Социология общения. Невербальное общение.
Кроссворд. Умеем ли мы располагать к себе?
По вертикали:
1. Более плохими слушателями (в среднем) являются ...
4. Эффективный невербальный прием, состоящий в "копировании" собеседника.
5. Сила комплимента состоит в том, что слушатель может его ... желательным для себя образом.
7. Проявите к собеседнику искренний ...
8. Вид слушания, характеризующийся активной обратной связью. 10. Беритесь ... только тогда, когда об этом попросят.
11. Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне ... себе. 13. Как можно чаще произносите ... собеседника. 15. Комплимент - это пристройка ...
17. Самый эффективный среди вербальных способов расположить к себе собеседника.
19.Смысл слова "вербальный".
20.Когда говорите, старайтесь быть как можно более ...
23. Выразительное мимическое действие, располагающее к доброжелательной беседе.
24. Риторический прием, позволяющий подчеркнуть значимость высказанной мысли, а также дать возможность собеседнику высказаться.
По горизонтали:
2. Похвала - это пристройка ...
3. Комплимент можно сказать ..., про которого известно хоть что-нибудь.
6. Положительная оценка собеседника. 9. В среднем более хорошими слушателями являются ... 12. Вид слушания, характеризующийся умением внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника.
14. Плохой собеседник часто ... партнера.
15.Хороший собеседник должен быть прежде всего хорошим ...
16.Первой задачей беседы является ... к себе собеседника. 18. Качество человека, позволяющее ему не опаздывать.
21. Действие во время деловой беседы, показывающее собеседнику, что вы цените получаемую от него информацию, - это ведение ...
22. Комплиментарная часть должна быть как можно более ...
25. Большое преувеличение какого-то из достоинств человека.
26. Необходимое условие эффективного комплимента - чтобы обыгрывал ась его ... основа.
27. Создание комплимента начинается с того, что к собеседнику проявляется ...
Социология культуры
28. Определяя понятие "культура", Т.Парсонс выделяет три основных момента: "во-первых, культура передается, она составляет наследство или социальную традицию; во-вторых, это то, чему обучаются, культура не является проявлением генетической природы человека; и, в-третьих, она является общепринятой. Таким образом, культура, с одной стороны, является продуктом, а с другой стороны — детерминантой систем человеческого социального взаимодействия" (Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М., 1968 С.49).
"Культура означает обработку материала актом духа, победу формы над материей. Она более связана с творческим актом человека... Гений никогда не мог вполне вместиться в культуру и культура всегда стремилась превратить гения из дикого животного в животное домашнее... Творческий акт, в котором есть дикость и варварство, объективируется и превращается в культуру" (Бердяев Н. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. С.103-110; цит. по: Мир Философии. М., 1991. Ч.И. С.308).
Дополните данные определения. Покажите, что культура — не только продукт и условие социального взаимодействия, но и само это взаимодействие: культура не только передается, но и создается, она не только общепринята, но порой и противоречит общепринятому — так называемая контркультура.
29. "В качестве синонима духовной культуры можно пользоваться и понятием просвещение" (Витаньи И.Общество, культура, социология. М., 1984. С.114). Можно ли согласиться с высказыванием И.Витаньи? Сопоставьте понятия "духовная культура" и "просвещение".
30. Поместите в левый столбик термины, характеризующие материальную культуру, а в правый - духовную культуру:
нормы, правила, образцы поведения, автомобиль, книга, ритуалы, язык, украшения, мифы, храмы, орудия труда, обычаи, традиции, знания, церемонии, теория относительности, дуэль, диспут, воздух, огонь.
Приложение №3
Примерный план семинарских занятий
(на период выездной сессии).
Занятие № 1
«Проведение социологического исследования» .
1. Свойства и функции гипотезы в социологии. Ее виды. Разработка гипотез.
2. Построение выборочного обследования. Генеральная совокупность и выборочная совокупность (примеры). Репрезентативность выборки.
3. Построение программы социологического исследования. Формулировка и обоснование проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, выдвижение гипотез, как формируется выборочная совокупность.
4. Структура анкеты.
5. Виды вопросов.
Занятие № 2
«Общество как социальная система» .
1. Понятия общество, страна, государство. Общество как целостная система.
2. Признаки общества.
3. Сущность, структура и функции общества как системы.
4. Теории направленности развития общества.
5. Типы обществ.
6. Основные формы социальной стратификации. Особенности стратификация российского общества.
7. Социальная мобильность, причины её вызывающие. Её типы и виды.
8. Маргинальные слои в социально-классовой структуре общества. Две основные волны маргинализации в России.
Занятие № 3
«Личность как объект и субъект социального развития» .
1. Понятие личности: сущность, структура. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность, «личность».Свойства личности.
2. Структура личности.
3. Биологизаторский и социальный подход к развитию личности.Теории развития личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже).
4. Социализация человека: ведущие направления и механизмы. Первичная социализация. Особенности социализации в детском возрасте.
5. Вторичная, третичная социализация. Особенности, институты, агенты.
6. Социальный статус и социальные роли личности.Типы личности.
Занятие № 4
«Социальные институты. Семья как социальный институт» .
1. Понятие социального института как одной из базовых социальных дефиниций. Типы социальных институтов.
2. Функции институтов.
3. Сущность, структура семьи. Жизненный цикл семьи.
4. Социальные функции семьи, их общественное и индивидуальное значение.
5. Исторические формы семьи и брака. Типы семьи брака.
6. Семья и демографические проблемы общества.
7. Мотивы брака и разводов.
8. Современная семья. Проблемы современной семьи.
Занятие № 5
«Социология общения» .
1. Процесс общения, его цели средства, функции, этапы
2. Виды общения
3. Структура общения.
4. Особенности построения разговора.
5. Комплимент, требования к нему. Типы комплиментов.
6. Необходимые компоненты прощания.
7. Особенности невербального общения.
8. Слушание рефлексивное и нерефлексивное.
9. Поза, жесты. Прикосновения
10. Улыбка. Визуальный контакт.
11. Расположение относительно друг друга в пространстве. Расстояние между беседующими.
Занятие № 6
«Культура как ценностно-нормативная система»
1. Место социологии культуры в системе социологии. Предмет и задачи социологии культуры
2. Структура культуры: виды, формы, разновидности (субкультура).
3. Функции культуры и закономерности её развития.
4. Культура различных социальных субъектов.
5. Социологические методы изучения культурных процессов.
Занятие № 7
«Здравоохранение как социальный институт» .
1. Социальный смысл понятия "здоровье" и "болезнь". Здоровье как социальная ценность.
2. Социологические проблемы отношения населения к здоровью.
3. Формирование социологических знаний о здравоохранении и медицине. Отечественный и зарубежный опыт.
4. Социальные характеристики отношений в системе "врач - пациент - родственники пациента - коллеги".
5. Социальная роль и социальный статус врача.
6. Социальные инновации в здравоохранении.
7. Методика и практика социологических исследований в системе здравоохранения.
Примечание: Занятия № 1-4 – обязательные для проведения;
№ 5-7 – по выбору студентов.