Подходы к изучению совместимости супругов
Совместимость, совместное поведение супругов
Диспозиции семейного поведения как поведения не индивидуального, а относящегося к семейной целостности представлены на схеме 12.1, где показаны отличия собственно семейного поведения от индивидуального поведения члена семьи.
§ Центральное положение отведено семейному МЫ (центральная диспозиция), выделяющему себя из мира всех остальных, из мира ОНИ.
§ Идентификация членов семьи с МЫ не ведет к растворению каждого Я, а интегрирует их как своих, отличающихся от всех чужих. Схема 12.1 представляет семейное МЫ супружеской парой, а не родителей и детей, что было бы точнее.
Схема 12.1 Семейное поведение мужа и жены(Антонов А.И. Микросоциология семьи. М., 1998. С. 232)
РСП
Я |
Результаты семейного поведения
Я
мужа
жены |
П Система индивидуальных потребностей |
П Система индивидуальных потребностей |
Семейные ситуации
§ В блоке МЫ осуществляется самый главный процесс определения семейных ситуаций с точки зрения общесемейных целей и ценностей.
§ Чем больше
o зона согласованного взаимодействия семьи,
o чем больше членами семьи принимаются семейные ценности
o чем меньше тяготения к обособлению Я, к стремлению строить свои действия исходя из индивидуальных и в этом смысле внесемейных ориентации,
тем выше вероятность того, что в ходе жизненного цикла семьи различные результаты семейного поведения будут определяться центральной диспозицией — семейным МЫ.
§ реализация семейных целей (актуализированных потребностей и установок) зависит от иерархии системы ценностей семьи, определяющей отбор средств достижения целей и ведущей к тем или иным результатам семейного поведения.
Таким образом, чем меньше зона или поле согласованного взаимодействия членов семьи, тем меньше отдельные Я членов семьи идентифицируются с семейным МЫ.
Подходы к изучению совместимости супругов
1. Структурный подход ориентирован на изучение персональной совместимости — соотношение различных статических характеристик супругов: характерологических, интеллектуальных, мотивационных и т. п. В этом случае совместимость супругов выражается в способности образовать гармоничную пару: структуру, обладающую признакам целостности, уравновешенности, завершенности. Основанием для подобных исследований послужила гипотеза Р. Винча о так называемой комплементарности (взаимодополнении), по которой потребности партнеров, членов малой группы (в данном случае такой группой?" является семья), должны дополнять друг друга по качеству их личностных свойств.
2. Функциональный подход основан на представлении личности через ее роли и функции в группе. Применительно к супружеству функциональный подход выражается в исследовании соотношения семейных ролей супругов, их представлений о семье.
Совместимость при этом выступает как согласование, сходство представлений, ожиданий супругов о семейной жизни, непротиворечивость ролей в супружеской паре.
Сторонники функционального подхода считают, что если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые партнером ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Здесь речь идет о ролевом конфликте, или, более широко, о конфликте представлений (Арутюнян М. Ю., 1983).
Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением (порядок, пол) среди братьев и сестер. Следовательно, с этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными (Кратохвил С, 1991).
Комплементарный брак — это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Например, муж был старшим братом двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата (или братьев), то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга.
Некомплементарный брак — это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях. Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для единственных детей имеет брак с супругом, имевшим младшего брата или сестру. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье (Черников А. В., 1997).
3. адаптивный подход — ориентируется на изучение слабых, проблемных аспектов супружеских отношений, вызывающих конфликты, разногласия, непонимание. Этот подход является, с одной стороны, общим для двух вышеуказанных, и в то же время особым направлением.
Его задача — поиск резервов адаптации супругов друг к другу путем гармонизации супружеского союза.Наиболее полно этот подход реализуется в практической работе по оказанию психологической помощи семье, в частности семейной консультации.
Брачное поведение состоит как бы из трех частей:
1.это система действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор);
2.собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями;
3.поведение, ведущее к разводу или разъединению.
В современных условиях, когда все больше становится альтернативных браку форм сожительства мужчин и женщин, важным становится изучение брачного поведения в первом смысле как исследование брачного выбора.
Историческое ослабление социокультурных норм брачности делает вступление в брак действительно проблемой выбора одной из нескольких моделей жизни.
Данное обстоятельство находит отражение в структуре диспозиций, в выделении
§ потребности в браке (в брачном состоянии, статусе, т.е. в том, что вынуждается социокультурными нормами брака и семьи)
§ потребности в брачном партнере.
Социализационное, или родительское, поведение – это система действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.