К социальным механизмам взаимодействия относят подражание и убеждение
Специфика подражания, в отличие от заражения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. Различают несколько видов подражания: логичное и внелогичное, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
Анализ различных видов подражания позволяет сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние), низшие (по социальной лестнице) подражают высшим.
Убеждение — способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения. В отличие от внушения убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Как правило, убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов, тогда как внушение может происходить практически мгновенно. Метод убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.
4.В учебной литературе выделяют четыре основных теории социального взаимодействия, в рамках которых, ученные рассматривают природу, особенности и способы осуществления социального взаимодействия.
Первая теория социального взаимодействия принадлежит социологу бихевиаристу Джорджу Хомансу, который рассматривал взаимодействие как обмен. Концепция Хоманса основывается на том, что совокупность индивидов, с которыми мы вступаем во взаимодействия разные. С некоторыми мы чувствуем себя свободно и легко, но с другими нам необходимо прилагать определенные усилия, чтобы создать устойчивое взаимодействие. Интенсивность затрачиваемых нами усилий прямо пропорционально том, что мы хотим получить или наверняка получим от взаимодействия. Теория обмена основывается на четырех принципах:
1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще мы будем его повторять. (Если, например, посещая врача впервые мы получаем качественную услугу, то мы будут стремиться попадать на прием именно к этому врачу)
2. Если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-либо условия, то человек стремиться воссоздать эти условия. (Если, например, человек получает качественное медицинское обслуживание в платной клинике, то он будет стремиться лечиться в платных клиниках).
3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения. (Если известный нами хороший врач переходит на работу в платную клинику, то мы будем продолжать пользоваться его услугами даже за большую цену).
4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения. (Если платное медицинское учреждение не испытывает недостатка в пациентах, администрация клиники не будут предпринимать усилий для привлечения больных).
Следующая концепция разработана интеракционистом Джорджем Мидом и Гербертом Блумером, основанная на том, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяют тем значением, которые они им придают. Концепция Дж. Мида основывается на выделении двух типов действия. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс, вроде моргания. Значимый жест характеризуется тем, что реагируют не автоматически, а определяя значение поступков, прежде чем ответить на него. Определяется значение действия через толкование человеком различных символов (мимике, интонации, позы и т.д.).
Г. Блумер считал, что социальное взаимодействие – это непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Согласно этнометодологической концепции Гарольда Гарфинкеля социальное взаимодействие основывается на общепринятых правила, которые определяют, в какой ситуации что сказать, как сказать или промолчать. При нарушении принятых в обществе правил социальное взаимодействие не состоится. Так, например, если пациент будут вступать с врачом в спор по поводу методов лечения, человек не избавиться от своего недуга.
Эрвин Гофман отводит важную роль такому свойству социального взаимодействия как управление впечатлением. Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление, в результате эта концепция была названа драматургическим подходом. Человек заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, и особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется путем его влияния на понимание ситуации другими. Подобно спектаклю в жизни есть так называемая «сцена», где человек создает о себе нужное ему впечатление, и «кулисы», где он предстает таким, каков он есть. На «сцене» он действует так, чтобы произвести на окружающих необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам. Так, врач может смягчить диагноз для пациента (сцены), в тоже время родственникам описать реальную ситуацию (кулисы).
Ситуационные задачи
Ситуация 1.
М. Вебер назвал в числе обязательных признаков социального взаимодействия мотив и ориентацию на другого. Какие еще признаки необходимы социальному взаимодействию?
Ситуация 2.
Представьте себе мир, где нет ничего, что могло послужить вам зеркалом. Оно необходимо вам для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Как вы думаете, изменились бы в таком мире межличностные отношения?
Ситуация 3.
Типологию социального действия Вебера свяжите с указанными ниже социальными категориями людей. Каждой категории в наибольшей мере присущ один из четырех типов социального действия. Какой именно? (солдат, юродивый, бизнесмен, фанат-революционер, чиновник, патриот, рабочий, врач)