Философский энциклопедический словарь - М., 1983.
Социология– «наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей».
Краткий социологический словарь - М., 1989.
Социология– «это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов».
Г.В. Осипов
Социология – это «наука о законах функционирования и развития социальных организмов»
М.Н. Руткевич
Социология– «это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».
В.А. Ядов
Социология – это «наука о законах и формах проявления социальной (общественной) жизни».
А.Г. Здравомыслов
Социология – «это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах».
С.С. Фролов
Социологию можно определить как «научное изучение общества и социальных отношений».
Н. Смелзер
Социология– «это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».
Э. Гидденс
Социология – «это изучение сложных взаимоотношений между людьми и обществом, исследование того, как люди создают и изменяют общество, и как общество формирует поведение людей и их представления о себе»
Дж. Томпсон и Дж. Пристли
В существующем многообразии определений социологии и ее предмета есть нечто общее, что позволяет объединить все эти взгляды:
это принятие социального как основного свойства человеческого рода, благодаря которому возникло общество и все его структуры;
признание того, что социальная реальность имеет системный характер;
признание закономерности и исторической обусловленности социальной реальности.
Понятие «социальное» рассматривается с двух позиций.
Во-первых, социальное – это то же самое, что и общественное, т. е. эти понятия равнозначны.
Во-вторых, социальное – это часть общественного.
В зависимости от выбора той или иной позиции, сложились различные определения социологии.
Понятие «социальное» было введено немецким ученым Карлом Марксом (1818 – 1883) как характеристика одной из сторон общественной жизни. Карл Маркс использовал два термина – общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» он употреблял, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон - экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» – в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.
Нередко в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс отождествляли понятие «социальное» с понятием «гражданское». Причем последнее понятие они связывали с взаимодействием людей в рамках определенных социальных общностей (семья, класс, община и т.д.).
Крупнейший французский социолог Эмиль Дюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении феномена «социального» как специфического предмета социологии. Социальное, по Э. Дюркгейму, рассматривается как проявление группового или коллективного сознания в отличие от индивидуального.
Социологическая традиция, которая идет от М. Вебера, предполагает истолковывать понятие социального через категорию «социальное действие». Эта традиция в основных своих чертах поддерживается и в современной американской социологии (например, «теория социального действия») Т. Парсонса.
В современной социологической литературе «социальное» рассматривается как совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.
2. . Структура и уровни социологического знания
На каждом этапе развития социологии как науки в связи с уточнением ее предмета, методов, основных принципов изучения общества и его частей, возникают различные подходы к рассмотрению ее структуры, обусловленной, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Это в свою очередь дает объективное основание для выделения трехуровневой структуры социологической науки:
общая социологическая теория (общетеоретическая социология);
специальные (частные) социологические теории (или теории среднего уровня);
конкретные социологические исследования.
Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки.
Общетеоретическая социология направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, изучает глубинные (сущностные) моменты развития общества, исторического процесса. На этом уровне исследуются взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость всех сфер общественной жизни.
В 1947 г. американским социологом Робертом Кингом Мертоном было введено понятие «теории среднего уровня», для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве опосредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. В отечественной социологии их принято называть специальными социологическими теориями.
Специальные социологические теории позволяют исследовать и объяснять специфику развития и функционирования отдельных структурных частей социальной системы, их закономерности и взаимодействия.
Характерными для специальных социологических теорий являются следующие положения:
каждая из них опирается на широкую эмпирическую базу по соответствующей проблеме;
теоретическое описание изучаемой стороны социальной подсистемы происходит на основе обобщения эмпирических фактов;
они описывают теоретическую модель исходя из определенной социологической теории;
одновременно они сами выступают теоретической базой для соответствующих социологических исследований.
Специальные социологические теории условно подразделяют на три группы:
теории социальных институтов,
теории социальных общностей,
теории специализированных социальных процессов.
В первой группе находят отражение сложные социальные зависимости и отношения, которые изучаются социологией труда, социологией семьи, социологией политики, социологией права и т.д.
Вторая группа теорий исследует структурные единицы общества – от малой группы до социального класса.
В третьей группе теории специализируются на изучении социальных изменений и процессов. Сюда включаются социология девиантного поведения, социология конфликтов, социология общественных движений и т.д.
Как отмечалось выше, третьим уровнем социологической науки являются конкретные социологические исследования. Они представляют собой систему теоретических, эмпирических и организационных процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте. Конкретное социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, имеет свою структуру и подчинено собственной логике. Они дают основания для выработки рекомендаций к решению текущих и перспективных задач. Данный вид исследования может быть осмыслен на уровнях специальных или общесоциологических теорий.
Любое научное познание, в том числе и социологическое, выступает как единство двух взаимосвязанных уровней знания – теории и эмпирии.
В социологической науке обычно речь идет о двух подходах к изучению общества: макросоциологическом и микросоциологическом.
С момента становления социологии как науки, в социологии на Западе на всем протяжении XIX в. вплоть до 20-х годов XX в. господствовала макросоциологическая ориентация. Все социологическое знание в этот период сводилось только к общетеоретическому. Формирование микросоциологической ориентации, микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов XX в. В течение примерно 30-40 лет социологи были ориентированы на эмпирическое описание изолированных, порой фрагментарно выраженных сторон деятельности социальных групп без рассмотрения их связи с процессами, происходящими на макроуровне. В основном проводимые исследования выполнялись на микросоциологическом уровне и имели прагматическую ориентацию, были направлены на решение конкретных социальных проблем.
Прикладное исследование ориентировано на практическое решение социальных проблем, чаще всего ограничивается поиском пути решения конкретной проблемы в конкретной социальной ситуации и на конкретном социальном объекте, не претендуя на установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе. В ходе проведения прикладного исследования ранее полученное теоретическое знание используется уже в готовом виде при составлении программы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении научного отчета и т.п. В таком исследовании доминирующую роль играют конкретные деловые рекомендации, а не теоретические (научные) знания.
3. 3. Функции социологии
Социологическое познание и многообразие связей социологии с социальной практикой определяются системой социологических функций. Их условно разделяют на теоретические и прикладные. Первые позволяют производить теоретический анализ различных сторон общественной жизни. Вторые направлены на познание закономерностей социальных процессов, выявление достоверной информации о социальной практике. Существуют различные классификации функций социологии.
Рассмотрим следующие основные функции социологии:
теоретико-познавательную,
прогностическую,
социального проектирования и конструирования,
организационно-технологическую,
управленческую,
инструментальную.
С помощью теоретико-познавательной функции происходит накопление знаний в области социальной жизни, раскрываются закономерности и перспективы развития общества. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество – сложная система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной социологии.
На общетеоретическом уровне она выступает в форме формулировки проблем социальной действительности, разработки гипотез, определения путей, методики инструментария социологического исследования, а также определения прогнозов общественного характера.
На среднем уровне (частные социологические теории) происходит перевод общих понятий на эмпирический уровень, идет накопление знаний о сущности, противоречиях явлений и конкретных ситуациях, имеющих место в человеческой жизни.
На эмпирическом уровне социологические исследования, выявляя новые факты, ведут к увеличению обоснованных знаний о социальной действительности. В конечном итоге познавательная функция также является основой для осуществления других функций.
Прогностическая функция способствует выработке прогнозов о тенденциях развития социальной сферы в целом и его отдельных сторон. При построении социологического прогноза исходят из выделения устойчивых тенденций развития изучаемого явления или процесса и составления оценочных характеристик возможного будущего состояния. Особенно актуальными становятся прогнозы в переходные периоды развития общества.
Содержание функции социального проектирования и конструированиясоставляет построение модели оптимального состояния социального явления или процесса с идеальными характеристиками (модель специалиста, выпускника и т.д.).
Основу организационно-технологической функции обуславливают социальные технологии и практические рекомендации. Практические рекомендации относительно объективных сторон жизнедеятельности общественного организма объединяют вокруг себя социальную структуру общества, политический строй, конкретные условия труда и быта людей. Рекомендации касательно субъективных факторов включают в себя мотивы, цели, намерения, установки, интересы, ценностные ориентации, идеологические представления.
Управленческая функция заключается в составлении социальных нормативов, показателей, критериев, разработку планов социального развития, обеспечение информационно-аналитической основы, формирования социологической культуры. Функция способствует совершенствованию управления социальными процессами; отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социальными процессами?».
Инструментальная функция предусматривает разработку, как общих методик социального познания, так и специальных методов сбора социальной информации, приемов ее анализа, обобщения и обработки.
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное».
Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп, людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или социальной группы. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди оказывают воздействие друг на друга и тем самым способствуют тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств.
Через понятия «социальное действие и взаимодействие», «социальные отношения» дается в социологии характеристика всех других социальных образований: «социальная роль», «социальный статус», «социальный контроль», «социальная группа», «социализация», «социальная структура» и др. Фундаментальной категорией социологии является также категория «общество».
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям.
По степени общности эти законы могут быть подразделены на
общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого,
специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества.
По характеру, способу проявления социальные законы делятся на
динамические, которые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений;
статические, которые детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.
Исследовать социальные законы – это значит установить существенные связи между различными элементами социальной сферы и социальных общностей, между обществом и личностью. Под действием социальных законов формируются социальные качества людей, что проявляется в образе жизни данного общества. Если требования социального закона находятся в соответствии с поведением и действиями людей, составляющих данную общность, то можно говорить о социальной эффективности механизма действия этого закона и наличии устойчивой тенденции к соблюдению требований того или иного закона.
Социология и социальная философия. Ключевую роль в возникновении и становлении социологии как науки сыграла социальная философия. Еще до первой четверти XX века их нередко отождествляли. В самом широком рассмотрении социальная философия представляет собой раздел философии, в котором выявляются качественное своеобразие общества, его генезис и развитие. Общество видится как некая всеобщая целостность. В узкой трактовке социальная философия представляется разделом общей социологии. Социальные проблемы исследуются категориями теоретической социологии. В том или ином случае анализ осуществляется с философских позиций.
Социальная философия выявляет устойчивые условия существования социальной сферы и включает в себя довольно широкий круг проблем: анализ природы человека, его происхождение и структуру, роль и место человека в обществе, возникновение и генезис государства в соотношении с обществом. В социологии также изучаются проблемы, связанные с обществом в целом с его субстанциональными основами, законами функционирования и развития, различие составляют методы и способы исследования. В отличие от социальной философии социология осмысливает социальную действительность не как предельную абстракцию, а как реальность. Социологическое познание имеет предметную, практическую направленность. Еще более различаются рассматриваемые науки по методам исследования. В социальной философии проблемы решаются умозрительно. В социологии на основе данных эмпирической науки.
Социология и история. Между историей и социологией существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология – in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.
Социологические выводы и положения непосредственно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым условием, важной предпосылкой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.
Социология и политология.В политологии также изучаются обществоведческие проблемы. За рубежом несколько десятилетий назад она выделилась из социологии и превратилась в самостоятельную научную дисциплину. Наиболее значимыми в политологии являются проблемы политической власти, деятельность политических партий, организаций и общественных движений, сравнительный анализ современных политических систем и т.д. В целом, предметом этой науки выступает политический процесс как феномен и как результат взаимодействия различных социальных сил. Политологи стремятся выявить механизм осуществления власти и властных отношений. В социологии политический процесс, сфера властных отношений рассматриваются как часть или подсистема социального целого. В данном случае устанавливаются закономерности ее функционирования, влияния на различные социальные институты.
Социология и экономика. Что касается экономической науки, то в ней происходит поиск путей и средств максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей в условиях ограниченных ресурсов. В характеристике жизненного уровня людей уделяется основное внимание количественным параметрам. Социологический подход предусматривает выделение преимущественно качественных характеристик, раскрывающих картину социального обеспечения различных слоев населения. Экономисты концентрируются на исследовании сферы материального производства, рыночных механизмов и функционирования финансовых организаций. Для социологов экономическая сфера выступает в качестве одной из подсистем социального целого.
Если в правовых науках анализируются законы и их применение, то в социологии выясняются причины, обусловившие необходимость того или иного закона, отношение людей к нему и степень его социальной необходимости и эффективности.
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение общества, используя знание объективных социальных закономерностей и связей. Например, если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального «Я», а для социологии – проблемы межличностного взаимодействия «Мы». Изучаемая личность для социолога – это субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации он рассматривает с социальных позиций, ролевых ожиданий и т.д. Социология берет из психологии теорию мотивов поведения, личных и массовых действий, что выступает необходимой составной частью исследования поведения личности в коллективе и обществе.
У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология, психология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания. Ведь опросы и наблюдения использует не только социология, но и психология, статистика, журналистика, медицина и т.п. Эксперимент как метод находит свое широкое применение и в психологии, экономике и в естественных науках. Контент-анализ проводят в литературе, истории и юриспруденции. В то же время антропологии как самостоятельная наука занимается, в частности, изучением локальных, простых доиндустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями.
Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Это позволяет социологии широко взаимодействовать со многими социально-гуманитарными науками и не только влиять на характер их научного развития, но также и испытывать обратное воздействие.