Социологическая журналистика
Под социологической журналистикой понимается совокупность журналистских текстов, с одной стороны, включающих в себя социологические представления и факты, с другой – показывающих результаты журналистского познания действительности в качестве социологических выводов и фиксируемых явлений. Определение, которое не претендует на исчерпывающее обобщение, следует рассматривать в контексте практических результатов журналистской деятельности. Именно в таком аспекте особую значимость приобретают социологическое мышление, социологическая культура в целом как обязательные компоненты профессионализма творческого работника СМИ. Без этих составляющих не рождается сколько бы то ни было серьезное произведение в газете, журнале, теле- и радиоэфире. А социологическое мышление журналиста в своей сути объемно, многомерно, перспективно и в известном смысле слова ретроспективно, т.е. обладает предысторией, современным бытием и будущностью.
Сближение журналистики и социологии происходит по нескольким направлениям. Взятые по отдельности, они представляют собой хотя и разные, но родственные области познания. Потому и сложилось между институциональными их проявлениями это партнерское взаимодействие.
w Журналисты в том или ином виде распространяют по каналам массовой коммуникации новые социологические данные – так происходит социологическое информирование журналистскойаудитории.
w В журналистских выступлениях в качестве аргументации используются, зримо или незримо, определенные результаты исследований социологов – тем самым осуществляется социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста.
w Наконец, в определенной ситуации социологическое мышление журналиста способствует зарождению социологической публицистики –журналистского произведения особого качества, в котором осуществляется органичная «стыковка», синтез журналистики и социологии – родственных методов познания действительности.
Социологическая публицистика как высшее проявление социологической журналистики возникает, когда к непременным составляющим высокопрофессиональной деятельности творческого работника СМИ – социологическому мышлению и социологической культуре – прибавляются ярко выраженная способность автора к генерации свежих идей; предрасположенность к новому прочтению уже известного, мастерство исследователя в различении оригинального в банальном и составлении еще непривычных композиций фактов социальной действительности. В этой связи уместно выделить два аспекта социологической публицистики, как бы две стороны медали – социологию публициста и публицистику социолога, различающиеся по своему профессиональному генезису и приобретаемому статусу.
В одном случае журналист, отбирая наиболее убедительные для аудитории факты реальности и желая показать ей глубинные процессы общественной жизни в максимально обобщенных представлениях, обращается к тем или иным социологическим методам изучения реальности и результатам исследований социологов, философов, экономистов. В другом – граждански активный социолог берет на себя роль публициста, если видит, что результаты его исследований или труды его коллег заслуживают общественного внимания. При этом подразумевается не столько популяризация добытых наукой сведений (хотя она, так или иначе, необходима), сколько глубокое осмысление и выделение на их основе новых общественных идей.
В известном отношении социолог-публицист приподнимается над социологом-исследователем. Публицистическое обобщение по сравнению с конкретными итогами социологического исследования приобретает характер социально-философского прочтения общественно значимой проблемы – естественно, в доступной для аудитории форме, с использованием присущих журналистике художественно-выразительных особенностей изложения материала.
Такой видится основная тема этого раздела.