Политическая система. Государственный механизм как система
Политическая система, по мнению большинства политологов, представляет собой неразрывную связь различных политических явлений, образующих некую целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность и функциональную направленность
(В. П. Пугачев, А. И. Соловьев).
Появление данной категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом
Д. Истоном в 50-60-х гг. прошлого столетия. Затем она получила развитие в работах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
В современной науке термин «политическая система» имеет два взаимосвязанных значения. В первом их них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, интеллектуально вычлененный конструкт, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики, политических процессов. Она применима к любому относительно целостному явлению — государству, партии, профсоюзу, политическому объединению, политической культуре, политической идеологии и т. д.
Использование конструкции «политическая система» в его первом, методологическом смысле применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного явления, организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающим социальным и природным миром явлений.
В политическую систему входит ряд важных политических явлений, таких как: политические нормы и традиции, политическая идеология, политические институты (партии, государство, профсоюзы, церковь и т. д.), политические отношения, политические режимы и т. д. Все эти явления в своем функционировании или действии образуют политических механизм общества — политическую систему.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это — формирование идеологии, ценностей, целей и задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т. д.; распределение национальных благ; управление и координация общественными связями.
Среда же воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т. п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т. п.). Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель функционирования политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся условиям социальной действительности, а также активное воздействие на нее.
В современной науке существуют различные подходы к анализу функционирования политических систем. Их изучение способствует углубленному исследованию политической жизни и процессов, возможности использования в политическом познании действительности методов формализации, математических, кибернетических и информационно-коммуникативных.
Центральным институтом политической системы во всех странах является государство. Сам термин «государство» впервые в обществознание ввел итальянский философ и мыслитель Николо Макиавилли, ранее же термин государство применялся и был тождественен таким понятиям, как: «полития», «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия», «правление», «земля». В настоящий период термин «государство» используют в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле государство понимается как организация, система органов, обладающих верховной властью на определенной территории и издающие обязательные для исполнения всеми субъектами, находящимися на его территории правовые акты, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Нельзя не отметить, что определения понятия государства в российской юридической литературе, несмотря на некоторые расхождения, в последнее время не столь уж различны.
М. И. Байтин, исходя из двуединой природы государства – классовой и общечеловеческой, предлагает следующее его краткое общее определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». С данным определением согласен
М. Н. Марченко.
Т. Н. Радько считает, что государство – суверенное политико-территориальная организация публичной власти определенных социальных сил (классы, группы, весь народ), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои волеизъявления общеобязательными и решающая как классовые, так и общественные задачи.
Вместе с тем, обобщив все имеющиеся определения государства, можно все же утверждать, что государство сегодня – это организация политической власти, осуществляемой в человеческом обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют на основе права и в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства состоит в том, чтобы вести «общие дела» общества, представлять его и организовывать, обеспечивать мир и безопасность людей, руководить общественными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах. Государство также можно рассматривать как публично-правовой союз, т. е. как властную организацию общества, или как аппарат публичной государственной власти. Думается, что все эти подходы характеризуют понятие и основные черты государства с разных сторон и в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государство как целостную организацию – публичную (государственную) власть и право. Именно они, соединяясь в одну систему, требуют особой организационной формы.
Однако при этом остается открытым довольно непростой вопрос: что же в этом случае следует понимать под сущностью самого государства?
Известно, что сущность любого предмета либо явления – это самое главное, самое существенное, глубинное в нем; или это то, без чего тот или иной предмет либо явление не могут быть выделены из совокупности других; то, без чего данный предмет или явление потеряли бы свое «лицо», соответственно, сущность государства – это самые главные, самые существенные, глубокие и прочие качества, его признаки, черты.
Может быть, поэтому в теории государства и права и утверждается некоторыми учеными, что сущность государства является составной частью его понятия (А. В. Венгеров, В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков. Это означает, что этот признак выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.
Против этого возражает Л. А. Морозова, считая, что, безусловно, сущность государства определяют многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность – самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.
Сущность же современного государства, очевидно, необходимо связывать с его определением (либо частью определения) и с самыми главными, существенными, глубинными признаками, в том числе и классовыми, общесоциальными и другими. И этот вывод развивает изложенную выше точку зрения А. Б. Венгерова, В. Н. Протасова и Л. А. Морозовой. Поэтому охарактеризуем эти признаки государства.
К этим признакам многие теоретики обычно относят территориальную организацию населения, публичную власть, государственный суверенитет, аппарат государства как средство насилия, взимание налогов и сборов и некоторые другие.
Этот важный политический и правовой институт имеет ряд общих для всех своих разновидностей признаки, среди которых:
· отделение публичной политической власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление, слоя профессиональных управленцев. Этот признак отличает государство от родовой общины, основанной на принципах самоуправления;
· территория, очерчивающая границы государства. Правовые акты и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно организуется не по кровному родству или религиозному признаку, а на основе территориальной или этнической общности;
· суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество сил, властей: семейная, экономическая, социальная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех лиц, находящихся на территории, организаций и учреждений, обладает только государство. Лишь ему принадлежит право на издание правовых актов, обязательных для всего населения;
· монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Рамки государственного принуждения простираются от ограничения свободы до физического уничтожения человека или даже группы лиц. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую мощь и действенность государственной власти. Это государство осуществляет с помощью специального механизма — правоохранительной системы (полиция, служба безопасности и т. д.);
· право на взимание налогов и сборов населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: обороны, миграции, экономической, социальной, культурной.
Наличие населения или народа обеспечивает его существование как социального феномена. Государство состоит из людей, образующих основной его субстрат, общество. Государство существует не для себя, а для населения или народа, который его создал и воспроизводит ежемоментно. Люди, проживающие на территории государства, являются его гражданами и обладают гражданством.
Государство является официальным представителем всего общества как целого и защищает его интересы, создает всеобщее благо. Ни одна организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств (СССР), не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает необходимыми ресурсами и средствами.
Выявление общих признаков имеет не только научное, но и практическое политико-правовое значение. Государство — субъект международного права и международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.