Раздел IV. Функциональный аспект массовой коммуникации
Тема 10. Функции системы массовой коммуникации....................................172
Массовая коммуникация как функциональная система.........................172
Функции массовой коммуникации и ее сторон.......................................173
Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации...........189
[3]
Реклама в системе массовой коммуникации............................................200
Паблик рилейшнз в системе массовой коммуникации...........................204
Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации
Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт.......................212
Что такое «четвертая власть»?...........................................................................226
Тема 13. Структура системы средств массовых коммуникаций....................236
Печать в системе средств массовых коммуникаций................................238
Радио в системе средств массовых коммуникаций..................................239
Телевидение в системе средств массовых коммуникаций......................240
Жанры в структуре средств массовых коммуникаций............................243
Раздел VI. Направления и методы исследования системы массовой коммуникации
Тема 14. Направления исследований массовой коммуникации в рамках
теоретической социологии.................................................................................252
Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой
коммуникации......................................................................................................255
Приложение. Примерная учебная программа дисциплины «Массовая
коммуникация»....................................................................................................262
[4]
Введение
В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, проблемам массово-коммуникативных процессов уделяется все большее внимание. Социология массовой коммуникации в двадцатом веке достаточно активно развивалась в странах Америки и Европы. Отечественные же исследования по социологии массовой коммуникации в настоящий момент находятся только в стадии становления. Однако следует отметить, что в предыдущие десятилетия это направление социологического знания развивалось преимущественно в рамках эмпирических исследований, а также в рамках теории журналистики. В последние годы интерес к теоретико-социологическим исследованиям в области массовой коммуникации неуклонно растет: во многих университетах появились специализации по дисциплине «Социология массовой коммуникации», эта тематика активно изучается специалистами в области рекламы и паблик ри-лейшнз. Результаты научных исследований находят свое отражение в специально созданных учебниках для студентов высших учебных заведений.
Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе монографии автора «Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ». При создании данного учебного пособия была поставлена цель — ознакомить будущих специалистов с различными аспектами дисциплины «Социология массовой коммуникации».
«Принято считать, что функция учебника — обучить людей правильно пользоваться научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее — сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности»[1].
Данный учебный курс призван способствовать формированию аналитического мышления у студентов через привлечение их в процессе
[5]
обучения к анализу социальных процессов во всем их многообразии. Здесь массовая коммуникация рассматривается не только со стороны изучения результатов эмпирических исследований последней, но и со стороны теоретико-социологического анализа. Это, в свою очередь, позволяет выделить в ее содержании:
♦ феномен субъектов деятельности массовой коммуникации как сложное многоуровневое явление;
♦ объект ее воздействия;
♦ средства и условия ее осуществления.
Большое значение уделяется определению сущности, явления, содержания, форм и функций массовой коммуникации, способам и методам ее влияния на массовое сознание. Как представляется, такой многосторонний теоретико-социологический анализ массовой коммуникации необходим будущим исследователям общества, которые как никто другой должны будут уметь ориентироваться в сложной и динамичной системе социальных процессов.
Не обрушивая на читателя всю противоречивую и разнообразную полемику по данной проблематике, тем не менее, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить достаточное внимание существующему многообразию мнений, которое закономерно присутствует в социологии массовой коммуникации, как и в любой становящейся науке. Подобный подход, возможно, также будет способствовать формированию аналитических навыков, умению не просто читать и слушать, но и думать, сопоставлять, анализировать.
[6]
Раздел I
СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ
КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
[7]
Тема 1