Объект и предмет социологии.
Термин «социология», образованный от латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). В буквальном смысле он означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Этот термин впервые употребил французский ученый и философ О. Конт, которого считают основоположником социологии как самостоятельной науки.
Если идти от этимологии (происхождения) термина «социология», то объектом этой науки должно считаться общество в целом. Но общество изучает не только социология, но и еще множество наук. Социологию интересует не все общества, а современное общество. Или, как часто говорят, актуальное общество. Обращается ли социология к прошлому общества, его истории? Обращается, но лишь отчасти, поскольку понимание сегодняшней реальности и сегодняшних проблем невозможно без выявления их корней и причин в прошлом. Интересует ли социологию будущее общества? Конечно, причем в большей степени, чем прошлое, поскольку прошлое уже не изменить, а будущее во многом зависит от сегодняшнего состояния. Поэтому общество ждет от социологии сценариев будущего развития как общества в целом, так и его отдельных подсистем (прогностическая функция).
23 октября Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов выступил на IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие». На форуме обсуждались вопросы развития социологической науки, взаимодействия социологических исследовательских центров с органами власти и изучения современных проблем, волнующих граждан.
Еще Луи Пастер отмечал, что «…культ наук, возможно, более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука способствует распространению и торжеству великих идей». Чтобы построить богатую, процветающую Россию, провести успешные преобразования в экономике и социальной сфере, образовании и культуре мы должны опираться на имеющиеся в стране ресурсы и, в первую очередь на человеческий капитал. В этом большом общем деле власть и наука должны работать в едином ключе – для человека, для его блага. В последние годы в Башкортостане проводятся глубокие экономические и общественные преобразования. Перед нами стоит важная задача – развернуть могучий потенциал нашего края лицом к людям. Власть и люди – это тоже одна из проблем. Как власть должна взаимодействовать с людьми? Почему мы сегодня видим отторжение людей от власти или власти от людей. Что происходит? Это характерно и для муниципалитетов и для регионов и даже для сельских поселений. Там порой, говоря по-старому, «забронзовевший» председатель сельсовета отворачивается от людей и ведет какую-то непонятную простым гражданам жизнь. Это сложнейший вопрос, не ответив на который, мы все время будем запинаться. Конечно, мы активно общаемся с людьми, учимся слышать и слушать их, вести доверительный диалог. Для нас с самого начала очень важным было заслужить авторитет жителей республики не лозунгами, а реальным повышением качества жизни. Конечно, многие задачи пока далеки от полного решения. Но мы знаем, в том числе и благодаря проводимым в республике социологическим исследованиям, что люди поддерживают начатые преобразования в экономике и общественно-политической жизни, и хотят сделать их необратимыми. Для того чтобы эти изменения шли динамичнее, а принимаемые меры по улучшению жизни были максимально эффективными, мы должны опираться на комплексный анализ экономических, демографических и социокультурных характеристик наших территорий, современные работы по социальному планированию, социологии регионов. И мы будем рады помощи научного сообщества, любым разработкам в этих областях. Ведь этих знаний, честно скажу, нам катастрофически не хватает.
Социальная диагностика. Социальная прогностика.Институт социально-политических и правовых исследований Академии наук Республики Башкортостан подготовил «Доклад о развитии человеческого потенциала».Работа над этим документом стала первым в стране опытом подготовки региональных докладов по методике Программы развития ООН.
Башкортостан – один из крупных и индустриально развитых субъектов Российской Федерации. По объему валового регионального продукта республика уверенно входит в первую десятку регионов России. По итогам года планируется перейти знаковый рубеж ВРП - в триллионрублей. (По стране – к 60 трлн. руб.)
Башкортостан обладает солидным научным потенциалом. Ученые Академии наук республики, Уфимского научного центра Российской Академии наук успешно участвуют в федеральных и республиканских целевых научно-технических программах, программах Президиума и отделений РАН, международных проектах. Развивается вузовская наука. Растет объем выполняемых университетами прикладных и фундаментальных научных исследований, развивается инновационная инфраструктура. Помимо крупных открытий в медицине, биологии, приборостроении, исследовании проблем добычи нефти и её переработки, у ученых республики также есть важные достижения в области социально-экономических и гуманитарных наук. Действительно, существует представление о том, что Башкортостан – это нефть и мед. Я уверяю вас, что у нас вполне хорошо развиваются и другие отрасли науки. Башкортостан становится местом проведения крупных научных форумов. Только за последний год в нашей республике проведено более десятка международных и всероссийских научных и научно-практических конференций, симпозиумов и конгрессов по различным проблемам. В том числе IV Конгресс социологов тюркского мира на тему «Евразийское пространство: потенциал тюркоязычных стран и российских регионов в XXI веке», Международная конференция «Россия и исламский мир: история и перспектива цивилизационного взаимодействия» и многие другие. Ровно неделю назад, в этом зале проходил съезд Центрального духовного управления мусульман Российской Федерации. Зал был переполнен так, что люди стояли в проходах. В этом зале, который вмещает примерно 700 человек, поместилось более 900. Вот какой интерес к таким событиям! Выступали крупные священнослужители, в том числе и из стран Ближнего Востока. Это надо было слышать, как они умеют выступать, как они умеют «зажигать» аудиторию. Для нас это было очень поучительно. У нас сложилась отлаженная система взаимодействия органов власти с социологическими центрами республики. Мы активно используем данные, которые они нам предоставляют. Я в своей работе опираюсь на социологические данные, смотрю, изучаю, анализирую. Мы собираемся, мы думаем над этими цифрами.В заключении я хочу сказать, что ваши научные доклады и дискуссии станут важным шагом в исследовании самых острых вопросов современной социологической науки. Мы постараемся создать все условия для вашей плодотворной работы. Уфа и Башкортостан очень гостеприимные, мы всегда рады гостям. Вы можете к нам приезжать как друзья, как товарищи. Мы всегда будем рады и общению с вами и совместной нашей работе.)
Определив объект, выясним, что именно интересует социологию в современном обществе, под каким углом зрения она обращается к его исследованию.
В советский период преобладала точка зрения, согласно которой социология рассматривалась как наука о наиболее общих законах (закономерностях) функционирования и развития общества и его подсистем. Такое широкое и абстрактное понимание предмета социологии объяснялась тем, что социология (особенно теоретическая) долгое время считалась частью философии и отождествлялась с историческим материализмом, господствовавшим в советском обществознании.
В конце 80-х – начале 90-х годов такая позиция перестала удовлетворять социологов. Начались активные поиски новых подходов к пониманию предмета социологии. Не останавливаясь подробно на них, отметим, что дальнейшее развитие и поддержку получила точка зрения, что ключевой категорией социологии является социальная общность. Исследуя общественные явления и процессы, социология в центр своего внимания ставит человека, его сознание, отношение к миру и обществу. Но человек в обществе не существует изолированно. С самого рождения он включается в различные социальные группы и становится членом той или иной социальной общности (семьи, дошкольного коллектива, школьного класса и т.д.). Поэтому социология и включает в свой предмет изучение социальных общностей.
Социальная общность – это взаимосвязь человеческих индивидов, основанная на близости их интересов, взглядов, ценностей, деятельности и т.п. К социальным общностям относятся
· Классы;
· Социально-демографические группы(молодежь, женщины);
· Национально-этнические группы (русские, евреи, французы, японцы);
· Социально-территориальные общности(город, деревня, поселения)
· Профессиональные группы (врачи, учителя, шахтеры);
· Конфессиональные группы (христиане, католики, иудеи)
· Трудовые коллективы;
· Семьяи др.
Социологию интересуют не только общности сами по себе. А главное, их действие и взаимодействие. Именно действие и взаимодействие различных социальных общностей является источником существования и развития общества.
Люди в обществе действуют и взаимодействуют не как им вздумается, а в определенных формах и по определенным правилам, на основе самых разнообразных норм.Формы, правила и нормы общественной деятельности находят выражение в социальных институтах. Социальный институт – это устойчивая, исторически сложившаяся форма организации жизнедеятельности людей, и правила и нормы, регулирующие эту деятельность.
Основными социальными институтами являются:
§ В экономической сфере – производство, труд, собственность, рынок;
§ В политической сфере – власть, государство, политические партии;
§ В социальной сфере – образование, семья;
§ В духовной сфере – наука, искусство, религия.
Социальные институты являются своеобразными «узлами», связывающими социальные общности, социальные действия, взаимодействия и процессы в единое целое. Это социальные столпы и базовые элементы общества.
Таким образом, подводя итог всему сказанному, можно сформулировать определение предмета социологии. Социология – это наука о функционировании и взаимодействии социальных общностей в рамках социальных институтов.
3. Структура социологического знания.
Структура социологического знания – это не просто совокупность различных представлений, взглядов и научных понятий об обществе, а определенная упорядоченность знаний о нем, его явлениях и процессах. (Структура – строение, расположение, порядок).
Наиболее распространенной является трехуровневая структура социологического знания, в которой выделяются: