Тема 11. методики контроля качества работы
ИНТЕРВЬЮЕРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
МАССОВЫХ ОПРОСОВ
Лекция
1. Методики контроля качества работы интервьюеров, применяемые в России.
2. Методики контроля качества работы интервьюеров: зарубежный опыт.
ТЕМА 12. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
Лекция
1. Научное и обыденное наблюдение. Наблюдение – один из самых старых методов в человеческом познании.
2. Особенности социологического наблюдения как метода сбора информации, его достоинства. Проблема надежности данных наблюдения.
3. Объективные недостатки метода наблюдения (частный характер каждой наблюдаемой ситуации; сложность или невозможность повторения наблюдения; высокая трудоемкость метода).
4. Субъективные недостатки метода наблюдения (различия в социальном положении, ценностных ориентациях, стереотипах поведения наблюдателя и наблюдаемых; непроизвольное влияние наблюдателя; запрограммированность ожиданий со стороны наблюдателя; настроение наблюдателя на момент наблюдения; недостаточное умение наблюдать, сосредотачиваться, целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию).
5. Классификация видов наблюдения: структурализованное и неструктурализованное; систематическое и несистематическое; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.
6. Основные области применения метода наблюдения. Применение наблюдения в процессе исследований в области социальной работы.
7. Этапы проведения наблюдения: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала; оформление выводов.
8. Инструкция и схема проведения наблюдения. Дневник наблюдения.
Литература:
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2001. 496 с. (Гл. 20. Социологическое наблюдение. С. 318-330.)
2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с. (Гл. 2. Включенное наблюдение. С. 15-43.)
3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие и логические принципы организации / Н.К. Дружинин. М., 1977.
4. Краткий социологический словарь. М., 1988. С. 169-170.
5. Метод наблюдения // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 54-59.
6. Никифоров А.Т. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях / А.Т. Никифоров, В.Е. Семенов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
7. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 54-58.
8. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологических исследованиях / Э.П. Петров // Социол. исслед. 1974. № 2. С. 125-135.
9. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 139-142.
10. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. Минск: Амалфея, 2000. 208 с. С. 110-163.
11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с. С. 194-210.
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара, 1995. С. 121-131.
Дополнительная литература:
1. Андреенков В.Г. Наблюдения / В.Г. Андреенков // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.
2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью / С.А. Белановский. М.: Наука, 1993. 352 с. (Наблюдение. С. 288-293.)
3. Бизюков П.В. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта / П.В. Бизюков, В.В. Савельев // Социол. исслед. 1991. № 1. С. 88-89.
4. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990. Разд. 4.
5. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии / Э.А. Орлова // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.
6. Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива / И.А. Ряжский // Социол. исслед. 1975. № 3. С. 92-99.
Семинар
Теоретические вопросы:
1. Основные знания и умения, которыми должен обладать наблюдатель. Подготовка наблюдателя: формирование у исследователя необходимых умений и навыков.
2. Наблюдение как вид исследования в теории и практике социальной работы (привести конкретные примеры).
Практические задания для выполнения в группах:
1. Составить по предложенным образцам схему проведения наблюдения:
· за участниками ролевой игры «Суд над женщиной» (учебная дисциплина «Гендерология и феминология») для «присяжного заседателя»;
· за детьми в летнем детском лагере;
· за клиентами социального работника во время прохождения студенческой учебной практики (любое количество групп).
Наблюдение за проведением собрания на предприятии(О Б Р А З Е Ц)[4]
Документация для записи происходящего включает девять бланков, соответствующих этапам любого собрания:
1) общая характеристика мероприятия;
2) ситуация непосредственно перед началом собрания;
3) организационный период;
4) карточка докладчика, выступающего;
5) реакция участников на доклад, выступление;
6) общая ситуация во время прений, выступлений;
7) ситуация во время принятия проекта решения;
8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения;
9) ситуация после окончания собрания, митинга.
Наблюдая реакцию участников собрания, наблюдатель фиксирует, от кого эта реакция исходила. Для этого предусматривается выделение нескольких объектов наблюдения:
1) руководство собранием;
2) большинство участников;
3) примерно половина участников;
4) меньшинство;
5) несколько человек;
6) один-два человека.
Карточка регистрации общей ситуации во время выступления:
а - президиум призывал участников собрания к активности;
б - президиум сдерживал активность участников собрания.
Карточка выступающего (О Б Р А З Е Ц)[5]
Ф.И.О._____________________________________________
Должность__________________________________________
1. По чьей инициативе выступил:
а - записался заранее
б - сам попросил слово устно
в - сам попросил слово письменно
г - по предложению организаторов, ведущих
2. Реакция аудитории на появление выступающего:
а - положительная
б - отрицательная
в - отсутствует
3. Время начала выступления: ________час. ________ мин.
4. Основные положения выступления:
а - тема __________________________________________
б - объект выступления _____________________________
в - направленность выступления (одобрительная/нейтральная/критическая)
5. От чьего имени говорит:
а - от себя
б - от имени всех участников
в - от имени группы
г - неопределенно
6. Время окончания выступления: ________час. ______ мин.
7. Продолжительность выступления: _________ мин.
8. Типы реакции аудитории на выступление:
1) одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты
2) неодобрительные реплики, возгласы, замечания
3) требование дополнительной информации
4) разговоры в зале, связанные с темой выступления
5) вопросы к выступающему
6) отсутствие реакции
7) призывы к сохранению порядка
8) призывы к соблюдению регламента
9) разговоры в зале на неопределенные темы
10) постоянные разговоры
11) занятие посторонними делами (чтение и т.д.)
2. Составить по предложенному образцу инструкцию для проводящих наблюдение по проблематике темы, выбранной для семинара по теме 3.
Инструкция по проведению мониторинга на муниципальном транспорте
г. Красноярска (О Б Р А З Е Ц)
Цель мониторинга – сбор информации:
· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска представителей отдельных групп пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд (ветераны; инвалиды; реабилитированные жертвы политических репрессий; подвергшиеся радиации…);
· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска пенсионеров;
· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска лиц, оплачивающих свой проезд.
Метод работы – статистическое наблюдение, при котором наблюдаемые данные фиксируются на специально разработанном листе наблюдения.
Лист наблюдений Время: с 7 до 8 часов
Ф.И. счетчика | Дата | Смена | № маршрута | Вид ТС | Госномер ТС | |
№ последнего билета при поездке в один конец | ||||||
№ первого билета при поездке в один конец | ||||||
Количество чел., оплативших проезд | ||||||
ВЕТЕРАН | ||||||
ИНВАЛИД | ||||||
Ж П Р | ||||||
РАДИАЦИЯ | ||||||
Пенсионер | ||||||
Студент | ||||||
Профессиональные | ||||||
Проездные | ||||||
Наблюдение будет проводиться 22, 24 и 26 января 2004 г. (понедельник, четверг, суббота), с 07.00 до 21.00, на 10 маршрутах муниципального транспорта г. Красноярска (автобусы - 6, троллейбусы - 2, трамваи - 2).
№ | Вид транспортного средства | Номер маршрута |
Автобус | ||
Автобус | ||
Автобус | ||
Автобус | ||
Автобус | ||
Автобус | ||
Троллейбус | ||
Троллейбус | ||
Трамвай | ||
Трамвай |
Участники сбора первичной информации (наблюдения)
На каждой транспортной маршрутной единице в течение дня должны работать две группы. Первая смена - с 07.00 до 14.00. Вторая смена – с 14.00 до 21.00. Таким образом, в сборе первичной информации принимает участие 20 групп. В каждой группе 5-6 участников: руководитель – 1, счетчик – 2, наблюдатель-эксперт – 2-3.
Счетчики.Счетчики – активные участники наблюдения, в функции которых входит:
· непосредственный сбор и фиксация по специальной методике информации, необходимой для последующего анализа;
· своевременная оперативная передача получаемой информации супервайзерам для обработки;
· оперативная связь с супервайзерами по всем содержательным вопросам, а также организационным вопросам, которые невозможно решить руководителю группы на месте;
· бесконфликтное, тактичное общение с пассажирами, кондуктором и водителем транспортного средства, руководителем группы и экспертами-наблюдателями.
Работа счетчиков – одна из самых ответственных при проведении мониторинга, так как именно от адекватности, честности и внимательности их работы зависит достоверность и объективность получаемых данных, а значит, и результаты последующего анализа, поэтому к личностным качествамсчетчиков предъявляются
дополнительные требования: наблюдательность, умение слушать, аналитический склад ума, хорошая память, коммуникабельность, социальная компетентность, внешняя привлекательность. Для проведения мониторинга в качестве счётчиков были выбраны студенты социально-правового факультета Юридического института Красноярского государственного университета (специальность «Социальная работа»).
Поскольку выполнение мониторинга проводилось в сжатые сроки, к счетчикам было предъявлено дополнительное техническое требование – наличие средства современной мобильной телефонной связи.
Руководители групп.В качестве руководителей групп наблюдателей были избраны специалисты Управления социальной защиты Администрации Красноярского края. В их функции входит:
· общее руководство группой;
· урегулирование всех организационных (технических) вопросов, возникающих у членов группы;
· отлаживание взаимоотношений с водителем и кондуктором транспортной единицы;
· урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих со стороны пассажиров во время сбора информации;
· выполнение функций счетчика (совместно со счетчиками-студентами) во время «часа пик», при наличии у транспортного средства двух или трех выходов, прочих особых ситуаций.
Эксперты-наблюдатели.В качестве экспертов-наблюдателей были приглашены:
· представители краевого и городского советов ветеранов;
· безработные, состоящие на учете в Красноярском городском центре занятости.
В функции экспертов-наблюдателей входит:
· обеспечение объективности выполнения процедуры наблюдения со стороны счётчиков;
· контроль за деятельностью счетчиков;
· оказание помощи счетчикам и руководителям групп при возникновении проблемных ситуаций.