Сущность, функции и виды ритуалов как инструмента управления организациями
На основе анализа исторических, антропологических, социологических и управленческих теорий, рассматривающих различные аспекты ритуализации жизни общества, автор определяет организационные ритуалы каксовокупность программируемых действий и мероприятий с высокой степенью эмоциональной вовлеченности, которые демонстрируют сотрудникам ценности организации и ориентированы на стабилизацию организационного порядка, интеграцию персонала и поддержание его статусной идентичности. Согласно теории Э.Шейна, они представляют собой значимую часть поверхностного, символического уровня организационной культуры, органическим связанного с ценностями и базовыми предположениями относительно верований, распространенных в конкретной корпоративной среде.
Автор предлагает выделить следующие наиболее общие типы организационных ритуалов.
Ритуалы перехода[10] связаны с процессом изменения роли или статуса человека в пределах организации или социальной системы. Основное значение этих ритуалов заключается в том, чтобы сопровождать вступающих в новую должность или уходящих со службы в процессе перемены их статуса и интеграции в новые условия.
Интегрирующие ритуалы характерны для сложных организационных и предпринимательских структур, их целью является консолидация коллектива на базе общих корпоративных ценностей. Традиционным примером таких ритуалов могут быть различные праздничные или спортивные мероприятия.
Ритуалы поощрения направлены прежде всего на мотивацию сотрудников путем публичного признания их заслуг. Посредством ритуальных технологий обеспечивается повышение статуса сотрудника через общественное признание его успехов. Примером таких ритуалов может служить помещение фотографии официанта месяца в компании McDonald's, торжественное вручение наград, почетных грамот, памятных знаков, денежных премий. Ритуалы поощрения указывают на ценность определенного типа поведения с точки зрения руководства компании.
Ритуалы порицания,напротив, направлены на публичное осуждение тех или иных действий сотрудников и влекут за собой увольнение, понижение в должности, выговоры, штрафы и т.д. Тем самым они означают снижение уровня власти и статуса индивидуума.
Критуалам разрешения споров и улаживания конфликтов можно отнести экстренные совещания руководства в связи с угрозой забастовки, переговоры с профсоюзами и т.д. В целом данные ритуалы призваны продемонстрировать желание сторон прийти к компромиссу путем решения существующих организационных проблем и направлены на снижение напряженности в коллективе.
Ритуалы обновления направлены «на «оживление» традиций, норм и ценностей организации. Задача таких ритуалов – избежать «омертвления», формализации деятельности корпорации. Ритуалы обновления объективно способствуют развитию вертикальных и горизонтальных связей внутри коллектива и повышению их эффективности. К числу таких ритуалов можно отнести, например, выступление руководителей фирмы с традиционным ежегодным отчетом о положении дел в компании.
На основе использования структурно-функциональной концепции Т.Парсонса, которая выделяет следующие функции социальной системы: 1) ситуационная адаптация; 2) достижение целей системы; 3) интеграция системы в целом; 4) сохранение культурных моделей и регулирование напряжений[11], автором систематизированы функции организационных ритуалов, которые во многом совпадают с функциями самой социальной системы, являясь, таким образом, одним из основных механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование. Выделены следующие основные функции организационных ритуалов:
Функция социализации. Одной из основных задач обычаев и ритуалов является облегчение процесса интеграции людей в организацию. Данный процесс приобретает особое значение для новых членов организации, но касается также всех остальных сотрудников.
Воспроизводящая функция. Обычаи и ритуалы ориентированы на сохранение и поддержание корпоративных норм, традиций и ценностей.
Структурная функция. Ритуалы являются одним из основных механизмов, обеспечивающих поддержание структурной организационной иерархии. Они также способствуют достижению таких организационных целей, связанных с совершенствованием процесса внутрисистемных взаимодействий, как координация деятельности подразделений.
Функция стабилизации. Посредством ритуалов поддерживается существующий status quo и создается стабильная обстановка в коллективе. Им принадлежит ведущая роль в процессе формирования и утверждения базовых парадигм и ценностей, а также моделей мышления, восприятия и реакции, лежащих в основе организационной культуры.
В качестве инструмента управления ритуалы, с одной стороны, способствуют укреплению структуры предприятия, а с другой стороны, могут ослаблять ее за счет затушевывания истинного смысла совершаемых действий. В первом случае ритуалы играют объективно позитивную роль, поскольку они отражают базовые ценности организации и служат для их наглядной демонстрации. Во втором случае, когда взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается, можно говорить о негативном влиянии ритуалов, которые превращаются в пустую формальность.