Тема 11. методики контроля качества работы

ИНТЕРВЬЮЕРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

МАССОВЫХ ОПРОСОВ

Лекция

1. Методики контроля качества работы интервьюеров, применяемые в России.

2. Методики контроля качества работы интервьюеров: зарубежный опыт.

ТЕМА 12. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ

Лекция

1. Научное и обыденное наблюдение. Наблюдение – один из самых старых методов в человеческом познании.

2. Особенности социологического наблюдения как метода сбора информации, его достоинства. Проблема надежности данных наблюдения.

3. Объективные недостатки метода наблюдения (частный характер каждой наблюдаемой ситуации; сложность или невозможность повторения наблюдения; высокая трудоемкость метода).

4. Субъективные недостатки метода наблюдения (различия в социальном положении, ценностных ориентациях, стереотипах поведения наблюдателя и наблюдаемых; непроизвольное влияние наблюдателя; запрограммированность ожиданий со стороны наблюдателя; настроение наблюдателя на момент наблюдения; недостаточное умение наблюдать, сосредотачиваться, целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию).

5. Классификация видов наблюдения: структурализованное и неструктурализованное; систематическое и несистематическое; непосредственное (прямое) и косвенное; контролируемое и неконтролируемое; открытое и скрытое; включенное и невключенное; полевое, лабораторное и лабораторно-полевое наблюдение.

6. Основные области применения метода наблюдения. Применение наблюдения в процессе исследований в области социальной работы.

7. Этапы проведения наблюдения: подготовка исследования; сбор первичной социологической информации; обработка материала; оформление выводов.

8. Инструкция и схема проведения наблюдения. Дневник наблюдения.

Литература:

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие / Е.М. Бабосов. Минск: ТетраСистемс, 2001. 496 с. (Гл. 20. Социологическое наблюдение. С. 318-330.)

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 208 с. (Гл. 2. Включенное наблюдение. С. 15-43.)

3. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие и логические принципы организации / Н.К. Дружинин. М., 1977.

4. Краткий социологический словарь. М., 1988. С. 169-170.

5. Метод наблюдения // Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 54-59.

6. Никифоров А.Т. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях / А.Т. Никифоров, В.Е. Семенов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

7. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. М., 1996. С. 54-58.

8. Петров Э.П. Метод наблюдения в социологических исследованиях / Э.П. Петров // Социол. исслед. 1974. № 2. С. 125-135.

9. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 139-142.

10. Шикун А.И. Социологический практикум: Учеб. пособие / А.И. Шикун. Минск: Амалфея, 2000. 208 с. С. 110-163.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. М.: Добросвет, 2003. 596 с. С. 194-210.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. Самара, 1995. С. 121-131.

Дополнительная литература:

1. Андреенков В.Г. Наблюдения / В.Г. Андреенков // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью / С.А. Белановский. М.: Наука, 1993. 352 с. (Наблюдение. С. 288-293.)

3. Бизюков П.В. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта / П.В. Бизюков, В.В. Савельев // Социол. исслед. 1991. № 1. С. 88-89.

4. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990. Разд. 4.

5. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии / Э.А. Орлова // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983.

6. Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива / И.А. Ряжский // Социол. исслед. 1975. № 3. С. 92-99.

Семинар

Теоретические вопросы:

1. Основные знания и умения, которыми должен обладать наблюдатель. Подготовка наблюдателя: формирование у исследователя необходимых умений и навыков.

2. Наблюдение как вид исследования в теории и практике социальной работы (привести конкретные примеры).

Практические задания для выполнения в группах:

тема 11. методики контроля качества работы - student2.ru 1. Составить по предложенным образцам схему проведения наблюдения:

· за участниками ролевой игры «Суд над женщиной» (учебная дисциплина «Гендерология и феминология») для «присяжного заседателя»;

· за детьми в летнем детском лагере;

· за клиентами социального работника во время прохождения студенческой учебной практики (любое количество групп).

Наблюдение за проведением собрания на предприятии(О Б Р А З Е Ц)[4]

Документация для записи происходящего включает девять бланков, соответствующих этапам любого собрания:

1) общая характеристика мероприятия;

2) ситуация непосредственно перед началом собрания;

3) организационный период;

4) карточка докладчика, выступающего;

5) реакция участников на доклад, выступление;

6) общая ситуация во время прений, выступлений;

7) ситуация во время принятия проекта решения;

8) ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения;

9) ситуация после окончания собрания, митинга.

Наблюдая реакцию участников собрания, наблюдатель фиксирует, от кого эта реакция исходила. Для этого предусматривается выделение нескольких объектов наблюдения:

1) руководство собранием;

2) большинство участников;

3) примерно половина участников;

4) меньшинство;

5) несколько человек;

6) один-два человека.

Карточка регистрации общей ситуации во время выступления:

а - президиум призывал участников собрания к активности;

б - президиум сдерживал активность участников собрания.

Карточка выступающего (О Б Р А З Е Ц)[5]

Ф.И.О._____________________________________________

Должность__________________________________________

1. По чьей инициативе выступил:

а - записался заранее

б - сам попросил слово устно

в - сам попросил слово письменно

г - по предложению организаторов, ведущих

2. Реакция аудитории на появление выступающего:

а - положительная

б - отрицательная

в - отсутствует

3. Время начала выступления: ________час. ________ мин.

4. Основные положения выступления:

а - тема __________________________________________

б - объект выступления _____________________________

в - направленность выступления (одобрительная/нейтральная/критическая)

5. От чьего имени говорит:

а - от себя

б - от имени всех участников

в - от имени группы

г - неопределенно

6. Время окончания выступления: ________час. ______ мин.

7. Продолжительность выступления: _________ мин.

8. Типы реакции аудитории на выступление:

1) одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты

2) неодобрительные реплики, возгласы, замечания

3) требование дополнительной информации

4) разговоры в зале, связанные с темой выступления

5) вопросы к выступающему

6) отсутствие реакции

7) призывы к сохранению порядка

8) призывы к соблюдению регламента

9) разговоры в зале на неопределенные темы

10) постоянные разговоры

11) занятие посторонними делами (чтение и т.д.)

2. œ Составить по предложенному образцу инструкцию для проводящих наблюдение по проблематике темы, выбранной для семинара по теме 3.

Инструкция по проведению мониторинга на муниципальном транспорте

г. Красноярска (О Б Р А З Е Ц)

Цель мониторинга – сбор информации:

· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска представителей отдельных групп пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд (ветераны; инвалиды; реабилитированные жертвы политических репрессий; подвергшиеся радиации…);

· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска пенсионеров;

· о среднестатистическом количестве поездок на муниципальном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) г. Красноярска лиц, оплачивающих свой проезд.

Метод работы – статистическое наблюдение, при котором наблюдаемые данные фиксируются на специально разработанном листе наблюдения.

Лист наблюдений Время: с 7 до 8 часов

Ф.И. счетчика Дата Смена № маршрута Вид ТС Госномер ТС
           
№ последнего билета при поездке в один конец  
№ первого билета при поездке в один конец  
Количество чел., оплативших проезд  
ВЕТЕРАН  
ИНВАЛИД  
Ж П Р  
РАДИАЦИЯ  
Пенсионер  
Студент  
Профессиональные  
Проездные  
             

Наблюдение будет проводиться 22, 24 и 26 января 2004 г. (понедельник, четверг, суббота), с 07.00 до 21.00, на 10 маршрутах муниципального транспорта г. Красноярска (автобусы - 6, троллейбусы - 2, трамваи - 2).

Вид транспортного средства Номер маршрута
Автобус
Автобус
Автобус
Автобус
Автобус
Автобус
Троллейбус
Троллейбус
Трамвай
Трамвай

Участники сбора первичной информации (наблюдения)

На каждой транспортной маршрутной единице в течение дня должны работать две группы. Первая смена - с 07.00 до 14.00. Вторая смена – с 14.00 до 21.00. Таким образом, в сборе первичной информации принимает участие 20 групп. В каждой группе 5-6 участников: руководитель – 1, счетчик – 2, наблюдатель-эксперт – 2-3.

Счетчики.Счетчики – активные участники наблюдения, в функции которых входит:

· непосредственный сбор и фиксация по специальной методике информации, необходимой для последующего анализа;

· своевременная оперативная передача получаемой информации супервайзерам для обработки;

· оперативная связь с супервайзерами по всем содержательным вопросам, а также организационным вопросам, которые невозможно решить руководителю группы на месте;

· бесконфликтное, тактичное общение с пассажирами, кондуктором и водителем транспортного средства, руководителем группы и экспертами-наблюдателями.

Работа счетчиков – одна из самых ответственных при проведении мониторинга, так как именно от адекватности, честности и внимательности их работы зависит достоверность и объективность получаемых данных, а значит, и результаты последующего анализа, поэтому к личностным качествамсчетчиков предъявляются
дополнительные требования: наблюдательность, умение слушать, аналитический склад ума, хорошая память, коммуникабельность, социальная компетентность, внешняя привлекательность. Для проведения мониторинга в качестве счётчиков были выбраны студенты социально-правового факультета Юридического института Красноярского государственного университета (специальность «Социальная работа»).

Поскольку выполнение мониторинга проводилось в сжатые сроки, к счетчикам было предъявлено дополнительное техническое требование – наличие средства современной мобильной телефонной связи.

Руководители групп.В качестве руководителей групп наблюдателей были избраны специалисты Управления социальной защиты Администрации Красноярского края. В их функции входит:

· общее руководство группой;

· урегулирование всех организационных (технических) вопросов, возникающих у членов группы;

· отлаживание взаимоотношений с водителем и кондуктором транспортной единицы;

· урегулирование конфликтных ситуаций, возникающих со стороны пассажиров во время сбора информации;

· выполнение функций счетчика (совместно со счетчиками-студентами) во время «часа пик», при наличии у транспортного средства двух или трех выходов, прочих особых ситуаций.

Эксперты-наблюдатели.В качестве экспертов-наблюдателей были приглашены:

· представители краевого и городского советов ветеранов;

· безработные, состоящие на учете в Красноярском городском центре занятости.

В функции экспертов-наблюдателей входит:

· обеспечение объективности выполнения процедуры наблюдения со стороны счётчиков;

· контроль за деятельностью счетчиков;

· оказание помощи счетчикам и руководителям групп при возникновении проблемных ситуаций.

Наши рекомендации