеры тем

ž Новости в российских СМИ.

ž Наркодельцы, наркоманы, наркотики в отражении прессы.

ž Избирательная кампания в зеркале прессы.

ž Социальный контроль как функция городской газеты.

Примеры проблем

v Дозированная культурная тематика в СМИ – приём контроля над умами.

v Журналист: аналитик, диагност, контролёр?

v Аудитория в замкнутом круге российской прессы.

v Муниципальная пресса – голос чиновников.

Поиск проблемы

Противоречия (несоответствия) могут быть:

• между процессами, происходящими в разных областях действительности;

• между разными сторонами одной и той же сферы;

• между различными подсистемами общества.

6. Программа – это теоретическая основа исследования, его проект.

Программа отвечает на вопросы:

• в чём заключается проблема?

• что конкретно изучается?

• с какой целью?

• каким способом?

Объект исследования –это реально существующие жизненные процессы и явления, в которых содержится интересующее нас противоречие (проблема).

Предмет изучения –это наиболее значимые, существенные для данного исследования свойства и черты объекта, его особенности, подлежащие анализу.

Цели исследования –это его планируемый результат.

В зависимости от целей

исследования бывают:

• теоретическими,

• прикладными,

• теоретико-прикладными.

Задачи исследования –это вопросы, на которые необходимо ответить для достижения цели.

Задачи бывают:

• основные,

• дополнительные,

• частные.

7. Гипотеза –это научно обоснованное предположение.

Гипотезы бывают:

• описательные,

• объяснительные.

• рабочие – первичные – вторичные,

• основные - неосновные

Определение и интерпретация понятий -это сведение общих теоретических понятий к конкретным, обладающим внешней определённостью;

это выражение содержания понятий с помощью эмпирических индикаторов, показателей или референтов;

это формулировка рабочих понятий, в которых выделенные показатели поддаются непосредственному наблюдению и измерению.

Программа включает также: определение генеральной совокупности,

определение выборки.

Генеральная совокупность

• Генеральная совокупность – это совокупность всех элементов (единиц), составляющих определённый в программе исследования объект.

• Сплошное исследование предполагает изучение каждого элемента генеральной совокупности.

• При выборочном исследовании изучается только определённая часть генеральной совокупности.

Сплошные исследования проводятся, когда

• Генеральная совокупность небольшая по объему;

• Исследование относится к монографическому типу (изучение «особых случаев»);

• Расхождение характеристик между разными частями объекта минимально;

• Осуществляется магистральное исследование, связанное с решением вопросов особой важности или масштабным планированием (референдум, перепись населения).

Выборка

Выборка (выборочная совокупность) – это исследуемая часть генеральной совокупности.

Главное требование к выборке: по выделенным параметрам она должна максимально точно отражать характеристики генеральной совокупности.

Это свойство выборки называется репрезентативностью.

• Объём выборки – это количество единиц генеральной совокупности, подлежащих анализу.

Общее правило: чем больше объём генеральной совокупности, тем в меньшей пропорции она может быть представлена в выборке.

Ошибка выборки – это мера её подобия (отклонения от) генеральной совокупности.

выборка зависит

• от объёма генеральной совокупности,

• от целесообразного уровня надёжности (допустимой ошибки),

• от меры однородности объекта и степени дробности группировок анализа.

10.Хар-ка основных типов выборок. Приемы формирования простой вероятностной выборки!!

Типы и виды выборок

  1. Эмпирическая выборка (в небольших исследованиях).

• Стихийная,

• Квотная,

• Целевая.

2. Вероятностная (случайная) выборка

• Простая вероятностная

• Систематическая вероятностная

• Серийная (гнездовая)

Наши рекомендации