Понятие социального института

Как социальный институтнаука начала оформляться в ХХ'П-ХУШ вв. В это время в Европе возникли первые научные сообщества, такие как академии, начали складываться новые типы коммуникации ученых. В XVII в. конституируется сооб­щество естествоиспытателей, причем не только благодаря на­учным сообществам и академиям, но и в рамках так называемой «Республики ученых», основанной на частной переписке на латыни между исследователями. Переписка становится средством совместного обсуждения промежуточных результатов экспериментов, их интерпретации и объяснения гипотез. Наряду с книгами, в которых излагаются взгляды на природу, письма ученых друг другу становят-; средством закрепления и передачи научного знания.

Углубление специализации научной деятельности приводит в конце XVIII - первой половине XIX в. к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Начинают формироваться научные журналы. Основным продуктом научной деятельности становится научная статья наряду с монографией. Национальные языки постепенно вытесняют латынь. На смену «Республике ученых» приходит множество дисципли­нарно организованных сообществ. Наряду с академическими учреждениями, возникшими в XVII - начале XVIII в. форми­руются новые ассоциации ученых. В системе образования также возникают новые веяния. В университетах возникают новые предметы, включающие кроме традиционно гуманитарных наук также естественно­научные и технические дисциплины. Открываются новые образовательные центры подготовки специалистов, напри­мер Политехническую школу в Париже, 1795.

В XIX в. образование начинает строиться на основе спе­циализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной органи­зации науки. Формируется особая профессия научного ра­ботника, связанная с целенаправленной специализирован­ной подготовкой научных кадров как способом воспроизвод­ства субъекта научной деятельности.

В XX в. в организации науки наблюдаются заметные из­менения, связанные с формированием многообразных ти­пов объединений ученых, крупных исследовательских кол­лективов. Наука превращается в особый тип производства научных знаний, осуществляется целенаправленное финан­сирование, особая экспертиза исследовательских программ, их социальная поддержка. Формируется особая промышленно-техническая база, направленная на обеспечение науч­ного поиска, наблюдается сложное разделение труда и целе­направленная подготовка научных кадров. Наряду со спе­циализированными исследованиями в отдельных областях науки формируются междисциплинарные направления, учитывающие диалог естественных, гуманитарных и техни­ческих наук. Вместе с классическими объединениями уче­ных в рамках НИИ, академий, научных центров в универси­тетах возникают неформальные объединения ученых, в том числе и на межгосударственном уровне. Важным событием науки XX в. является формирование научных школ. Так, в области методологии науки на­чиная с 1950-х гг. осуществляется интенсивная логико-ме­тодологическая работа отечественных ученых. В 1952 г. начинает работать Московская методологическая школа, Киевская методологическая. Основа­телем Минской школы является академик В.С. Степин, под научным руководством которого защищены кандидатские и докторские диссертации. Возникновение к концу XX в. компьютерных сетей и мировой сети Интернет обеспечивает формирование новых типов научных коммуникаций, связанных с возникновением откры­тых сетевых диссертаций, пресс-конференций, компьютер­ных журналов, статей, монографий, учебных пособий и т. п. В современных условиях возрастают функции науки как социального института, направленные на органическое со­единение достижений научно-технологического мышления нравственно-аксиологическими ценностями, взаимодо­полнение науки, морали, искусства, гуманитарного и технического знания, образовании и воспитании современного человечества

Под институциализацией науки понимается процесс, связан­ный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.Первые признаки институциализации науки намечаются в глубокой древности, когда знания сакрализуются, засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социального слоя — жрецов, шаманов и т.д., окутываются оккультными и магическими представлениями и пр. Позже возникли научно-философские и учебн. заведения Ака­демия Платона, Ликей Аристотеля. Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. В Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки). Несколько позже появились университеты в Европе. Старейшими среди них являются Болонский (1119), Парижский (1160), Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222). Они были не только учебными, но и научными центрами.Особое значение имело изобретение И. Гутенбергом европей­ского способа книгопечатания. В1917 г. в США организуется Национ. исследовательский совет(координ-й исследовательскую деятельности гос-х, университет­ских, промышленных учреждений.В середине XX в. наука претерпевает глубокие сруктурные изменения, обусловленные новыми соц-экон-ми требованиями: превра­щается в сферу массового произв-ва знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, происх. массовая компьютеризация.Все это тре­бует существенно иных организации научной деятельности, новых принципов по­строения научных коллективов.Во второй половине 20в. под влиянием совершенствования транспортных средств, глобальной компьютеризации и др.факторов расширились возможности общения между уче­ными и ускорился процесс интернационализации взаимоотно­шений между ними. Принадлежность ученых к одной стране (тем более к одному научному учреждению) теряет прежнее зна­чение. Отношения между поколениями уступают пальму пер­венства «параллельным» отношениям между учеными. Понятие научной школы отходит на второй план и заменяется такими понятиями, как научное сообщество, «незримый колледж».

Наши рекомендации