Понятие и сущность социального института

Уфа 2016 г.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2

Средства массовой информации как социальный институт общества

Понятие и сущность социального института………………………………….5
Функции выполняемые СМИ в обществе……………………………………...7
Институт СМИ в социальной структуре информационного общества…………………………………………………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...18

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется постепенным переходом к новому типу общественного устройства – так называемого информационному обществу. Последствия этого процесса проявляются в ускоряющейся информатизации всех сфер деятельности, образованию единого информационного пространства, а также в увеличении доступности различных видов информации и расширении потенциальной аудитории.
Актуальность темы характеризуется тем, что на сегодняшний день средства массовой информации играют важную роль как институт общества, обеспечивающий социальную коммуникацию, связывающий между собой различные части социума. Средства массовой информации не только становятся все более важным посредником между индивидом и миром, но и являются, в определенной степени, информационной базой общества. Более того, исходя из специфики отдельных жанров и видов СМИ, можно говорить о формировании общественного мнения. В этом случае необходимо рассмотреть то, какими инструментами обладают и управляются СМИ (и управляются ли вообще). На основании общепринятых определений требуется определить статус и положение средств массовой информации.
Проблематичность темы очевидна: в зависимости от статуса средств массовой информации, можно говорить о дальнейших путях развития, степени мотивированности деятельности этого компонента общества. В то же время необходимо доказать, что СМИ являются не самобытно существующим явлением нашей жизни, а представляют собой законченную структуру, которая отвечает требованиям общества. Как известно, важнейшая цель социальных институтов - социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре.

И не важно, какой социальный институт имеется в виду - библиотека, семья, религия или СМИ. Наша культура и история являются нашим национальным достоянием, приобщение к ним способствуют повышению национального сознания.
Цель исследования – изучить средства массовой информации как социальный институт. Выбранной целью определяются следующие задачи:
1. Определить понятие социального института в самом общем смысле слова;
2. Выявить основные функции СМИ в обществе;
3. Провести социальный анализ эффективности деятельности СМИ.
В связи с вышесказанным, объектом исследования становятся средства массовой информации в контексте их взаимоотношения с социумом.
Предмет исследования - социально-экономические и общественные отношения, возникающие в процессе формирования, развития и управления социальным институтом массовой информации

Средства массовой информации как социальный институт общества

Понятие и сущность социального института

Существуя и занимаясь какой-либо деятельностью внутри любого общества (или сообщества), мы обязаны выполнять определенные функции и роли, которые возлагаются на нас этим обществом. Эти правила обязательны для выполнения всеми членами социума, при этом, они призваны не ограничивать свободу, а создавать стабильность и гармонию во взаимоотношениях всех своих элементов.
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.[2,42с] Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт", связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.[2,42с]
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.[1,198с] Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми, необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.[2,43с] С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
Интернализация индивидам всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенно совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Наши рекомендации