Социальное действие и социальное взаимодействие
Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В таком случае наука предстает не в виде механического набора представлений, которые легко могут меняться местами друг с другом, а в виде стройного здания, каждый элемент которого находится на своем месте, и место это не может быть занято другим элементами без ущерба для всего здания. И возводится оно, начиная с фундамента, а уже на него ставятся стены, на них потолочное перекрытие и т.д.
Что же может быть таким фундаментом социологической науки (соответственно всей социальной жизни), на котором могут последовательно воздвигаться в «естественной» последовательности другие ее элементы, т.е. происходить не произвольное, а обусловленное глубокой логикой развертывание ее предметного содержания?
Очевидно, что самый первый термин, который требует разъяснения при систематизированном изложении социологической теории, это – «социальное» и его производные; практически все понятия, которыми приходится оперировать в рамках социологии, привязаны к нему. Некоторые авторы и считают его исходным понятием социологии.
Но этот термин, строго говоря, не является научным понятием, он лишь определение, характеристика, прилагаемая к основной смысловой составляющей понятия («социальная система», «социальная политика» и др.), которое состоит из двух частей. Определение «социальное» ограничивает содержание и объем основного термина, который сам по себе имеет гораздо более широкий смысл.
При объяснении понятия «социальное», видимо, надо исходить из того, что оно выражает совместный характер различных проявлений жизнедеятельности людей, в которых возникает их взаимосвязь и взаимозависимость. Социальность представляет собой подразумеваемую характеристику «совместности» человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой «совместности».
Что же из социальной жизни, включающий в себя много различных аспектов и образований, может быть принято за исходный пункт? Такими более простыми и непосредственно воспринимаемыми феноменами социальной жизни выступают социальное действие и социальное взаимодействие.
Человеческие действия крайне многообразны и могут быть классифицированы по самым разным основаниям. Но для социологической теории важен прежде всего главный «водораздел»: одни из действий человека касаются других индивидов, их интересов, жизненных проявлений, во многих случаях даже судеб, приводят к обмену с ними какими-то результатами деятельности и в силу всего этого вызывают у них, т.е. у социального окружения ту или иную ответную реакцию; другие же действия того же самого субъекта лишены всего этого, ограничиваются только миром его собственного существования. Первые могут быть названы социальными действиями.Они и порождают социальное взаимодействие, в них в конечном счете лежат истоки всех социальных явлений, образований, процессов, в силу чего и в социологической теории именно с этой категории должно начинаться развертывание ее содержания.
Представляется чрезвычайно плодотворным подход М. Вебера, который, как известно, центральное место отводил именно социальному действию. По его мнению , не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения иных людей. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей выступают не как общественные , социальные, а как индивидуальные, личностные.
Характеризуя анатомию социального действия, социологи-функционалисты чаще всего выделяют такие основные его элементы:
1) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями;
2) конкретная среда, в которой осуществляется действие («ситуация»);
3) ориентация субъекта действия на конкретные условия среды, на «ситуацию», позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели;
4) ориентация субъекта на других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды.
При этом ориентация на других предполагает учет взаимосвязи и взаимодействия как с отдельным лицом, так и с более или менее многочисленной группой лиц и даже со всем обществом; как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми; как по отношению к настоящему, так и к прошлому, а также к ожидаемому в будущем поведению других людей.
Социальное действие, выражающее зависимость и совместность людей или их групп, выступает как социальная связь (взаимосвязь). Она включает следующие основные элементы: субъекты этой связи; предмет связи, характеризующий ее содержание; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.
Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде социального контакта, когда дело идет о внешних, неглубоких, поверхностных, чаще всего мимолетных связях людей единичного или многократного характера, не оказывающих существенного влияния на их жизнь и деятельность (например, контакты пассажиров на транспорте, зрителей в кинотеатре или на спектакле, посетителей с лифтером, уборщиком или гардеробщиком), так и в виде социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряженно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений.
Социальные отношения – это одна из форм проявления социальных взаимодействий (наряду с социальными общностями и социальными институтами), которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью социальных взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания социальных связей. Таковы, например, межклассовые, межнациональные и другие межгрупповые отношения. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего огромным разнообразием тех целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, знание, статус, престиж, доброта, справедливость, дружба, любовь и др.).
Социологи различают два самых общих типа взаимодействий:
сотрудничество и соперничество (иногда называемое конкуренцией). Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон; взаимодействие на основе соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов. Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.